Как собирают гоночный автомобиль: репортаж из боксов "Чайки"

На украинские треки чаще всего выезжают "восьмерки", которые ради соревнований превращают в настоящих "гоночных монстров"

Когда речь заходит об автогонках, нам обычно представляются маленькие приземистые болиды а-ля "Формула 1". Да, где-то они, безусловно, ездят. И даже в нашей стране несколько представителей этого класса встречается. Но когда дело доходит до соревнований, в наших краях на треке вы с большей долей вероятности встретите детище советского автопрома – ВАЗ 2108, она же "Лада Самара", она же "Лада Спутник", она же легендарная "восьмерка" с 8-клапанным или 16-клапанным двигателем. Конечно, гоняют и на "японцах", и на "американцах", и на "французах". Но пальма первенства – по крайней мере, по массовости – явно за национальным классом ВАЗ. Но как этот не самый технически "продвинутый" автомобиль становится грозным гоночным монстром? Журналист "Сегодня.ua" решил заглянуть в автоспортивное закулисье и отправился в автомобильные боксы киевского автодрома "Чайка".

О том, как рождается гоночный автомобиль, нам рассказали Сергей Бабак, пилот дебютировавшей в этом году команды Aspen Racing Team, и Руслан Серов – чемпион Украины по кольцевым гонкам, который готовит автомобиль Сергея к соревнованиям.

Реклама

Этапы большого пути, или "Как это было"

mashina_do_vsego

В самом конце 2014, под Новый год, мы купили спортивную "восьмерку" – она как раз закончила сезон, поучаствовав в Чемпионате Украины. Стоила машина 7500$ – это автомобиль ВАЗ 21083 1991 года выпуска с двигателем объёмом 1.5 литра, 5-ступенчатой КПП и 100 "лошадьми", достаточно быстрый и хорошо управляемый. Кроме того, в этой – изначально гоночной версии – каркас безопасности стоит на заводской версии. Когда мы автомобиль купили, в нем стоял не спортивный, а стандартный 8-клапанный мотор.

Реклама

karkas1

Поскольку автомобиль был гоночным, то он уже был облегчен – салон как таковой отсутствовал. Пассажирские сидения, шумоизоляция, обшивка дверей и потолка, интерьерный пластик и прочие изыски – всему этому в суровой гоночной машине не место. Впрочем, это облегчение все равно компенсируется за счет каркаса безопасности, который весит 50-60 кг (1 м трубы – 1,8 кг).

karkas_do

Реклама

И мы стали готовить автомобиль к выезду на трек в новом сезоне – приводить его в соответствие с техническими требованиями Автомобильной Федерации Украины и международным стандартом J Международной автомобильной федерации (FIA). Начали с каркаса – это, по сути, то, с чего и начинается гоночный автомобиль.

karkas

Каркас безопасности представляет собой конструкцию из стальных труб, которая крепится к кузову изнутри. Задача каркаса – предотвратить деформации кузова автомобиля в случае столкновения или переворота, защищая тем самым экипаж. Также он используется для продольного усиления жесткости кузова. В купленном нами автомобиле каркас стоял, но мы добавили труб – для усиления безопасности пилота. Мы планировали использовать систему ХАНС (англ. Head And Neck Support device, HANS – прим.ред.), которая значительно снижает нагрузку на шею и позвоночник при аварии и сильных перегрузках. ХАНС крепится к каркасу за сидением водителя, а в том варианте, который был в машине, такого сегмента в каркасе просто не было. Так что модернизировать его нужно было в любом случае. Апгрейд обошелся в 300$. 

Следующим шагом стали малярно-покрасочные работы. Мы решили сделать автомобиль ярким и выделяющимся – как обычно и выглядят гоночные автомобили за рубежом. Вообще же покраска обходится порядка 1000$.

posle_pokraski

Теперь автомобиль готов к сборке. Сначала мы собрали новый 16-клапанный мотор – в соответствии с классом, в котором решили стартовать в чемпионате – ВАЗ 2108+У1600. С завода они идут с 100 "лошадьми", но мы поставили спортивные распредвалы с невысоким подъемом кулачка, и это позволило поднять мощность двигателя еще сил на 10-15. Кстати, в соответствии с техническими требованиями чемпионата Украины мы имеем право ставить распредвалы только от одного производителя, это же правило касается и резины.

blok_dvigatelia

Также мы увеличили диаметр дроссельной заслонки со стандартных 46 мм до предписываемых гоночными техтребованиями 50 мм – большее поступление воздуха в двигатель увеличивает его мощность.

vihlopnaya_truba

Заменили выхлопную систему – теперь у нас спортивный коллектор "паук 4-2-1" (специфика – именно тюнинг ВАЗов) и глушитель из "нержавейки". Такая система позволяет создать разрежение перед выпускным каналом, улучшить наполнение цилиндров – это равномерно повышает крутящий момент на широком диапазоне работы двигателя.

golovka_dvigatelia

Отремонтировали и коробку передач (седьмой ряд КП) – нам она досталась от предыдущего владельца, но была порядком изношена. Гоночная коробка, к слову, это тоже модифицированный элемент – согласно все тем же техтребованиям, в ней изменено передаточное число шестеренок.

korobka_peredach

Дело в том, что стандартный ряд передаточных чисел – это компромисс между разгонной динамикой и экономичностью. Логично, что в автоспорте об экономичности думают в последнюю очередь, акцент в первую очередь на динамику разгона. Для сравнения: 5 передача обычного автомобиля сопоставима с 3 передачей автомобиля гоночного – слишком большие обороты. Но за счет мощности мотора, который легко крутит под 8000, езда на высоких оборотах для такого автомобиля не настолько критична, как для обычного авто.

anatomicheskoe_kreslo

В гоночном автомобиле, конечно, стоит специальное анатомическое гоночное кресло – карбоновый ковш с четырехточечными ремнями безопасности. В перспективе будут шеститочечные ремни – для усиления безопасности. Кресло должно быть омологированным (иметь действующее разрешение) для участия в профсоревнованиях. Также должна быть специальная защитная сетка на окне водителя.

Сейчас мы работаем над подвеской – это дорогой сегмент в компоновке гоночного автомобиля. В нашем случае она должна обеспечивать стабильно хороший контакт колес с покрытием трассы, оптимальное соотношение жесткости сжатия и жесткости отбоя – это важно для точности прохождения поворотов и правильной траектории, для взаимодействия машины и пилота. Также на повестке дня амортизаторы – мы поменяли стандартные задние на спортивные – голландский Proflex. Передние были спортивными изначально – немецкий Bilstein, но выслуга лет свое сделала – их тоже нужно менять. Все удовольствие – амортизаторы с пружинами – обходится порядка 2500-3000 долл.

kolesa_amortizatori_pruzhini

Пружины мы заказывали в Германии, долго ждали и вот, наконец, поставили. Это спортивная классика Eibach – пружины с максимальным занижением центра тяжести машины, которые при этом обеспечивают комфорт и качество езды – они уменьшают приседание во время ускорения, крены кузова и клевки при торможении.

kolesa

С колесами тоже своя история. Диски стоят кованые. Стальные и легкосплавные просто не выдерживают сверхнагрузок – при малейшем контакте (а они случаются) такие диски гнутся, ломаются, один вылет с трассы – минус диск. Техтребования Федерации автоспорта уже 8 лет предписывают использование моно-резины во всех классах – т.е. все едут на одинаковых шинах. И это правильно, поскольку соревноваться нужно в технике вождения, мастерстве создать действительно крутой автомобиль, а не в бюджетах. Конечно, дорогостоящая резина лучше, но не все могут ее позволить – инвестировать в резину на соревнованиях приходится каждый уикенд, в таких жестких условиях шины сгорают за 2 дня. 

diski

Перед выездом на этапы соревнований колеса обязательно обкатываются – чуть сношенный протектор улучшает время прохождения круга. Вот мы купили 6 новых шин Nokian, обкатали их по разу на тренировках и законсервировали – до старта в день соревнований.

Мы также поменяли тормозные колодки – поставили передние спортивные, фирмы Ferodo (100 евро). Колодки – это очень важно, поскольку этот один из тех элементов, которые напрямую влияют на показатели прохождения круга. На стандартных колодках пилоту приходится раньше тормозить, а спортивные обеспечивают высокий коэффициент торможения в сочетании с низким уровнем шума и широким температурным режимом. С качественными спортивными колодками можно начинать торможение метров на 10-20 позже, а это существенно улучшает время.

okleyka3

Готовить машину помогли друзья из "Сушия" 

Гоночный автомобиль, прежде всего, должен быть быстрым. Но и внешность тоже играет свою роль – чтобы быть заметной на трассе, машина должна быть яркой. Технические виды спорта вообще весьма зрелищные, и внешность спорткаров – часть этой зрелищности.

Мы решили следовать мировым традициям и уделили дизайну пристальное внимание.  И это тоже достаточно длительный и трудоемкий процесс: концепция, многочисленные согласования, утверждения макета и, наконец, оклейка пленкой Oracal. Зато результат того стоил: наша машина – одна из самых стильных на треке.

okleyka2

Важной составляющей гоночного доведения автомобиля является и компьютерная часть – компьютерное доведение двигателя. После первого этапа кубка Украины, когда мы уже понимали динамику машины, мы ездили на мощностной стенд: выставили распредвалы, посмотрели по графикам, как меняется мощность и крутящий момент мотора, отстраивали топливную карту и зажигание – это позволило поднять мощность двигателя еще на 20 лошадиных сил. Все это исключительно за счет электроники. Широкополосная лямбда зонд, например, отстраивает топливную карту – она быстро реагирует на изменение смеси и обеспечивает оптимальное соотношение воздуха и топлива.

toplivo

Кстати, о топливе. Ездим мы на 100 бензине. Пробовали от разных производителей, но по результатам анализов в Институте химии выбрали WOG. Расход большой, ведь мы постоянно с открытым полным газом – это порядка 1 литра на круг (круг на "Чайке" – 2 900 м).

Итоговый прайс по проекту на данный момент – около 11-12 тысяч долларов.

_153

Но стоит учитывать, что в гоночный автомобиль приходится вкладывать постоянно, поскольку в условиях настолько жесткой эксплуатации срок жизни многих деталей предельно мал. Кроме того, всегда есть то, что можно в машине улучшить, поставить детали дороже, совершенней, технологичней – нет предела совершенству.

sergey

Такая машина – это дорогое "лего", но конструировать его неимоверно интересно.

Автор фото Дмитрий Дятлов

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64313.85

Bitcoin Cash (BCH)

477.78

Binance Coin (BNB)

605.39

Ethereum (ETH)

3148.74

Litecoin (LTC)

83.63

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.47

Евро (€)

42.18

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять