Тем, кто оперативно открестился от коллективной ответственности, отгородившись личными водомерами, все нипочем (по опыту, они расходую в 1,5—2 раза меньше нормы). А вот остальным, кто по бедности или по лени не в состоянии их купить, приходится серьезно раскошеливаться, оплачивая водопады у соседей сквозь неисправные краны и знаменитые бачки марки "Эврика", а заодно и все возможные грехи коммунальщиков. И чем больше квартир в доме обзаводится счетчиками, тем больше достается "отказникам". Для сравнения: если раньше по нормам семья из трех человек платила в месяц за холодную воду 4,51 грн. х 3 чел. = 13,53 грн., то теперь, получая "разнарядку" по квитанции в 10 кубов на "нос", должна выложить 1,48 грн. х 10 м3 х 3 чел. = 44,4 грн. А на четырех выходит без малого 60 грн.
Читатели справедливо сетуют на то, что при подсчете душевого расхода воды жэки учитывают не реальное количество жильцов, а только зарегистрированных, тогда как в квартирах без счетчиков зачастую проживает больше народу, соответственно и воды они "выпивают" больше. Плюс к тому, из-за несвоевременной оплаты нельзя учесть фактическое потребление в квартирах с водомерами.
1. Одна из причин переплаты — недобросовестное снятие показаний с домовых счетчиков работниками жэков. Поэтому требуйте, чтобы в нем участвовал представитель от жильцов. Это законное право потребителей.
2. Если горячая вода начинает течь только после длительного слива, это может означать, что в вашем доме не работает циркуляционный насос. Тогда жэк не может выставлять к оплате больше установленной нормы потребления (3,5 м3 на человека). Поэтому, если вынуждают платить больше, требуйте проверки исправности насоса — письменным заявлением в районную или городскую администрацию, а также в Управление по делам защиты прав потребителей.
3. Следите за тем, чтобы на общедомовом счетчике не "сидели" частные арендаторы: столярная мастерская, кафе или парикмахерская. Нередко бывает, что жэк об этом знает, и покрывает расход за счет жильцов, а с предпринимателей берет дополнительную плату себе в карман. Арендаторы должны иметь свой счетчик, показания которого вычитаются из данных общего водомера до того, как их разделят между жильцами. Поэтому требуйте от жэка распечатку по счетчику, откуда будет видно, сколько воды "выпивают" арендаторы, и сколько квартиры со счетчиками.
4. Если сладить с жэковцами своими силами не получается, обращайтесь в райадминистрацию, в Управление жилищно-коммунального хозяйства и Управление по вопросам ценовой политики КГГА (письмом с уведомлением), звоните в coll-центр КГГА. Наконец, в Управление по защите прав потребителей.
БОЛЬШЕ СОЗНАТЕЛЬНЫХ — МЕНЬШЕ ПОТЕРЬ
Требуйте от жэков проводить профосмотры сантехники, в том числе соседской. По "Правилам предоставления услуг", они должны это делать не реже двух раз в год. А если расход на домовом счетчике "зашкаливает", должны провести срочную ревизию.
Вовремя вызывайте сантехников для устранения мелких поломок. Менять прокладки в кранах и регулировать сливные бачки они должны бесплатно, это входит в тариф.
ПРАВА МОЖНО ОТСТОЯТЬ
Мы позвонили в Киевское городское управление по делам защиты прав потребителей с вопросом, приходилось ли им помогать гражданам в борьбе с жэками по контролю норм потребления воды.
"Да, такое бывает. Например, недавно был случай, когда один из столичных жэков выписал жильцам к оплате 21 кубометр с человека, то есть почти в четыре раза больше нормы. Как оказалось, в домовой книге действительно был зафиксирован повышенный расход за один месяц. Управление обязало жэк создать специальную комиссию для проверки фактов повышенного расходования воды, которая должна состоять из представителей трех заинтересованных организаций — жэка, Водоканала и горадминистрации. Правда, жэк предпочел обойтись без "ревизии" и ограничился тем, что пересчитал плату скандальному жильцу по двукратной норме потребления, заложенной в Распоряжении КГГА № 2309 как предельное отклонение для назначения подобного разбирательства.
Но вообще в таких случаях доказать что-либо сложно. Поэтому лучше всего, конечно, поставить счетчики. Да, жэк должен следить за исправностью домовых коммуникаций, обходить квартиры, фиксировать неисправности в журналах и устранять их. Но на самом деле этого никто не делает, потому что граждане имеют право никого не пускать в квартиру. И, как правило, не пускают именно те, у кого больше всего течет", — рассказали нам специалисты управления.