1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №260 (1605) за 15.11.2003

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО... ОРГАНУ

В детстве, помню, жутко любила разбирать игрушечные музыкальные шкатулки. Казалось, что внутри сидят маленькие человечки, играющие на миниатюрных инструментиках. Но увидев примитивный механизм, разочаровывалась до слез. А недавно представился случай заглянуть в очередную "музыкальную шкатулку"...

Речь идет об органе (с ударением на втором слоге), который находится в Доме органной и камерной музыки (он же -- костел Св. Николая). Честно говоря, никогда не была большой поклонницей такой музыки. И все же уговаривать меня сходить на экскурсию в орган не пришлось.

Нашим провожатым был органных дел мастер Дмитрий Титенко, в шутку называющий себя "трубочистом". В Киеве таких мастеров можно пересчитать по пальцам одной руки. Кстати, ни в Киеве, ни в каком-либо другом городе Украины их не готовят. Специальное образование можно получить разве что в Европе, откуда родом большинство украинских органов. Впрочем, в столице их не так уж много: по два -- в костеле Св. Александра и консерватории, и по одному -- в оперном театре, филармонии и лютеранской церкви.

Но в Доме органной музыки этот инструмент и по диапазону звучания богаче, и по размеру больше остальных. А внутри он еще грандиозней. Трубы, которые зрители видят на фасаде (насчитала 62 штуки), -- капля в море: всего их в инструменте 3960! Зайдя с тыла, по деревянной лестнице забрались на второй уровень. По узким проходам пробирались "лесом" труб разных форм и размеров (от 10 мм до 10 м).

Дмитрий просветил: чем длиннее труба -- тем ниже звук. Вообще же, орган охватывает весь диапазон звуков, которое улавливает человеческое ухо. Чуть выше -- ультразвук, ниже -- инфразвук, то есть ощущается вибрация. Поинтересовалась, не действуют ли на человека "неслышимые" звуки подобно исцеляющему звону колокола? "Трубочист" ответил уклончиво, дескать, органная музыка позитивна по своей природе. А еще, по словам Дмитрия, она буквально влюбляет в себя. На себе испытал, будучи пятилетним ребенком, когда родители впервые привели на концерт. В одиннадцать лет он уже ни на шаг не отходил от органных мастеров. Неудивительно, что после двенадцати лет практики он мигом определяет, какая из труб "хрипит и кашляет". Иногда приходится вмешиваться во время концерта, поэтому и дежурит в артистической комнатке рядом с органом.

"Орган" в переводе с греческого означает "инструмент" или "орудие". Изобрели его, можно сказать, случайно. Больше двух тысячелетий назад один греческий мастер собрал прибор для настройки духовых инструментов. Со временем прибор превратился в инструмент, воспроизводящий звуки флейты, гобоя, рожка, кларнета, трубы, виолончели, аккордеона, фортепьяно, словом, целого оркестра.

Как только не называли орган: музыканты -- "королем инструментов", церковнослужители -- "гласом господним", а реформаторы -- "дьявольскими трубами" или "чертовой волынкой". Хотя изначально орган не ассоциировался с церковной обрядовостью. Греки и римляне, например, использовали его водяной прототип гидравлос (давление воздуха в трубах поддерживалось столбом воды) на ипподромах, в цирках, при языческих мистериях. В первые века христианства водяной насос заменили воздушными мехами, что позволило увеличить размеры труб и их количество.

В VII столетии особым вердиктом папы римского Виталиана орган был допущен в католическую церковь, и уже в XI веке органы строились по всей Европе. Что касается органной музыки в Киевской Руси, то она носила исключительно светский характер. Кстати, на стенах Софии Киевской сохранились фрески, изображающие скоморохов с органами. Это за последние полтора столетия появились гигантские инструменты, а раньше они были размером с гармонику. А самый большой в мире построен уже в конце прошлого века в одном из торговых-центров Атлантик-Сити. Он состоит из 33 112 труб.

Хотелось рассмотреть все закоулочки "шкатулки". Приметив приставную лестницу, забралась на нее, опираясь о какую-то длинную деревянную штуковину. Оказалось, это тоже труба, изготовленная из красного дерева. Применяется в органостроении и черное дерево. Однако большинство труб сделаны из свинца и олова. Такой сплав надежный и влагоустойчивый, а вот на скачки температуры реагирует болезненно. И вообще, несмотря на размеры, орган -- очень чувствительный инструмент.

-- Любой орган -- это инструмент с яркой индивидуальностью, -- рассказывает Дмитрий. -- В мире нет двух одинаковых, поскольку каждый из них строится под конкретное помещение, учитывая свет, влажность, акустику. Даже лепка, сделанная на потолке или стене после монтажа органа, может все испортить.

А при надлежащем уходе инструмент, точнее, его звучащая часть, вечна. "Трубочисту" приходилось иметь дело с органами XVI века (всего на его счету -- около сотни инструментов). Нашему же -- всего 23 года. Его изготовили чехи, и по тем временам он стоил $ 1,5 млн. Причем, как заметил Дмитрий, по мировым меркам этот экземпляр отнюдь не самый дорогой.

"Сердце" органа -- компрессор -- находится вне его тела. А картонные трубы-"трахеи", по которым разносится воздух, обвили весь нижний ярус в поисках выхода к верхним трубам. Здесь же расположилась и электронная часть механизма, позволяющая органисту не тратить время на переключение звука с одного регистра (набора труб) на другой. От количества регистров зависит богатство репертуара. По словам Дмитрия, здешний орган осилит все -- и классику, и современные произведения.

Признаться, часовой экскурсии по "дебрям" органа мне не хватило. Голова, вопреки массе новой информации, вовсе не гудела. Хотелось еще. Поэтому с радостью согласилась послушать концерт.

Разнообразие публики меня удивило. Среди пришедших -- не только степенные старики и интеллигенты среднего возраста, но и достаточно много молодежи. Сразу было заметно, что многие пришли впервые, каким-то чудом изменив привычным походам в кафе или кино. Первый акт концерта, когда звучала камерная музыка (фортепьяно, скрипки, виолончель), они оглядывались по сторонам и шушукались. Но когда зазвучал орган, атмосфера в зале резко изменилась. К слову, перед началом концерта я спросила у Дмитрия, нужно ли как-то настраивать себя на органную музыку? На что он, хитро улыбнувшись, ответил: "Просто слушай, музыка сама найдет себя". И я слушала. Полчаса пролетели на одном дыхании. Да что рассказывать? Лучше один раз услышать...