Две хрупкие девчонки побеждают в авторалли наравне с мужчинами

Лада и Алина уже выиграли в своем классе U-1400 все, что можно было выиграть, а теперь мечтают о более мощном авто

Сестры Лада и Алина Соустовы из Алупки под руководством отца не просто участвуют в автогонках на равных с мужскими экипажами, но и побеждают. Они оказались в числе тех 30 из 59 экипажей, которым удалось пройти все скоростные участки на сложнейшей трассе Prime Yalta Rally-2009 и финишировать. Это очень суровое испытание на высокогорном серпантине Ай-Петри, с десятками виражей, где любая ошибка в лучшем случае обойдется переломами и разбитой машиной, в худшем — будет стоить жизни. 24-летняя Лада и 20-летняя Алина об этом знают, но выезжают на старт сложных ралли: первая — за рулем, вторая — штурманом. Была у них уже и первая "крыша", когда авто переворачивается на крышу.

"До этого несколько лет я была штурманом у папы, — вспоминает Лада. — А это была моя первая гонка в качестве пилота, а для Алины — первая в принципе. Она села ко мне штурманом. На трассе сразу два поворота было. Алина первый продиктовала, а второй либо я не услышала, либо она что-то упустила. Скорость очень высокая, а перед нами обрыв. Варианты: или летим туда, или резко отворачиваем. Я стала поворачивать, авто понесло, так и перевернулись. Потом машину поставили на колеса, и она могла ехать, но Алина продолжать со мной путь не захотела. Я испугалась, но чуть-чуть, ведь с отцом с Ай-Петри я уже улетала, и авто уже била. Да и уж очень не хотела заканчивать гонку из-за такой ошибки. И я решила финишировать на этапе, пусть и с потерей нескольких минут".

Реклама

Лада водит автомобиль с 12 лет, а в гонках участвует с 14-ти. Дебютировала она в одном экипаже с отцом — на месте штурмана, дожидаясь совершеннолетия и разрешения самой пересесть за руль на ралли.

— Нам папа с детства разрешал практически все, — вспоминает Лада. — Помимо автоспорта у нас и танцы были, и ролики — много чего перепробовали. А когда папа заметил мой интерес к машинам, только рад был — потому что это ему тоже очень близко, его работа связана с автосервисом. Он мне и преподал первые уроки вождения. Вышло так, что на авто ездить я научилась раньше, чем на взрослом велосипеде. Помню, был у меня трехколесный "Гном-3", а потом — раз, и есть машина. Сейчас мы с папой и Алиной — одна команда, ну и, конечно, нам очень помогают друзья.

Когда их родители при рождении давали им такие имена, созвучные автомобильным маркам "Лада" и "Калина", вряд ли предполагали, что они вырастут и проявят себя в автогонках. Теперь же Мария Борисовна и Игорь Михайлович не знают, где расставлять завоеванные дочерьми кубки. Все, что можно было выиграть в своем классе U-1400 на автомобиле "Таврия" (ЗАЗ-1102), они уже выиграли, и им хочется уже других мощностей и более высоких скоростей. "Свою машину мы давно уже "выкатали", — говорит Лада. — Что из нее можно выжать? Помню, в Каменце-Подольском я обратила внимание на спидометр. У нас он всего до 160 км/ч, и когда мы выходили по прямой на трамплин — стрелка просто падала за ограничитель… До двухсот вряд ли мы разогнались, но 180 км/ч — наверняка. На данный момент у нас машина мощнее — "Таврия" с восьмым мотором, с восьмой ходовой (от ВАЗ-2108. — Авт.). Но не хочется и в этом классе (с объемом двигателя до 1600) задерживаться долго. Плохо, что у нас нет ни спонсоров, ни какой-то финансовой поддержки со стороны, чтобы приобрести хороший автомобиль.

Реклама

В перерывах между большими гонками Лада участвует в соревнованиях по картингу — выступает на чемпионатах страны за спортклуб севастопольского технического университета, где она сейчас заканчивает аспирантуру по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство". А раньше "добирала" адреналин, занимаясь в секции скалолазания. Мечтает преподавать в университете. Алина учится там же, в "технаре", но на факультете экономики. По характеру она спокойнее, чем старшая сестра, и ей комфортнее на ралли справа — штурманом. "Пересаживаться на место пилота сейчас или через год-два у меня даже желания нет, — признается Алина. — У меня, конечно же, есть права, я умею водить машину. Но мне нравится быть именно штурманом. А вот Лада — прирожденный пилот".

Но штурман ведь по большому счету не менее значимая роль — в гонке штурман не просто пассажир, который любит быструю езду: от его действий, знания маршрута, диктовки зависят те доли секунды, которые либо теряет, либо бережет пилот на трассе, что и приносит итоговый результат. "Когда я начинала, тоже была штурманом, — говорит Лада, — меня просто по возрасту не допускали к соревнованиям пилотом, но я изначально знала, что буду за рулем — меня специально тренировали, накатывали. И сейчас для меня важно, что рядом со мной сестра. Мы вместе с детства и понимаем друг друга на уровне интуиции, с полуслова, с одного взгляда. Пилот на 100% должен доверять штурману. В некоторых моментах часть гонки именно штурман выигрывает. Ехать под диктовку, когда штурман указывает расстояние, стороны и коэффициенты поворота или без него, просто ориентируясь на ходу, — в этом существенная разница".

Мама девчонок поначалу была категорически против их участия в гонках. На соревнования семейный экипаж уезжал без ее разрешения. Домой возвращались с призами, зная, что их ждет жесткий разговор. "По-другому не получалось, — смеется Лада. — Сейчас она уже как-то смирилась: ну едете, и езжайте. Иногда даже мы ее уговариваем поехать с нами на гонку, но она не может на это смотреть — очень переживает. Мама есть мама".

Реклама

ЧЕРНАЯ КОШКА — ХОРОШАЯ ПРИМЕТА

Девчонки со своей машиной в буквальном смысле на "ты". Не только могут устранить неисправности двигателя на трассе, но и практически перебрать его с закрытыми глазами. "Ну и, конечно же, разговариваем с ней, как с живым человеком, — признается Алина. — И уговариваем: "Потерпи еще". И она, конечно, откликается. Вот у нас эта гонка ялтинская была очень тяжелая. Проблема была с топливной системой. Тем не менее сколько проблем было, сколько глохла, не заводилась она, сколько приходилось толкать ее — мы же доехали! Потом ее гладили, благодарили. У нас всегда это, в процессе гонки — общение с автомобилем".

Как у всех гонщиков, у сестер Соустовых много своих примет, и черная кошка к плохим не относится. "Еще в 1998-м, когда мы с отцом только начинали, — вспоминает Лада, — в любительском ралли на обычных серийных машинах участвовали. Я была штурманом, папа пилотом, и для нас это была первая гонка. И там по ходу нам черная кошка перебежала дорогу. Объезжать не стали, рванули вперед — в итоге приехали первыми. После этого я черную кошку считаю хорошим знаком, никогда не сворачиваю".

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

66571.48

Bitcoin Cash (BCH)

513.85

Binance Coin (BNB)

603.9

Ethereum (ETH)

3186.79

Litecoin (LTC)

84.88

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,55
53,04
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,15
55,01
27,63
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,17
51,02
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.78

Евро (€)

42.31

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять