I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Железная дорога: от вагонов без крыши до проводника по вызову

Сто лет назад в поездах были рояли, а полки для спанья подвешивали прямо к потолку.

В первое воскресенье августа железнодорожники всего СНГ по традиции отмечают свой профессиональный праздник. Услугами "железки" пользуется каждый, и "Сегодня" решила вспомнить, какими были первые пассажирские вагоны и какими они стали спустя полтора века.

Для нынешнего поколения наших сограждан классикой вагона стал так называемый "шоколадный аммендорф" (так на сленге проводники называют 30—40-летней давности вагоны, выпускавшиеся в городе Аммендорф (бывшая ГДР). Сейчас им на смену постепенно приходят украинские — производства Крюковского вагонозавода. Как рассказали нам в пресс-службе "Укрзализныци", наши вагоны длиннее немецких, поэтому купейный вмещает не 36, а 40 пассажиров. И комфортнее, потому что оборудованы кондиционерами, керамической сантехникой, информационными табло, кнопкой вызова проводника. Сегодня цена такого вагона — около 6 млн. грн. Увы, пока их выпущено всего несколько сотен — у государства нет денег на закупку.

Реклама

Фото пресс-службы
Супервагон. Можно заказать для индивидуального круиза, коль денег много

КАРЕТА НА КОЛЕСАХ. О том, что по рельсам можно перевозить не только грузы, но и людей, раньше всех додумались в Англии. В 1800-х умельцы просто поставили карету на колеса, приспособленные для движения по чугунным направляющим, и впрягли в нее лошадей. Но инженерная мысль развивалась быстро: и 30 лет спустя в Европе и США построили первые настоящие вагоны, предназначенные для перевозки людей. Конечно, путешествовать в них было не очень комфортно: лишь в самых дорогих вагонах первого класса были застекленные окна и сидячие места, второй класс довольствовался лишь скамейками и крышей над головой, а в третьем классе и ее не было.

Но лиха беда начало: уже в 1836 году на Пенсильванской железной дороге в США появились прототипы спальных вагонов. В них были трехъярусные полки, а пассажирам выдавали соломенные матрасы. В 1867 году завод Пульмана (США) выпустил вагоны с мягкими сиденьями. На ночь они превращались в спальные места, причем верхние полки спускали с потолка на цепях. Эти вагоны в 1873 году появились в Европе, но в измененном виде: с двух- или четырехместными купе. В 1872 году на заводах Пульмана начали строить вагоны-столовые и вагоны-рестораны.

Реклама

Фото пресс-службы
Скоростной. Быстро, мягко и сервис на уровне

С тех пор вагоностроение пошло по двум основным путям: дешевые, с минимумом удобств для простонародья, так называемые общие вагоны, и дорогие, предназначенные для богатых пассажиров. Последние оборудовали роскошной мебелью, коврами и даже иногда роялем, чтобы путешествующие не скучали в дороге, ведь поезда тогда ездили медленно, со средней скоростью 40—50 км/час. В таком купе путешествовали в одиночку, дабы никто не стеснял. Цена билета — тоже соответствующая, ведь такой вагон перевозил всего 6—8 человек, в отличие от общих вагонов, куда набивалось более трех десятков.

Фото И. Шаповалова
Плацкарта. Народу много, зато недорого — можно и потерпеть

Реклама

Было и нечто среднее — так называемый второй класс — аналог современных купейных вагонов, которые могли себе позволить те, кому не по карману путешествовать первым классом. Такое деление действует и поныне, только одноместные купе заменили на двухместные. Лишь с появлением суперскоростных поездов (в Европе ТЖВ или "Пендолино" разгоняются более чем до 300 км/час и находятся в пути максимум 5—6 часов) кресла стали устанавливать, как в самолетах.

Отдельно стоит упомянуть о спецвагонах, прежде всего предназначенных для военных целей — так называемых штабных, появившихся в годы Первой мировой войны. По сути, это был дом на колесах — в нем находилась комната для совещаний, оборудованная спецсвязью, спальня, кухня, душ, купе для обслуги. Некоторые из них до сих пор сохранились в музеях, в частности в крупнейшем в Украине (Донецк), который, как сообщили нам, увы, закрыт в связи с кризисом. Ну а рядовых солдат перевозили в теплушках — товарных вагонах, в которых устанавливали деревянные нары и ставили железную печку¬-буржуйку.

МАНЧЕСТЕР—ЛИВЕРПУЛЬ

Так выглядит пассажирский вагон первого класса, курсировавший между Манчестером и Ливерпулем в 30—50 годах XIX века (английского типа). Позже он распространился и по всей Европе. В вагоне три купе по шесть сидячих мест в каждом, багаж пассажиров располагался на крыше, как в почтовых дилижансах. Отопления не было, но окна были застеклены, в отличие от вагонов второго и третьего класса.

САМЫЕ ПЕРВЫЕ

1803 — в Англии первые пассажирские экипажи с конной тягой поехали по первой в мире железной дороге.

1829 — отец и сын Стефенсоны создали первый пассажирский паровоз "Ракета" (макс. скорость 42 км/ч).

1830 — под колесами поезда погиб первый человек. 60-летний член английского парламента Уильям Хаскиссон при открытии ж/д Ливерпуль—Манчестер решил поговорить с премьером Веллингтоном, который был по другую сторону путей...

1837 — в России первая дорога Петербург—Царское Село (25 км).

1861 — первая ж/д в Украине от Львова до Перемышля (86 км).

2007 — поезд ТЖВ (Франция) достиг рекордной скорости 553 км/ч.

НАВАРИВАЛИ НА "ЗАЙЦАХ", БЕЛЬЕ, ВОДКЕ И СТАРЫХ БИЛЕТАХ

Проводники в поездах существуют столько же, сколько и пассажирские перевозки — более 150 лет. Профессия хозяина вагона в СССР считалась престижной, потому что, помимо небольшой зарплаты (100—120 рублей), она приносила дополнительный заработок. Прежде всего за счет перевозки "зайцев", повторной продажи пассажирам постельного белья и спекуляции среди них водкой (ее продавали в вагоне-ресторане за двойную цену).

"За один рейс из Киева в Ленинград я в 1990 году зарабатывал на всем этом 200—300 рублей! Конечно, мы все делились с бригадиром, но 90% дохода оставляли себе, — вспоминает бывший проводник Александр. — Сейчас контроль ужесточился, но не намного — белье, правда, проводникам выдают в запаянных пакетах, но "зайцев" они возят по-прежнему. С отменой именных билетов вернулся старый способ заработать: на продаже за десятку командировочным, которые из экономии едут плацкартой, использованных купейных билетов".

Но, похоже, профессия проводника становится вымирающей. Они еще остаются во всех странах бывшего СССР и в Китае, но в Индии, к примеру, от их услуг отказались. В Европе кондукторы тоже, как правило, не привязаны к поезду, в их функции входит только проверка проездных документов. Если поезд пересекает границу, то в соседней стране билеты проверяют уже местные кондукторы. В ЕС можно купить у кондуктора билет иногда дороже, чем в кассе.

Фото предоставлено Львовской ж/д

В СТРОЮ. Впервые введенная в СССР в 1932 году форма для железнодорожников повторяла армейскую: даже женщин одели в галифе, фуражки и подпоясали ремнем. Лишь цвет ее был не защитный, а темно-серый, да в петлицах — молоток и гаечный ключ.

Фото предоставлено Львовской ж/д

ПАН ПШЕВОДНИК. Такую форму носили пшеводники (проводники) Львовской железной дороги до 1939 года, когда Западная Украина принадлежала Польше. Отсюда у него и квадратная фуражка-конфедератка — традиционный головной убор польских военных.

Фото предоставлено Львовской ж/д

"БАЛАЛАЕЧНИК". Введенная в 1943 году в СССР форма одежды железнодорожников также повторяла военную, отличаясь лишь погонами. За некоторое их сходство с музыкальными инструментами железнодорожники прозвали свои суконные эполеты "балалайками".

Фото М. Койфмана

ЭЛЕГАНТНОСТЬ. Проводники "Укрзализныци" выглядят сегодня на уровне евростандартов. Форма на каждой из пяти наших дорог может отличаться по цвету, к парадному кителю положены еще и аксельбанты. У проводника на погонах 1—2 звездочки, у бригадира — 3—4.

ПОДСТАКАННИК ОТ КАГАНОВИЧА

Непременным атрибутом железной дороги считаются подстаканники, в которых проводники разносят по вагонам чай. Широкое распространение на советской "железке" они получили в конце 30-х годов прошлого века. С тех пор подстаканники стали своеобразной рекламой социализма — на них чеканили не только логотипы железных дорог, но и отображали передовые достижения. Была и экономическая причина разносить чай в стаканах, они намного дешевле даже простой фаянсовой чашки. Да и стальному подстаканнику износу нет, главное для проводника — следить, чтобы пассажиры не "тырили" их на память.

Не так давно на одной из украинских дорог попытались следовать западу, где чай разносят в одноразовых стаканчиках, и для начала перешли на фарфоровые чашки. Выторг сразу упал, в итоге вернулись к старым добрым подстаканникам и чай стали заказывать намного чаще. Не секрет, что многие пассажиры берут чай в стакане, чтобы потом было из чего употреблять более крепкие напитки. А пить водку из чашки, сами понимаете...

Многие люди коллекционируют подстаканники, в том числе и с логотипами "железок". Некоторые, особенно довоенные, экземпляры могут стоить до 1000 гривен. Чтобы пополнить коллекцию современным, можно договориться с проводником и купить у него. Но удовольствие недешевое — 60—80 грн.

В ЕВРОПЕ: СПАЛЬНЫЕ ПОЕЗДА — РЕДКОСТЬ

Фото Е. Ихельзона
Европа. Поезд типа "Пендолино" развивает скорость до 320 км/час, а двери открываются только на остановках

В последние годы большинство крупнейших железных дорог мира сокращают старые "общие вагоны". Еще совсем недавно у туриста, приехавшего в Китай, была возможность проехать через всю страну на деревянной лавочке в вагоне, чем-то похожем на советский пригородный поезд 80-х годов. Но незадолго до Олимпиады китайцы полностью сменили их на спальные вагоны и сидячие с удобными мягкими креслами. Насладиться по-настоящему "общим" вагоном, где люди сидят на третьей багажной полке, свесив ноги, еще можно в некоторых уголках Индии. Самый популярный класс — "второй спальный" — аналог нашей плацкарты, только вместо шести полок в отсеке там восемь, две дополнительные в дневное время становятся спинками сидений для нижних полок открытого купе.

В индийских вагонах четыре просторных туалета — по два с каждой стороны вагона. Два туалета в индийском стиле — это отверстие в полу и кран на уровне ног, и два в европейском — обычный унитаз. Все вагоны снабжены мощными вентиляторами. Индийский вагон первого класса — аналог нашего купейного, в некоторых поездах вагоны снабжены кондиционерами. Есть и вагоны-люкс с двухместными просторными купе, диванами и кондиционерами — проезд в них дороже, чем полет в самолете.

Фото Е. Ихельзона
Индия. Лучше плохо ехать, чем хорошо идти, считают пассажиры

В ЕС спальные поезда уже стали редкостью, поскольку в них стоимость проезда на большие расстояния, как правило, выше стоимости перелета. Там ездят люди, которые не любят летать, или те, кому положены льготы. Есть спальные вагоны двух типов — с четырехместными купе и с трехместными, где полки расположены одна над другой. В трехместных купе есть умывальники и розетки. Самые распространенные вагоны в Европе — сидячие. Как правило, они двух классов. Вагоны второго класса бывают двух видов. В более старых — купе со стеклянными дверьми, за которыми 6—8 узких кресел. Такие вагоны есть в странах, где нет скоростного движения.

Скоростные вагоны второго класса в поездах, которые развивают скорость до 300 км/ч, как правило, не разделены на отсеки — в них по четыре кресла в ряду; проход, как в самолете. В первом классе западных нескоростных и скоростных поездов вагон разделен на купе, внутри которых четыре мягких кожаных кресла. Внешние двери всех вагонов открываются только на остановках с помощью кнопок.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять