Такое мнение высказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов (Россия).
"Сейчас Украина хочет новую скиду на газ. Возникает вопрос – "за что?". Единственным элементом платежа, на мой взгляд, может выступать контроль над ГТС Украины", – сказал Симонов.
По его словам, Россия настаивала всегда на сохранении действующего газового контракта от 19 января 2009 года и уже пошла на довольно серьезные уступки. В частности, отказалась от штрафов за не потребленный газ, которые предусматривались этим соглашением. При этом он добавил, что объем этих штрафов превышает 8 млрд. долл.
Кроме этого, подписав Харьковское соглашение, Россия отказалась от экспортной пошлина на газ, поставляемый в Украину. По его словам, отказ от пошлины и как результат скидка на 30% или 100 долл. за тыс. куб. является платой за то, что формула цены сохранилась.
В тоже время, Симонов отметил, что действительно контракты от 19 января были составлены таким образом, что их можно трактовать как более выгодные для России. Например, в качестве основного товарного рынка привязки цены на газ для Украины была взята Италия, где цены на газ одни из самых высоких в Европе.
"Здесь можно согласится с тем, что действующий контракт в большей степени устраивает российскую сторону", – сказал он. Однако в этом контракте использован принцип, который лежит в основе всех долгосрочных контрактов в Европе, добавил он.
Симонов считает, что сохранить формулу цены надо, но можно привязать украинский газовый рынок к немецкому рынку, и вычесть стоимость транспортировки.
"Украина может говорить о смене рынка привязки, но тогда возникает вопрос, что делать с Харьковским договором и той 30% скидкой, которая за этим последовала. Когда Украина уже получает скидку, конечно можно требовать снижения цены дальше, но тогда возникают риски того, что пересмотр коснется не только контракта от 19 января, но и Харьковского соглашения. В таком случае результат может быть не очень оптимистичен для Украины", – сказал Симонов.
По его мнению, вопрос снижения цены на газ в любом случае будет решаться комплексно.
"Говоря о цене на газ, всегда надо думать, что будет с ГТС Украины в будущем", – сказал он. Эксперт добавил, что переговоры о создании совместного предприятия ОАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины" пока ничем не завершились.
По его мнению, для Украины создания какой-то интеграционной модели выгодно, поскольку в случае строительство "Южного потока", транзитная труба будет не нужна.
"Это наиболее выгодное обоюдное решение и для России. Строительство "Южного потока" достаточно дорого, и возникают сомнения, будет ли этот проект экономически выгоден. Украина в таком случае сохранит свои транзитные возможности. Но пока труба остается в собственности Украины и сохраняет монополию, никаких гарантий спокойного транзита для РФ не будет", – считает Симонов.