1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №18 (1960) за 26.01.2005

НЕИЗВЕСТНЫЙ КАВАЛЕРИДЗЕ

Вскоре в Украине (а именно — в Киеве), как и во всех цивилизованных и культурных государствах мира, появится парк скульптуры. С этой целью Киеврада передала земельный участок площадью 0,42 га на Андреевском спуске Музею-мастерской выдающегося кинорежиссера и скульптора Ивана Кавалеридзе. Чтобы узнать, что из себя будет представлять эта галерея , мы посетили музей-мастерскую и пообщались с его директором — кинорежиссером и скульптором Ростиславом Синько, учеником и последователем Кавалеридзе самой идеи о будущем парке.

ВОЗРОЖДЕНИЕ КАВАЛЕРИДЗЕ

— Создание парка скульптуры вместе с галереей искусств было одним из пунктов распоряжения об основании Музея-мастерской Кавалеридзе, — начал Ростислав Александрович. — По сути, в Украине парка скульптуры как такового не существует. В нашем парке будут собраны только творения Кавалеридзе. Кстати, сейчас люди проходят мимо и не знают, почему здесь стоит памятник княгине Ольге. Не многим известно, что рядом — Музей Кавалеридзе, дом, где он бывал, когда работал над этой скульптурой.

В 1987 году мировая общественность отметила 100-летие со дня рождения Кавалеридзе по календарю ЮНЕСКО. Целью этого празднования в первую очередь было намерение вернуть наследие великого мастера народу. Ведь оно было рассеяно. Достаточно сказать, что когда Кавалеридзе умер, в Минкульте даже не создали комиссию для упорядочения множества его творений и, конечно же, идей. Ведь личностью Иван Петрович являлся многогранной, трехглавой в искусстве, поскольку имел талант не только как скульптор, но и как кинорежиссер, сценарист.

С того времени началось возрождение Кавалеридзе. На домах, где он жил в Киеве и Ромнах, открылись мемориальные доски, во Львове и Ромнах в его честь названы улицы, на Родине архитектора, в селе Новопетровцы, был создан музей, в Сумах — скульптурная галерея его имени, а в Киеве (благодаря помощи Общества кинематографистов Украины) — музей-комната. Спустя три года эта комната разрослась до масштабов официального музея-мастерской, который каждый желающий может посетить на Андреевском спуске ныне.

— После смерти Ивана Петровича я начал собирать его скульптуры и памятники, приводить их в порядок. Многие были в плачевном состоянии — корпел над ними месяцами. На основе этой коллекции и основан музей. Так совпало, что в то время я был в пенсионном возрасте, и наступала новая эра — независимость Украины. Все перестраивалось, кинематограф — в том числе. Я ушел со студии, где работал. Более того, мне сказали, мол, если не станешь директором Музея Кавалеридзе, не возьмешь в свои руки все, что предоставил городу, заведение вряд ли будет существовать.

Так, ради продолжения "жизни" музея-мастерской, Ростислав Александрович пожертвовал любимой профессией. Почему так проникся Кавалеридзе?

— Кроме того, что этот великий человек был моим учителем, наставником, он мне в какой-то мере родственник, — объясняет собеседник. — Его названная дочь стала моей женой. Я близко знал Кавалеридзе, знал ему цену, посему никогда не жалел о том, что чего-то не доделал в киноискусстве — нужно было спасать его творения, память о нем.

Иван Кавалеридзе был вечным дисидентом, гонимым советской властью. По сути, с приходом независимости наступило его возрождение. Достаточно привести такой беспрецедентный факт, что после смерти скульптора восстанавливаются несколько его памятников.

— В 1996 году мы восстановили знаменитый памятник княгине Ольге, который погиб в 1919-м от рук большевиков (создан был в 1911-м, его копия стоит сегодня на Михайловской площади). В 1992 году с Василием Бородаем создали для Харькова по проекту Кавалеридзе памятник Сковороде с Библией в руках. К слову, после памятника Сковороде, установленного на Подоле, который скульптор закончил за год до смерти, в 1977 году, осталось более семи не воплощенных в жизнь проектов.

ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА СВЯТОСЛАВУ КОМИССИЯ НЕДООЦЕНИЛА

Именно тогда у Ростислава Александровича и его единомышленников появилась идея использовать задумки Кавалеридзе для возрождения украинской национальной культуры. В частности, в 1997 году возле Золотых ворот был установлен памятник Ярославу Мудрому.

— Конечно, у нас так не получилось, как это мог сделать сам Иван Петрович, — вздыхает архитектор. — Гений — есть гений. Однако величественна сама идея, когда Ярослав Мудрый, основатель нашей культуры, письменности, держит в руках Софию Киевскую как образ духовности...

Когда в Киеве был оглашен конкурс на проект памятника Святославу, в нем приняла участие и команда Синько, предложив общественности опять-таки проект Кавалеридзе. К сожалению, их тогда не поняли — работу недооценили. А памятник Святославу в стольном граде так и не появился.

— Мы хотели создать монументальный исторический триптих — памятники княгине Ольге, Ярославу Мудрому и Святославу, — добавил Синько. — Это было пунктом разработанной нами и утвержденной Министерством культуры программы "Иван Кавалеридзе. Возрождение исторического лица Украины".

ИДЕЯ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ УНИЖЕНА

Как отметил Ростислав Александрович, то, что в конкурсе на проект памятника Святославу была проигнорирована идея Кавалеридзе, вполне понятно. В том смысле, что комиссия больше хотела видеть работу живых, молодых и перспективных людей. Но здесь есть красноречивые "но".

— В нашем городе практически ежегодно отрывается памятник, но, увы, один другого хуже. Монументальная архитектура помельчала, ее идея унижена. Пошла тенденция "отепления улиц". К примеру, сидит человек на лавочке босиком, собачка около него, ей даже можно одеть шапку, веревочку привязать. Ну, я уже не говорю о Проне Прокоповне, которая "отеплилась" под Андреевской церковью! Каждый день хожу мимо и наблюдаю, как туристы вместо того, чтобы отведенные экскурсионной программой 20 минут потратить на осмотр Андреевской церкви, идут к Проне и Голохвастову — нужно же сфотографироваться. А шедевр архитектуры остается в стороне...

По мнению Синько, при СССР у нас была настоящая болезнь с монументальной скульптурой. Взять хотя бы Родину-мать. Многим казалось, что чем больше скульптура, тем она монументальнее. А ведь монументальность измеряется не размерами, а силой внутреннего содержания.

— У Кавалеридзе есть скульптуры по 40 сантиметров, но они — монументальны, поскольку несут в себе такую внутреннюю силу, экспрессию... Словом, гигантомания — это еще не монументальность, — уверен Ростислав Александрович. — Хотя Иван Петрович и тут был мастером. Пример тому — 28-метровая скульптура Артема в Славяногорске.

ЗДАНИЮ МУЗЕЯ — МЕМОРИАЛЬНУЮ ДОСКУ

В планах Ростислава Александровича и его команды — не только парк скульптуры. Они считают, что нужно отдать должное и помещению, в котором расположился музей-мастерская. Ведь в доме на Андреевском спуске пребывал не только Кавалеридзе. Директор музея поделился задумкой о создании в здании портретной галереи творцов независимости Украины — начиная от Мазепы, Петлюры, Грушевского, Шевченко и заканчивая нашими президентами да политическими деятелями.

— Как-то к нам на портретирование пришел Евгений Сверстюк и говорит: "А я здесь был в 60-х годах", — вспоминает скульптор. — Тогда это было гнилое, никому не нужное помещение, в котором жили советские обыватели, а он в этой "норе" прятался и писал "Собор у риштуванні", за который и "загремел" на Север. Так вот, писатель рассказал, что к нему в гости не раз захаживали дисиденты Алла Горская, Иван Свитлычный, Иван Дзюба, Василий Стус. Поэтому я хочу установить здесь мемориальную доску. О чем впервые заявляю официально, поскольку пришло время сделать это.

Что говорить, необыкновенная аура свойственна всему Андреевскому спуску. К примеру, напротив Музея Кавалеридзе располагается Дом художников — 2-этажный особнячок , принадлежащий некогда польскому меценату Грабовскому. Там бывал Кулиш. А раз был Кулиш, значит — и Шевченко. Только неизвестно, когда. Ну, пришел человек — поговорили, выпили и разошлись. А никто этого не зафиксировал.

— Из Ромен я привез бетонную модель памятника Шевченко, которую Кавалеридзе поставил там в 1918 году, — заметил директор музея. — В 1982 году скульптуру перевели в бронзу, и когда появился музей в Киеве, бетонный вариант с удовольствием отдали мне. Правда, в очень поврежденном состоянии. Я здесь потел — как мог, реставрировал. Может, придется какие-то поправки внести. Это творение вместе с Ольгой и Ярославом Мудрым станет основой парка скульптуры. Если хватит духа, мечтаю сделать хотя бы переходную модель Артема — 1,5 метра, чтобы люди представляли себе стиль Кавалеридзе. Потому что в скульптуре он был новатором, классическим авангардистом...


АРХИВАРИУС
Иван Петрович Кавалеридзе родился 14 апреля 1887 года в селе Новопетровцы Сумской области, в семье крестьянина. Был потомком грузина, подозреваемого в сочувствии Шамилю и вывезенного с Кавказа. Закончил 3-классную земскую школу, а в 1901 году поступил в гимназию Валькера, но спустя четыре года бросил ее из-за материальных трудностей. С 1906 года Кавалеридзе занимается в Киевском художественном училище. В 1909-м во время гастролей Федора Шаляпина в Киеве вылепил его гипсовый портрет. В 1909—1910 годах учился в Петербургской академии искусств, стажировался в парижской мастерской Наума Аронсона. 1911 год ознаменовался для скульптора победой в конкурсе на проект памятника княгине Ольге в Киеве и воплощением этой работы в жизнь. Тогда же Иван Петрович увлекся кинематографом — оставил заметный след в киевском дореволюционном кино, работая скульптором-декоратором на киностудии "Тиман и Рейнгард". В 1915-м Кавалеридзе был мобилизован в действующую армию и вернулся в Киев только в конце 20-х . Удачно совмещая совсем разные, казалось бы, увлечения — скульптуру и кино, — прославился и как кинорежиссер ("Коліївщина", "Григорій Сковорода", "Повія"), и как скульптор-монументалист (два десятка монументов в разных городах). Умер Иван Кавалеридзе в Киеве 3 декабря 1978 года.