Ниша услуг автосервиса еще не заполнена и является "лакомым кусочком" для развития малого и среднего бизнеса. По данным компании "Pro-consulting" в Украине зарегистрировано более 10 млн. транспортных средств. Согласно статистике продаж, за 2007 год продано 542 тыс. новых автомобилей, а к концу 2008 года украинский рынок может достичь 709 тыс. автомобилей и будет растущим еще несколько лет подряд, до тех пор, пока уровень автомобилизации не достигнет показателя хотя бы в 500 авто на 1000 жителей (сейчас это 130 авто на 1000 человек). Со стремительным ростом автомобильного рынка существует значительная проблема по обслуживанию парка. Обеспеченность СТО в Украине достигает 50-60% от общей потребности.
Также большие перспективы развития сферы автоуслуг гарантированы потоком финансовых вливаний в чемпионат Европы по футболу 2012 года.Украинской стороной разработана Концепция транспортного обслуживания чемпионата, согласно которой в строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт старых дорог необходимо вложить 76,2 миллиарда гривен. Для развития придорожной сервисной инфраструктуры в концепции предполагается привлечь инвесторов на строительство объектов дорожного сервиса. Вот она — волна Фортуны, чтобы открыть свое СТО!
РЕГИСТРАЦИЯ
На СТО расчет за обслуживание, как правило, происходит двумя способами — как налом, так и безналом. Для того, чтобы можно было осуществлять безналичные расчеты (например, при закупке оборудования, при работе с корпоративными клиентами), вам при регистрации достаточно оформить статус СПД. В таком случае вы автоматически получаете лимит на безналичный счет, который составляет 500 тыс. грн. ( стандартную процедуру регистрации СПД смотрите в нашем предыдущем материале "Открываем сапожную мастерскую" — Хождение по инстанциям).
Совет в тему
Владелец СТО с арендованным коммерческим помещением Владислав Глушко:
"Если ваш бизнес станет настолько успешным, что лимита суммы по безналу окажется мало, регистрируйте еще один СПД, например, на свою жену. Тогда у вас будет дополнительный люфт — плюс еще 500 тыс. грн.".
МЕСТО
Удачным для бизнеса считаются территории АЗС, гаражных кооперативов, помещения 1-2 этажей с фасадной частью, которая видна с трассы. Для начала бизнеса имеет значение район города и загруженность автомобильной трассы. Например, выгодны места у дороги, ведущей в бизнес-центр города, маршруты въезда – выезда из районов скопления офисов, развлекательных заведений, бутиков и супермаркетов, направление трасс к коттеджным поселкам.
Получить облюбованное место можно 5 способами:
1. Аренда нежилого фонда района (сроком на 1 год).
2. Покупка готового помещения с профилем автосервиса, без оборудования ( объявления в специализированных изданиях, на сайтах).
3. Покупка помещения "под ключ", с профилем автосервиса, с оборудованием (объявления в специализированных изданиях, на сайтах).
4. Покупка участка для постройки помещения под СТО.
5. Аренда коммерческого помещения ( оформление договора с арендодателем сроком от 3 до 5 лет ).
Совет в тему
Владелец мини-СТО Денис Коваленко:
"На старте своего бизнеса я прошел процедуру торгов на государственную аренду нежилых помещений. Оформление заняло более шести месяцев. На закупку и монтаж оборудования я потратил еще 3 месяца. На формирование клиентской базы ушло около года и тут пришел срок, когда закончилась аренда в районной администрации. Пришлось заново участвовать в торгах. Право на "свое помещение" я потерял, но выиграл другое. Убытки — переезд боксов и время. Подобный вариант подходит тем, кто готов ежегодно начинать все с нуля. Советую не прельщаться низкой стоимостью государственной аренды, а искать долгосрочный коммерческий вариант".
Продавец готового помещения СТО (без оборудования) Григорий Новичков:
"В прошлом году я купил дачный участок под застройку, но без полного пакета документации. За проект постройки СТО, перепрофилирование статуса, согласование со всеми госслужбами, получение "Акта госкомиссии по приему в эксплуатацию СТО" в целом я уплатил около 50 тыс. у.е. одними взятками.
В этом году оказалось, что по Госплану застройки Киева трассу рядом с моим СТО перенесут. Практически, нужно либо менять сферу бизнеса, либо продавать участок и покупать новый. В любом случае я потерял деньги. Советую найти знакомых, владеющих достоверной информацией о всех изменениях плана Киева и оплатить их услуги — дешевле выйдет".
Владелец СТО с арендованным коммерческим помещением Владислав Глушко:
"Изначально я арендовал помещение 100 кв.м по цене 22 у.е за кв. метр, сроком на 3 года. Сейчас цены на подобные помещения выросли до 38-45 у.е за метр. Я обратился к арендатору с предложением пересмотреть договор аренды и продлить сроки до 7 лет. Мы внесли пункт о коррекции цен с учетом инфляции и средней рыночной стоимости. Сейчас все довольны — арендатор имеет гарантированный доход без потерь, а я – долгосрочное помещение для бизнеса. Старайтесь заинтересовать арендатора так, чтобы продлить сроки использования помещения".
РЕЗЮМЕ: Особенность Киева в том, что он постоянно перестраивается и вам невыгодно покупать ни участок под застройку, ни бизнес "под ключ". Наименьшие риски в варианте аренды коммерческого помещения.
ОБСЛУЖИВАНИЕ
В "Киевэнерго" вам следует заключить договор на обслуживание. Расход электроэнергии при ( 380 Вт) СТО, площадью 100 кв. м, трех рабочих боксах и 7 мастерах — от 1 500 до 3 000 грн в месяц.
Подача и водоотвод ( через арендатора по квитанции ЖЭК) — от 100 до 150 грн в месяц.
Вывоз мусора. За разовый вывоз — 30 грн (стандартный мусорный контейнер).
Совет в тему
Владелец СТО с арендованным коммерческим помещением, Леонид Прохоров:
"Первое время я вызывал специальные службы по вывозу и утилизации мусора по телефону. В этом году заключил контракт на обслуживание с указанием дня недели и времени вывоза. Еженедельно, в пятницу это происходит автоматически. При контракте вы сможете сэкономить от 2 до 5% плюс время на вызов и ожидание. Еще один вариант — найти фирму через специализированную справочную службу. Например, через платную "059" скидки могут достичь 10%".
ОБОРУДОВАНИЕ
Для помещения 100 кв. м, 3-х рабочих боксов и семи мастеров вам нужно закупить:
- Гаражное оборудование: подъемники, подъемные механизмы, пневмооборудование, сервис шин, маслосменное оборудование, очистное оборудование.
- Сварочное оборудование.
- Диагностическое оборудование.
- Рабочий инструмент.
Совет в тему
Владелец СТО с арендованным коммерческим помещением, Владислав Глушко:
"При закупке оборудования хотел существенно сэкономить. Цена нового подъемника — около 3, 5 тыс. у.е за шт., а б/у — около 1,5 тыс. у.е за шт. Через три месяца работы пришлось ремонтировать, и уже через год покупать новые подъемники. Выбирая бывшее в употреблении оборудование, лучше взять с собой хорошего мастера и вдвоем проверить состояние. Идеальный вариант — покупать новое оборудование с гарантийным сроком от производителя. И еще — не ориентируйтесь на масштабы торговой организации, часто крупные компании продают дороже, чем мелкие посредники-перекупщики".
РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Совет в тему
Владелец СТО, опыт работы в малом бизнесе 12 лет, Сергей Чернышенко:
"Закупать лучше оптом, на несколько месяцев вперед — получаете существенные скидки около 7—10%. Например, шипованную резину ( зимний вариант) покупаю летом и наоборот".
ПЕРСОНАЛ
Людей для своего бизнеса лучше отбирать лично, в практической работе, собеседование формальное, испытательный срок — 1 месяц. Ориентируйтесь на средние расценки по зарплатам, потому что СТО сфера, в которой мастер получает приличные чаевые от постоянных клиентов.
1. Наем профессиональных мастеров ( опыт работы от 5 лет) на постоянной основе с учетом перечня автоуслуг СТО: шиномонтаж, ремонт ходовой, ремонт двигателей, ремонт КПП, ремонт электрики, диагностика по инжекторам: 4 человека. Оплата — от 4800 грн. в месяц + чаевые.
2. Наем профессиональных мастеров ( от года до 5 лет работы) на постоянной основе с учетом аналогичного перечня автоуслуг СТО: 3 человека. Оплата — от 3800 грн. в месяц + чаевые.
3. Бухгалтера лучше воспитать в семье (отправить на курсы, в вуз супругу, сестру) — ставка при частичной занятости — 2500 грн. в месяц.
4. Охрана — контракт с охранной фирмой на условиях смены: сутки/трое — 2500 грн в месяц.
5. Директор-администратор — от 5000 грн.
Совет в тему
Владелец СТО с арендованным коммерческим помещением, Леонид Прохоров:
"В летний сезон наблюдается небольшой спад в услугах по обслуживанию авто, хотя и есть заказы по профилактике, ремонту — лучше собрать коллектив и определить 15 дней, которые устроят всех, как коллективный отпуск. Тогда заранее оплатив аренду, я закрываю СТО на две недели. Деньги на отпуск можно откладывать в течение года, так, чтобы хватило на оплату аренды. Таким образом СТО работает со 100% эффективностью и мастера не заменяют тех, кто отдыхает".
Владелец СТО, опыт работы в малом бизнесе 12 лет, Сергей Чернышенко:
" Недавно я заключил договор с некоторыми киевскими ПТУ. Выпускники этих учебных заведений официально проходят практику на моем СТО. По собственной инициативе я доплачиваю ребятам за конкретные работы — от 200 грн в неделю. Они получают плюс по практике, опыт работы и хорошие рекомендации, я — помощников для мастеров".
КЛИЕНТУРА
От вас требуется:
1. Качество выполненных работ.
2. Высокий уровень профессионализма мастеров ( быстро находят и устраняют неполадки).
3. Хорошее состояние помещения СТО, инструментов, внешний вид персонала и территории. Наличие места для отдыха и ожидания (чай, кофе, пресса, телевизор).
Вы получите:
1. Постоянного клиента.
2. Бесплатную рекламу и расширение клиентской базы ( хорошее обслуживание рекомендуют: близким, друзьям, родственникам).
3. Нужные связи и контакты во всех сферах общества ( постоянный клиент с радостью поможет своему мастеру решить какие-то проблемы).
4. Дополнительные скидки по социально-бытовым вопросам (обмен визитками, флаерами, прайс-листами и т.п. Постоянные клиенты всегда ими делятся).
МЫСЛИ "БЫВАЛОГО". Геннадий Бойченков, владелец сети СТО:
О конкурентах и взятках
Не пустят в малый бизнес, будут бить, вредить — страшилки! Малые деньги — малые проблемы. Побеспокоитесь об этом, когда перейдете в разряд крупного бизнеса.
О перспективах
Первая — создание сети мини СТО, и вторая — расширение и переформатирование станций в специализированный центр обслуживания автомобилей ( крупная СТО+ автомойка + магазин самообслуживания). Эти автоцентры могут быть собственными, франчайзинговыми или партнерскими. Именно слияние технических услуг и торговли автозапчастями наиболее перспективное направление для тех, кто "вырос из маленького бизнеса".
О карьере
"... в бизнес мой сын попал после школы учеником мастера и через три года стал профи. Позже ему предложили партнерство. В дело было вложено около 120 тыс. у.е. По всем расчетам выход в ноль планировали на 5 год работы, но в реальности — чистый доход появился через 7 лет. Сейчас касса за день больше 800 у.е. Мы с сыном — конкуренты с разной бизнес-политикой. Я хорошему мастеру и машину найду и денег одолжу без процентов. У сына все наоборот — большая ставка и чисто деловые отношения. Самое смешное — и его и мой бизнес прибыльные!