Сомалийцы поменяли невод на автомат и заработали $150 млн.

"Сегодня" решила узнать, как сейчас "работают" пираты, на что идут вырученные за заложников миллионы и есть ли шансы побороть разбой на морях мира.

Пиратство всегда приносило огромную прибыль. Современные пираты — это, как правило, бывшие моряки, которым надоела малоприбыльная рыбная ловля. "Рыбаки — идейная часть пиратских банд. Они утверждают, что занялись этим промыслом не из желания наживы, а потому, что не могут заниматься ловлей рыбы в водах Сомали, поскольку там проходит множество иностранных судов, которые пугают рыбу и загрязняют воды", — рассказывает журналист Джеффри Джентмэн, корреспондент газеты "Нью Йорк Таймс" в столице Сомали Могадишо. Есть среди пиратов и бывшие военные, которые прошли гражданскую войну в Сомали, а также технари. Современные пираты используют спутниковые системы, компьютеры, системы навигации, поэтому им нужны сведущи в этих вопросах люди. Они наглеют с каждым днем и в погоне за наживой выходят все дальше от берега. 18 ноября они совершили самое дерзкое нападение в истории и захватили саудовский танкер с двумя миллионами баррелей нефти на борту. Сегодня также исполняется два месяца с того момента, как в плен попало украинское судно "Фаина" с 33 танками Т-72, гранатометами и другой военной техникой на борту.

Пираты бороздят по морям на легких моторных лодках, которые спускают на воду из большого корабля. Они разбиты на группы, в каждой есть свой "бригадир". "Это не стихийная кучка отморозков, а отлаженная организация с хорошим менеджментом. Их боссы достаточно образованные люди и хорошо знают, чего хотят. Бойцы как-то хвастались, что у них армия численностью не меньше 10 тыс. человек. Вооружены все в основном автоматами Калашникова, причем, разного производства: есть и наши, и Китай, и Румыния. Видел я бельгийское и английское стрелковое оружие. Корабли они атакуют на моторных лодках "Yamaha" с двигателями по 75 лошадиных сил. Скорость у них до 60 км/ч. Для сравнения наше судно шло максимум 20 км/ч.", — рассказал "Сегодня" Валерий Драпов, моряк из Севастополя, который провел два месяца у пиратов в Нигерии.

Реклама

УЛОВ $150 МЛН. По данным Международной морской организации (ИМО), в 2008 году сомалийские пираты захватили уже 39 судов, совершив 95 нападений в водах у восточного побережья Африки.

Согласно докладу генсека ООН Пан Ги Муна Совету безопасности сделанному 19 ноября 2008 года, пираты, которые промышляют захватом гражданских судов у Сомали, с начала 2008 года получили в виде выкупа от $25 до 30 млн! Правда, министр иностранных дел Кении Моисея Ветангула называет другие цифры. По его данным, за последний год пираты получили более $150 млн выкупа. Причем в самое ближайшее время счета пиратов и их пособников могут пополниться на кругленькие суммы — они до сих пор не получили денег за 17 кораблей.

Пираты Сомали создали в стране настоящую пиратскую республику — полностью под их контролем находится порт Эйл в провинции Пунтланд. В Пунтланде есть и официальная власть, но она не имеет ни средств, ни возможностей воевать с разбойниками, вероятно, даже не заинтересована в этом, получая свою долю от прибыли. Эксперты говорят, что часть выкупа идет на финансирование гражданской войны в стране, в частности, ходят слухи, что пираты поддерживают радикальную мусульманскую группу аль-Шабааб, которая воюет с центральным правительством за контроль над страной. Анонимный источник в правительстве Сомали рассказал агенству BBC, что пираты тратят значительную часть своей прибыли они тратят на себя: покупают дорогие машины, строят большие, шикарные дома. Многие пираты берут себе вторую, третью жену. На них работает прислуга из окрестных деревень, пираты — постоянные клиенты местных торговцев и владельцев закусочных и баров. Известно также, что пираты даже дают кредиты местным мелким бизнесменам на развитие бизнеса. На американском сайте Get out of debt— get a free help, который специализируется на финансовых консультациях, даже есть советы для пиратов, как пользоваться карточками American Express. "Мы знаем, что пираты часто затовариваются в местных лавках в долг, а когда получают выкуп — щедро его отдают. Намного выгоднее им, таким образом, было бы завести карточку American Express", — советуют консультанты сайта.

Реклама

Журналист британской газеты Daily Mail Манон Квероул побывал в Пунтланде и встретился с шефом одной из пиратских банд— 39 летним Абдуллой Хасаном. "Хасан—глава группы пиратов из 350 человек. Его людей местное население с гордостью называет "Береговой гвардией", ими восхищаются. В Сомали даже есть популярный комикс, в котором прекрасная сомалийка бросает своего мужа и уходит к "настоящему мужчине и повелителю морей"—пирату"—пишет Манон Квероул.

ПИРАТЫ МОГУТ УСУГУБИТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Район действий сомалийских пиратов — Аденский залив — размещен на очень выгодном месте, между Индийским океаном и Красным морем. Это один из стратегически важных для мирового судоходства маршрутов, поскольку по нему проходит 50% всех насыпных грузов и около 30% всех контейнерных перевозок мира! Ежегодно по этому пути следуют около 20 тыс. судов: идут танкеры и сухогрузы, доставляющие в Европу и Америку ближневосточную нефть и промышленные товары азиатского производства. Через Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Аденский залив и Красное море, ежедневно транспортируется 3,3 млн баррелей нефти. Правда, из-за угрозы нападений пиратов многие судовладельческие компании уже решили сменить маршрут — например, норвежцы уже не ходят через Суэцкий канал, а отправляют свои суда в обход Африки. Огибая побережье Южной Африки, им приходится таким образом увеличивать время плавания практически вдвое. Соответственно, траты на плавание также возрастают вдвое — если учесть, что пребывание в море среднего судна обходится примерно в 20 тысяч долларов, то теперь эта цифра удвоится. Чтобы "отбить" свои расходы на плавание, судовладельцы будут повышать цену перевозок, а владельцы товаров, которые везут суда, — цену товаров. Если учесть, что везут через Суэцкий канал все, включая одежду, продукты, сырье для промышленности и нефть, то для экономики последствия таких плаваний с огибанием всей Африки могут оказаться весьма плачевными.

Реклама


Любители роскоши. Значительную часть прибыль от своей деятельности пираты тратят на дорогие машины и особняки; фото АР

ДВУХМЕСЯЧНЫЙ ПЛЕН

Украинское судно "Фаина" с 33 танками Т-72 на борту было захвачено сомалийскими пиратами 25 сентября. Экипаж состоит из 17 украинцев, двух россиян и одного гражданина Латвии (еще один россиянин — капитан Владимир Колобков — скончался от сердечного приступа вскоре после захвата судна пиратами).

История с захватом "Фаины" с самого начала приобрела скандальную окраску. Сначала появилась информация о том, что судно захватили по наводке, а танки (слили ее американские военные) на самом деле везли не в Кению, а в Южный Судан, куда поставки оружия запрещены. Правда, и "Укрспецэкспорт", который эти самые танки продавал, и правительство Кении информацию о продаже оружия Южному Судану опровергли.

Затем проволочки начались и вокруг переговоров (изначально пираты затребовали сумму в $35 млн, потом она снизилась до $25 млн, а затем — до $8 млн). Сначала они никак не начинались, затем владелец начал говорить, что у него нет денег на выкуп. Причем, заявляя это, судовладелец от денег спонсоров ("Партия регионов" собрала необходимую сумму и была готова в любой момент передать деньги), отказался. После поднятой в прессе шумихи собственники сообщили, что к переговорному процессу привлекли влиятельную британскую адвокатскую компанию, которая специализируется на переговорах с пиратами, так что дело близится к счастливой развязке. Заявление было сделано несколько недель назад, а "Фаина" до сих пор находится в руках пиратов.

"У судовладельца есть деньги, и он готов платить, просто хочет отдать меньше, чем $8 млн., — рассказал "Сегодня" главный редактор издания "Морской бюллетень — Совфрахт" Михаил Войтенко. — Есть большая надежда на то, что переговоры по "Фаине" завершатся до конца ноября. Украинский экипаж по-прежнему в удовлетворительном состоянии, вода, еда и топливо на борту есть".

"ЗАБРАЛИСЬ НА СУДНО И ОБЪЯВИЛИ, ЧТО ОНО ЗАХВАЧЕНО..."

Пребывание в плену у пиратов, по рассказам бывших пленных, очень томительно — неделями делать нечего, только ждать выкупа или освобождения, к тому же находиться под прицелами автоматов 24 часа в сутки чрезвычайно сложно психологически. "Все произошло как-то буднично. Обеденное время, где-то 13.30. Я поел, поднялся в каюту. И вдруг второй помощник мне сообщает, что обнаружен быстроходный катер. Я вернулся и слева по борту на удалении полторы мили увидел этот черный скоростной катер с двумя двигателями... Второй помощник, наблюдавший за преследователем в бинокль, сказал, что у них оружие... Мы стали маневрировать, уходить, перекладывать рули... Вызывать другие суда, находившиеся в том районе — никакой реакции... Ну, они подошли совсем близко и стали взбираться на борт... Забрались и объявили, что судно захвачено", — рассказывает "Сегодня" капитан судна "Леман Тимбер" Валентин Барташев, который провел в плену у сомалийских пиратов 42 дня. Бывшие пленники рассказывают, что первым делом пираты отбирают все личные вещи — ноутбуки, телефоны, часы, деньги, даже одежду, если она им понравится.

Севастополец Валерий Драпов, который провел два месяца в плену у нигерийских пиратов, рассказывает, что пираты пугают свой непредсказуемостью. "Они постоянно курят марихуану. Количество выкуренной человеком марихуаны за день нашего миллионера разорило бы. На поднос высыпают гору травы — подходи, бери, сколько тебе надо. Обычный европеец от такого количества травы упал бы и умер, а они при этом еще весь день двигаются, что-то делают. Перемкнуть в такой голове может в любой момент по непонятной для нас причине — так что напряжение сохранялось". Он рассказывает, что у его захватчиков в почете боевики и фильмы о захватах судов. "А перед тем как идти на дело, они раздеваются, обмазываются грязью, повязывают белые и красные ленточки на голову и руки. После этого бойцы считают себя пуленепробиваемыми... Умереть они не боятся, и особой трагедии из смерти никто там не делает. Наоборот, путь воина, смерть в бою — в особом почете", — рассказывает Драпов.

ПИРАТЫ БРАЛИ В ПЛЕН ДАЖЕ ЦЕЗАРЯ

Слово "пират" произошло от латинского "pirata", а оно — от греческого "пейратис" — "пробовать, испытывать". Самые ранние воспоминания о пиратах относятся к XIII веку до нашей эры, тогда они нападали на торговые суда в Средиземном море. К первому веку до н.э. вдоль побережья Анатолии уже были целые поселения морских грабителей, которые промышляли тем, что грабили торговые суда Римской империи. Плутарх пишет, что в 75 году до н.э. в Эгейском море пираты из острова Сицилия захватили корабль Юлия Цезаря и взяли его в заложники. Венценосный пленный вел себя очень дерзко и когда узнал, что за него разбойники просят 20 талантов золотом, даже приказал им просить не меньше 50. После того как выкуп был уплачен и Цезаря отпустили, он собрал флот, захватил и казнил пиратов.

В последнее время романтики в пиратстве поубавилось: современные пираты даже не вывешивают флаг "Веселый Роджер" (череп с перекрещенным костями), предпочитая быть незаметными и "маскироваться" под рыболовецкие лодки или катера.

ЕС НАЗНАЧИЛ ОПЕРАЦИЮ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ СОМАЛИЙСКИХ ПИРАТОВ

Угрозу, которую несет пиратство, стали оценивать недавно — когда пираты стали совсем наглеть и захватывать большие торговые корабли и даже лайнеры с оружием на борту, как нашу "Фаину". Эксперты заговорили об опасности террористической угрозы со стороны "братства Веселого Роджера". В июне Совбез ООН принял первую резолюцию по борьбе с пиратством, в октябре была принята еще одна резолюция, согласно которой разрешалось направлять к побережью Сомали военные корабли и самолеты для защиты от пиратов.

Активнее всего против пиратов выступают французы — они держат свои военные корабли в порту небольшой африканской страны Джибути. К ним присоединились другие борцы с пиратами — только за ноябрь от пиратов отбились индийские, немецкие, российские и британские судна. Правда, пока эти действия носят характер разрозненных оборонительных действий, ведь никакой международной операции по борьбе с пиратами проведено не было, пока все остается на уровне словесных нападок со стороны мировых лидеров. Хотя после захвата саудовского танкера в негодование из-за пиратов пришли и мусульмане. Представитель радикальной мусульманской организации аль-Шахаб Абделгафар Муса заявил каналу AP Television News, что исламистские группировки готовят атаку на пиратов, мол, пираты не должны захватывать мусульманские судна. Но вполне вероятно, что братья по вере всего лишь пытаются получить свою долю выкупа или часть захваченной нефти...

На днях также стало известно, что ЕС назначил на 8 декабря операцию по уничтожению сомалийских морских захватчиков. В ней примут участие Евросоюз, Индия, США и РФ. К находящемуся в опасном районе российскому сторожевому кораблю "Неустрашимый" может присоединиться и крупнейший атомный ракетный крейсер ВМФ РФ "Петр Великий".

ПИРАТСКИЙ РАЗМАХ

По данным Международного центра по борьбе с пиратством, этим промыслом занимаются более ста крупных группировок, за последние годы нападениям подверглись суда более 62 стран мира — в частности только сомалийские в 2008 году нападали на 95 судов. 18 ноября они совершили самое дерзкое нападение в истории и захватили саудовский танкер с двумя миллионами баррелей нефти на борту.

ХРОНИКА ЗАХВАТА УКРАИНЦЕВ

  • 18 октября 2005 — захвачен теплоход "Панагия" (на борту — 22 украинца)
  • 5 апреля 2008 года — в Сомали захвачена французская яхта "Le Ponant" (на борту одна украинка)
  • 28 мая — у берегов Сомали пираты захватили немецкий сухогруз "Леман Тимбер" (на борту — четверо украинцев)
  • 24 июля — у берегов Нигерии захвачено шведское судно "Геркулес" (на борту — двое украинцев)
  • 9 сентября — пираты в Нигерии захватили судно "Blue Ocean" (на борту — один украинец)
  • 21 сентября — у берегов Сомали захвачено греческое судно "Capitan Stephanos" (на борту один гражданин Украины)
  • 25 сентября — сомалийские пираты захватили украинское судно "Фаина" (на борту — 17 граждан Украины)

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63422.83

Bitcoin Cash (BCH)

482.5

Binance Coin (BNB)

549.94

Ethereum (ETH)

3066.29

Litecoin (LTC)

80.63

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.55

Евро (€)

42.06

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять