1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№564 27.04.2000

КАК КРАШАНКА СТАЛА ПИСАНКОЙ

Мало кто знает, что самая большая коллекция писанок -- около четырех тысяч экспонатов -- хранится ныне в Национальном музее народного декоративно-прикладного искусства Украины, а начал собирать ее историк-этнограф Данил Щербаковский еще в начале века. И хотя писанки у многих ассоциируются только с праздником Пасхи, история их уходит корнями в далекие языческие времена.

-- Восхваление весеннего возрождения жизни на земле -- один из главных языческих ритуалов, с которым и связано появление писанок, -- рассказывает завотделом коллекции "Писанка" Елена Шестакова. -- Им предшествовали крашанки -- яйца, окрашенные в один цвет. Потом появились крапанки. Техника исполнения была простой: сначала яйцо опускали в одну краску, потом наносили капли горячего воска, опускали в другую краску, затем -- в горячую воду, чтобы отделился воск. Эта же техника применяется и при изготовлении писанок, только воск накладывают тоненьким писачком -- металлической трубкой, вставленной в расщепленную палочку -- держальце. С помощью писачка горячим воском прорисовывается контур орнамента или закрывается определенная площадь писанки. Постепенное наложение воском новых элементов орнамента и окрашивание яйца различными красками позволяет создать очень сложные по рисунку и богатые по цвету орнаментальные композиции.

Наиболее распространенными являются писанки с символическим изображением солнца -- источника тепла для всего живого на земле, а одними из самых древних можно считать образы богини или княгини на писанках. Они, вероятно, являются продолжением традиционного изображения предками восточных славян богини Мокош, богини-берегини. В нашей мифологии она была символом возрождения жизни и плодородия. (Подобный образ женщины-праматери широко известен и у других народов: у египтян была Изида, у вавилонян -- Иштар, у греков -- Гера, у скифов-земледельцев -- Табити.) Есть орнаменты, берущие свое начало от Трипольской культуры. Например, волнообразный орнамент "бесконечник", больше известный как украинский меандр. Он часто встречается в писанках Волыни, Полтавщины, Северной Буковины, Закарпатья и Херсонщины. Особую группу представляют гуцульские писанки. По изысканности и тонкости исполнения специалисты приравнивают их ко всемирно известным шедеврам индийских, китайских и японских миниатюр. А вот изображения Иисуса Христа, Богородицы и сюжеты Евангелия появились только на писанках работы современных мастеров.