Стюардессы намылили пассажира и устроили в Борисполе "боевик"

Накануне Всемирного дня бортпроводников о своей профессии "Сегодня" рассказали сами виновники торжества, а также те, кто знает их лучше других и с кем они всегда рядом, в небе и на земле

Когда-то, лет 40 назад, о работе стюардесс не принято было распространяться — летают себе миловидные девушки в элегантной аэрофлотовской форме, и летают. Тысячи девчонок еще со школьной скамьи мечтали о такой элитарно-романтической, "крылатой" профессии. Табу нарушила известная журналистка Татьяна Тэсс, рассказав на газетных страницах, сколь нелегка, а порой и драматична эффектная внешне работа, сколько неожиданных, не очень приятных, а то и вовсе отрицательных сюрпризов таит. Героев нашего рассказа, проработавших бортпроводниками многие годы и даже десятилетия, объединяют любовь к небу, привязанность к своим экипажам и безграничное уважение к тысячам пассажиров, с которыми их сводили пути-дороги.

ПОЖАР В ДВИГАТЕЛЕ И МЕЛ ОТ ЗУБНОЙ БОЛИ...

Реклама

Звезда "Аэрофлота" Анна Логвин. Из личного архива

Анна Логвин-Лаврентьева и сейчас считает профессию, которой отдала 23 года, самой лучшей на свете. Несмотря на то что 8 с лишним лет уже не летает, первое время часто снились самолеты.

Реклама

— Мир посмотрела, побывала в 45 странах, со многими удивительными людьми встречалась, и семья моя, можно сказать, с авиацией связана, — говорит Анна Петровна. — Хотя из-за работы своей замуж вышла только с третьего раза. При Союзе на свадьбу давали три дня, и надо было отпуск брать. А тут только возьмешь — то самолет сломался, то погода испортилась. Все откладывали. Будущая свекровь даже решила, что я замуж не хочу. В конце-концов все-таки поженились. Муж закончил академию гражданской авиации и работает авиадиспетчером. У нас двое взрослых детей. Сын, с отличием НАУ окончив, пошел по стопам отца. Правда, многие события в жизни близких происходили без меня. Дочь в первый класс пошла, когда я неделю была в загранкомандировке. Сын защищался тоже без меня. Не побывала на свадьбе ни у брата, ни у сестры в Самаре — из рейса в рейс, из зимы в лето, из лета в зиму...

Бывали у Анны и экстремальные полеты. Рассказывает, в 1979-м, вскоре после взлета из Николаева курсом на Москву, в их Ту-134 загорелся левый двигатель.

— Тут было важно не растеряться и сделать все, чтобы не возникла паника в салоне, — вспоминает Логвин, которая уже тогда была старшей бортпроводницей. — Самолет битком набит, женщины, дети... Ну, мы виду не подаем, разносим водичку, улыбаемся, как ни в чем не бывало. Короче, пока кружились, никто ничего и не заметил. Попросили только пассажиров пристегнуться. А вернулись в Николаев и сели — спокойно всех 76 пассажиров эвакуировали по надувным трапам... Было ли страшно? Было — уже потом, когда все осталось позади, и обошлось без жертв... Дело, как сейчас помню, было в четверг, нас расселили в гостинице, и мы до понедельника, пока не подогнали другой самолет (наш с закопченным хвостом отправили в ремонт), писали объяснительные, как все происходило... И никто из пассажиров, между прочим, не отказался лететь. Потом членам экипажа объявили благодарность, командиру корабля Александру Хрипкову подарили именные часы и выдали премию. Молодец — сработал отлично...

Реклама

На конкурсах "Лучший по профессии" Аня не раз выходила победителем — сначала в Борисполе, затем в Украине, а потом и в Союзе. Участвовала в популярной программе "А ну-ка, девушки!", где тоже завоевала первенство.

— Мне попалось сложное задание — "Угон самолета", — говорит собеседница. — Якобы лайнер захватила террористка, и угрожает привести в действие взрывное устройство, если экипаж не подчинится ее требованиям. Ну, я эту "террористку" так изящно уговорила отказаться от своего замысла, что даже членам жюри понравилось. А когда дошла очередь до домашнего задания, и они услышали мое стихотворение о профессии стюардессы (и сейчас люблю поэзию, сочиняя иногда, когда приходит вдохновение), то и вовсе были покорены...

Умение найти ключик к каждому пассажиру, знать, с кем и как себя вести, не раз приходило к ней на помощь и в работе. Особенно на трудных рейсах в Сибирь, куда летели нефтяники, парни не дураки выпить. Приходилось и смекалку проявлять, и находчивость.

— На длинных маршрутах, в Китай, например, бывало, кто-нибудь из пассажиров жаловался на зубную боль, — продолжает Анна Петровна. — А аптечки скудные, лекарств — кот наплакал. Но надо же человеку помочь. Приносили какой-нибудь безобидный этазол или вообще обыкновенный мел, но говорили, что это индийский препарат, мол, должен помочь. Через десять минут подходим к пассажиру — улыбается, просит еще одну таблеточку с собой, боль прошла. Вот такое самовнушение...

А однажды на нее нажаловались. Рейс из Мурманска. Лето, пора отпусков, многие с трудом достали билеты. И одной супружеской паре выпало сидеть по разные стороны прохода. Жена стала возмущаться, требуя посадить их рядом с мужем. А как посадишь, если полным-полно людей постарше, детей с родителями.

— Да вы не волнуйтесь, — успокаиваю ее. — Всего три часа полета, зато потом всю жизнь вместе. Вроде невинная шутка, но женщина оскорбилась, заявила, что ее муж полковник (он был в гражданской одежде), и мне это так не пройдет. И написала жалобу. Но я на нее зла не держу...

Еще был случай, когда однажды прямо в самолете у беременной начались схватки. Не успели приземлиться и перенести ее в машину "скорой", как на свет появилась девочка. Назвали Анютой — в честь бортпроводницы.

Последние годы Анна Петровна работает на земле — контролером ведомственной службы безопасности. Но о небе рассказывает так увлеченно, что невольно вырвалось: если бы позвали в полет — решилась бы?

— Легко! — не задумываясь отвечает она. — В Скандинавии женщины летают и в 60, и старше, и никто не удивляется. Главное — чтобы здоровье позволяло. Медкомиссию проходишь — и вперед!..

СКАЗАЛИ, ЧТО СНИМАЮТ ПРОДОЛЖЕНИЕ "ЭКИПАЖА"

Кадр из фильма "Экипаж". В Борисполе все было почти так же

В каком уголке земного шара ни приходилось летать одному из опытнейших в Украине летчиков Вячеславу Перваку, о бортпроводниках он был самого высокого мнения.

— Ответственные и дисциплинированные люди, наши первые помощники, создающие настроение и членам экипажа, и пассажирам, — говорит Вячеслав Сергеевич. — Благодаря им заурядный полет становится маленьким праздником, на борту создается атмосфера спокойствия и уверенности, даже когда случается неприятность...

Для Первака, чей общий налет составляет 21 505 часов (такого, говорят его коллеги, нет ни у кого в Украине), это не просто слова. В 90-х на Ту-154, который он пилотировал, произошла нештатная ситуация — пришлось садиться на одно из трех шасси. И она потребовала ювелирного мастерства, высочайшего профессионализма, выдержки не только от командира — от всех членов экипажа, и бортпроводников в том числе...

— Это был обычный полет на Нижневартовск, ничего не предвещало беды, — рассказывает пилот. — На борту — 147 пассажиров, среди них 30 детей. И уже при наборе высоты произошел отказ первой гидросистемы, затем второй. Мы около 6 часов кружились над Киевом, вырабатывая топливо. Было крайне важно, чтобы спокойно вели себя пассажиры, и бортпроводники тогда не подкачали...

Узнав от командира, что придется возвращаться в Борисполь, старшая бортпроводница вернулась в салон и вместе с подругами продолжала обслуживать пассажиров — накормили, напоили, спать уложили. То есть ничем не выдали аварийную ситуацию, которая грозила перерасти в катастрофическую.

— Нам нужно было не только слить в воздухе керосин, — продолжает летчик, — но и перед посадкой совершить несколько пролетов над полосой, чтобы с земли было видно — вышло второе и третье шасси, или нет. К тому времени наступили сумерки, и лайнер снизу подсвечивали прожекторами. Как объяснить пассажирам, что происходит? На наше счастье, тогда на экраны страны вышел первый отечественный кинобоевик "Экипаж" — многие его уже успели посмотреть, и мы на ходу придумали "легенду", что это ведутся съемки как бы в продолжение захватывающей ленты. Надо сказать, версии поверили, и никто не почувствовал, насколько все серьезнее...

И лишь когда самолет, выработав топливо, стал заходить на посадку, и в готовность были приведены все наземные службы, бортпроводники попросили всех пристегнуться, привести кресла в вертикальное положение и пригнуться вперед, как того требуют инструкции. Дальнейшие события промелькнули очень быстро, действительно, как в кино.

Командир старался удерживать самолет на одной "ноге" как можно дольше, а потом, благодаря слаженным действиям экипажа, удалось провести эвакуацию.

— Кажется, мы побили рекорд, — признается Первак. — Вместо полутора минут на все ушло 47 секунд. Использовали и надувные трапы, и на плоскости выводили пассажиров. Бортпроводники еще в небе распределили обязанности — кто занимается левым бортом, кто правым, кто стоит у аварийного выхода, у служебного... Никто в той переделке не пострадал... И я рад, что наши помощники-бортпроводники, чьи фамилии, увы, забылись, оказались на высоте...

Сын Вячеслава Сергеевича тоже летчик. Когда стажировался в Штатах, американцы, услышав об этой истории, пришли в восторг. Наверное, он стал миллионером! — предположили коллеги. Младший Первак скромно промолчал: отцу дали звание заслуженного работника авиатранспорта и посвятили очерк в газете.

БЫЛ В НАШЕЙ ПРАКТИКЕ СЛУЧАЙ: ВСПОМИНАЮТ ПИЛОТ И БОРТПРОВОДНИЦА

О ЖИДКОМ МЫЛЕ И СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЕ

Находчивость и смекалка отличают многих бортпроводников.

— Один пассажир, — рассказывает пилот Л., — изрядно принял на грудь еще в Амстердаме, потом добавил в небе и явно не рассчитал свои силы. В воздухе алкоголь усваивается иначе, чем на земле, и человек пьянеет быстрее. Незадолго до посадки его совсем развезло и он ушел в туалет...

Подлетаем к Борисполю. Включили табло: "Пристегнуть ремни". И вдруг старшая бортпроводница сообщает: "Командир, у нас ЧП". Оказывается, этот пассажир заперся в туалете и не открывает. Стучала-стучала — бесполезно. Но у нее, как и у проводницы на поезде, есть свой ключ от туалетной двери. Отворяет и видит: мужчину стошнило, он опустился на колени и... уронил голову прямо в унитаз. И голова там намертво застряла. Смех и грех... "Что делать?" — волнуется бортпроводница. "Придумай, — говорю ей, — что-нибудь, но мы же сесть не сможем — вдруг будет резкое торможение, и у него, не дай Бог, позвонки сломаются, кому потом отвечать?!"

И наша старшая сообразила — бедняге на голову вылила пузырек жидкого мыла. Это мужика и спасло. Так и приземлился весь в мыле...

— Если бы не бортпроводница, до сих пор летали бы, — смеется пилот.

А в другой раз, когда самолет прибыл из Парижа, и пассажиры покинули салон, одна девушка продолжала оставаться в своем кресле. Подумали — может, плохо, укачало...

— Начали тормошить, по щекам хлопать, за плечи трясти — спит сном младенца, — говорит летчик. — Ни разу не видел, чтобы кто-то так отключался. Вызвали медиков — приехали, пощупали пульс, измерили давление — все нормально. Ну, позвали грузчиков, и те отнесли спящую красавицу в медпункт, где она благополучно проспала еще несколько часов. Умаялась, видно...

"НА МНЕ ТОЖЕ СЕМЬЯ ДЕРЖИТСЯ"

Одна из коллег Логвин, работавшая в "Авиалиниях Украины" и налетавшая 11 тысяч часов, рассказала "Сегодня", что пенсия у бортпроводников очень маленькая.

— Некоторые девочки, отлетав свое и нередко подрастеряв в небе здоровье, получают что-то под 1000 гривен, а то и меньше, — говорит она. — А все потому, что наша профессия до сих пор не попала в список льготных. И это при том, что у многих из-за рваного, ненормированного ритма работы не сложились или, сложившись, распались семьи, другие из-за вредного воздействия гравитации не сумели родить, приобрели недуги...

Топ-менеджер крупной западной авиакомпании как-то спросил, сколько зарабатывает украинская бортпроводница.

— Чтобы не попасть впросак, ответила встречным вопросом: а сколько ваши? Он и говорит: столько, чтобы, независимо, есть муж или нет, содержать семью, детей, оплачивать счета за жилье, коммунальные услуги. "Подумаешь, — говорю, — и моя семья на моей зарплате держится...". Не могла же признаться, что получаю минимум в десять раз меньше — около $300. По сравнению с зарубежными коллегами — нищета...

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

61604.95

Bitcoin Cash (BCH)

482.9

Binance Coin (BNB)

545.1

Ethereum (ETH)

3005.5

Litecoin (LTC)

82.03

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,81
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,62
56,49
55,02
54,97
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,56
51,08
26,95
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.55

Евро (€)

42.06

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять