Сгоревшее здание бывшего Центрального гастронома на Крещатике всколыхнуло не только активную общественность, начавшую потихоньку складывать руки в отчаянии от того, что, сколько ни воюй за сохранение культурного наследия – а дома один за другим то сгорают, то обрушиваются, а то самым наглым образом их сносят новые собственники. (Активисты подсчитали, что за последние 20 лет уничтожено около ста исторических зданий, а сейчас в состоянии разрушения в Киеве находится около двухсот таких домов).
Пожар не оставил равнодушными киевлян, большей части которых, даже коренных, обычно нет дела до каких-либо исторических развалин. Но к этому гастроному остались, пожалуй, сентиментальные чувства. (В молодости сам часто покупал там "докторскую" по 2,20).
И главное – не может молчать и городская власть, ведь бывший Центральный гастроном – в ста шагах от Киевской городской госадминистрации (КГГА). После пожара всем стало ясно, что историческим кварталом, уцелевшим в годы немецкой оккупации, надо было заниматься давно, даже еще задолго до Виталия Кличко, при всех предыдущих мэрах, которые, вместо элементарной реставрации фасадов, допустили бесхозяйственность в самом сердце столицы, сделав его непривлекательным для киевлян и гостей города.
Еще надеюсь, что теперь-то, после такого резонансного пожара, речи о высотках и прочих зданиях-монстрах здесь быть не может. Но что построят? Вот что теперь волнует достаточно широкие слои киевлян. Кто будет решать и спросят ли жителей города и, что не менее важно, профессиональных архитекторов и градостроителей?
На этой неделе также обострился и поутихнувший скандал вокруг обновленного фасада театра на Подоле. После того, как 23 июня в театре провели фуршет, негодование общественности опять выплеснулось и заставило руководство театра отменить запланированную на 29 и 30 июня премьеру детского спектакля. Ее собирались проводить, несмотря на то, что продолжается комплексная государственная экспертиза здания, до завершения которой мэрия запретила любые массовые мероприятия в нем.
Начиная с апреля, каждую пятницу в горадминистрации заседает рабочая группа из 19 человек – представителей разных организаций: Национального союза архитекторов, Союза театральных деятелей, других общественных организаций, а также мецената и депутатов Киеврады. Но копья вокруг того, что делать с практически достроенным, но еще не введенным в эксплуатацию скандальным зданием, судя по поступающей из группы скупой информации, будут ломать еще долго.
Оба прецедента – сгоревший бывший Центральный гастроном на Крещатике и невоспринятый киевлянами фасад театра, расположенного на историческом Андреевском спуске – ярко вскрыли архитектурно-градостроительную проблематику в Киеве и заставили заговорить о том, что законодательная и процедурная схема архитектурно-строительной сферы не отвечает потребностям современного города. И не все зависит от городских властей, хотя об этом мало кто знает.
Как сохранить историческую среду
Европейский уровень строительной культуры предполагает, что никакие архитектурно-строительные решения не имеют права вредить исторической среде. Для этого у Киева, наконец, должен появиться важнейший документ – историко-архитектурный опорный план. В нем четко определяются исторические ареалы с полным нанесением всех зданий и сооружений соответствующей эпохи строительства, жесткими режимами использования территорий и регламентации строительного поведения: запрета строительства высотных зданий и сооружений в исторической застройке, а также требований по сохранению фоновой исторической застройки, которая формирует характер городской среды.
Этот документ долго разрабатывал Институт памятникоохранных исследований при Минкульте и окончательный вариант передал на согласование КГГА в конце прошлого года. До этого несколько раз, начиная с 2011 года, Минкульт то утверждал проект, то возвращал на переработку, но результат того стоит. Новый историко-архитектурный опорный план будет насчитывать около 3,5 тысячи памятников архитектуры. В нем нанесено 14 комплексных охранных зон, утверждены буферные зоны, 50 охранных зон памятников национального и местного значения. Предлагается установить 14 исторических ареалов, в границы которых в основном входят все охранные зоны. Границы и регламенты исторических ареалов также должно утвердить Министерство культуры.
"Мы сейчас передаем историко-архитектурный опорный план, который должно утвердить Министерство культуры", – согласно сообщению пресс-службы КГГА, 15 мая заявил мэр Киева. Теперь Виталию Кличко надо убедить Минкульт не затягивать с утверждением этого документа.
Как создавать новые столичные пространства
Кроме того, мэру надо убедить народных депутатов в необходимости внести изменения в Законы "О регулировании градостроительной деятельности" и "Об основах градостроительства", чтобы вернуть городу полномочия, которые были у него до изменения законодательства в 2011 году. Благо, сам Кличко, устав от скандалов, проявил такую инициативу, а Киеврада на прошлой неделе поддержала ее своим решением.
Часто приходится слышать: архитектурно-градостроительный совет одобрил тот или иной проект. Об этом пишут в прессе чуть ли не как о разрешении на строительство, но мало кто знает, что решения градсовета носят рекомендательный характер. Даже в таких резонансных местах как Крещатик или Андреевский спуск. А раньше в обязательном порядке проходили общественные слушания, и авторы проектов должны были детально доложить о своих решениях, все показать и объяснить, и тем самым доказать профессионалам, что их проекты не только соответствуют всем нормам, но и принесут пользу городской среде.
Значит, действительно стоит возродить работу архитектурно-градостроительного совета и восстановить рассмотрение на нем проектов объектов архитектуры. Только таким образом можно противостоять давлению инвесторов, бесконтрольно (со стороны граждан и профессиональной общественности) проталкивающих в чиновничьих кабинетах неприемлемые для города проекты.
Чтобы больше не приходилось создавать рабочие группы, как по театру на Подоле, стоит привлекать в него рецензентов от Национального союза архитекторов Украины, представителей подразделений КГГА и общественных организаций.
Проектирование объектов архитектуры, особенно главных градостроительных узлов, необходимо осуществлять исключительно на конкурсной основе, как во всех европейских странах. Оценка конкурсных предложений должна проводиться жюри, причем открыто – с привлечением общественности. Было бы очень современно и эффективно, если бы проектные предложения сопровождались видео и панорамами городского пространства с новыми объектами и существующей застройкой.
Профессионалы могли бы донести смыслы и до жителей города, объяснить им их возможности, показать пути участия в городских процессах, показать, как можно работать с городской средой. Наверное, для постоянной коммуникации общественных слушаний недостаточно. В Лондоне и Берлине, например, в мэриях открыты залы с макетами городов и видеопрезентациями новых проектов. В Киеве можно было бы сделать такой же – с возможностью изменять макеты зданий и сооружений.