1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №196 (1840) за 02.09.2004

ЛЬГОТЫ ИЛИ ДЕНЬГИ: КАЖДЫЙ ВЫБЕРЕТ САМ!

В Украине завершается общественное обсуждение новой правительственной Концепции "Об обеспечении адресного предоставления льгот..." Если чаша весов перевесит в сторону ее одобрения, то, скорее всего, уже с середины будущего года, льготы по жилкомуслугам люди смогут получать не в нынешней безналичной форме, а "живыми" деньгами. Притом каждый сам решит, старая или новая схема ему выгоднее. По словам замминистра труда и соцполитики Виктора Дьяченко, льготники при этом не только не потеряют, а смогут еще и сэкономить нелишнюю для них копеечку. Мы попросили его разъяснить суть намеченной "льготной реформы".

ЛЬГОТА ЛЬГОТЕ — РОЗНЬ

В армии льготников сегодня состоит почти треть населения Украины! По большому счету, это нонсенс, поскольку само понятие "льгота" означает "привилегию, отступление от общих правил в пользу отдельных лиц или групп". Но здесь уместно вспомнить, когда и почему появились многие наши социальные и профессиональные льготы. В начале 90-х пенсии "вдруг" стали такими мизерными, что старикам не хватало даже на общественный транспорт. Чтобы как-то поддержать их, правительство было вынуждено предоставить пенсионерам право бесплатного проезда. То есть, по сути это не льгота, а элемент социальной защиты. То же самое — жилищная субсидия. Понятно, что защита должна меняться с изменением уровня жизни, а значит, и данные льготы рано или поздно придется пересматривать. Ведь пенсии с тех пор выросли чуть ли не втрое. И есть люди, имеющие пенсии в 1, 2, а то и 5 тысяч гривен и тоже пользующиеся бесплатным проездом.

В то же время, многие другие пенсионеры просто физически не могут реализовать свои привилегии. Например, льготу на проезд в городском и пригородном транспорте имеют почти 30% населения, а фактически используют ее только 15%; право на проезд в междугороднем транспорте имеют 13%, а ездят 2,6%. В среднем по стране реально пользуется льготами меньше половины граждан, имеющих на них право. Так не должно быть, считает замминистра, ведь получается, что льготы не выполняют возложенной на них функции адресной социальной защиты. Поэтому одна из главных задач Концепции — устранить такую несправедливость. Да, впоследствии может произойти какое-то уменьшение уровня получаемых услуг у пенсионеров и некоторых категорий льготников по профессиональному признаку. Предполагается, что когда минимальная пенсия (сейчас вместе с целевыми надбавками — 132,8 грн.) "догонит" прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц (в 2004-м — 284,69 грн.), льготы на проезд в транспорте пенсионерам надо пересматривать. Но будет это нескоро.

Если же льгота дана человеку за особые заслуги перед государством, она неприкосновенна и должна обеспечиваться на протяжении всей его жизни. В частности — ветеранам и чернобыльцам, которые прошлой осенью устроили "революцию" против замены льгот денежными выплатами: под их давлением решено было применить более плавный подход, вылившийся в данную Концепцию.

— Впоследствии мне довелось не раз встречаться с представителями ветеранских и чернобыльских организаций, — говорит Дьяченко. — Первая реакция: категорическое "нет" каким-либо переменам, и по-человечески их можно понять, ведь слово "замена" ассоциируется с "отменой". Хорошо, — говорю, — давайте разбираться детально. В документе жестко оговорено, что переход на адресную выплату возможен только на добровольных началах. Не пожелаете переходить на "наличку" — никто не имеет права вас заставить. Более того, если сочтете, что одну льготу выгоднее получать по-старому, а другую — по-новому, деньгами, тоже нет проблем. В общем, полная демократия. С этим согласны? Оказывается, да.

Далее. Абсолютный размер безналичной льготы и ее денежный эвивалент будут равноценны. То есть, человек получит на руки ровно столько денег, сколько держава должна перечислять за него по закону. Так что ни льготник, получивший ее за особые заслуги перед страной, ни копейки не потеряет. А, к примеру, в отношении чернобыльцев будет применяться механизм адресной денежной компенсации на восстановление здоровья.

ЧТО ПОКАЗАЛ ЭКСПЕРИМЕНТ

Важно, что адресную выплату, например, за жилищно-коммунальные услуги, человек будет получать по действующим нормам (а они у нас завышены), а расплачиваться — только за реально полученные услуги. При наличии у него счетчиков воды, газа и тепла льготник наверняка окажется в выигрыше, а вот без них, естественно, ничего не сэкономит. Поэтому, учтя предложения регионов, в Концепцию планируется заложить и бесплатное обеспечение льготников бытовыми приборами учета.

Кроме того, оплата услуг "по факту" и с учетом качества будет дисциплинировать коммунальщиков, привыкших к легким деньгам, которые держава перечисляет им за льготников, в т.ч. и за неоказанные услуги.

Что такая экономия реальна, подтверждается в ходе эксперимента по добровольной замене льгот денежными выплатами, который проводится в городах Смела, Бровары и Броварском районе. Как рассказала корреспонденту "Сегодня" начальник управления труда и соцзащиты Броварской райгосадминистрации Лариса Яицкая, в разных семьях экономия составила от 2 до 40 грн. Но это летом, когда расходы на жилкомуслуги на селе минимальные — только на электричество и газовую плиту. Подсчитано, что зимой, когда пойдет расход газа на отопление, минимальная "премия" составит: у участников ВОВ — 10—18 грн., участников боевых действий — 15—27 грн., инвалидов войны — 25—50. А это уже существенная прибавка к стариковскому бюджету. Участник эксперимента Е.И.Дзюба из Броварского района говорит: "За первый месяц я сэкономила всего 2 гривни, но когда мне поставят газовый счетчик, думаю, будет намного больше".

Ничего не светит только "липовым" льготникам, которые незаконно добыли то или иное удостоверение. Их легко "вычислят" с помощью электронного реестра, который заработает с начала будущего года. Все это поможет обеспечить четкую адресность и контроль за расходованием бюджетных денег. Вырисовывается прозрачная схема: предприятие, предоставляющее услугу, дает информацию о количестве своих льготников в местные органы соцзащиты, туда же стекаются данные от жэков, проживает ли льготник по указанному адресу и пользуется ли сам оплаченными государством благами. В случае несовпадения данных, финансирование прекращается. А раз выбывает нахлебник, больше денег останется на другие льготные статьи. Например, компенсации ветеранам за оздоровительные путевки, на которые сейчас из бюджета выделяется всего по 100 грн., а положено — по средней стоимости путевки.

Одно неудобство — даже самым заслуженным, коим положена 100%-ная компенсация за жилкомуслуги, а это, как правило, старые и больные люди, пришлось бы ходить в кассу и стоять в очередях. Но выход найден: плату за полученные ими услуги будут перечислять органы соцзащиты, а набежавшую разницу в деньгах им принесут домой вместе с пенсией.

ЕЗДИТЬ ТОЖЕ БУДЕМ ПО НОРМАМ

По словам В. Дьяченко, самым сложным моментом в реализации Концепции может стать разработка социально обоснованных норм потребления на проезд в общественном транспорте, по аналогии с нормами на свет и газ. В соответствии с ними должен будет определяться размер льготы. В то же время нормы на услуги транспорта ни в коем случае не могут быть привязаны к прожиточному или какому-то иному минимуму — это не социальная помощь. Предположительно, льгота на проезд будет не меньше стоимости проездного билета. И транспортники выиграют. Тут показателен пример Москвы: когда там применили электронную карточку льготника, то за первый же год сэкономили $2 млн только на том, что в метро перестали просачиваться лже-льготники.

Есть у людей боязнь, что у государства не хватит денег на компенсацию всех льгот, и она совершенно обоснованна. Действительно, по разным оценкам, общий объем льгот в денежном выражении составляет 18—25 млрд грн. То есть, около трети бюджета страны! Понятно, сразу взять их неоткуда. Но правительство и не обещает в одночасье все льготы заменить адресными выплатами: они будут вводиться поэтапно. В первую очередь право выбора предоставят гражданам, имеющим особые заслуги перед государством. Пока, по подсчетам Минтруда, хватает на жилищно-коммунальные услуги, с них и решено начать. Потом на очереди транспорт, затем — связь.