"Милиция просила Антонова не ходить в шортах по базару"

Дочь знаменитого авиаконструктора рассказала "Сегодня" о трех женах Олега Антонова, а его коллеги — о том, что самолеты сейчас собирают на трофейных немецких станках, срывая графики.

Сегодня — 102 года со дня рождения знаменитого украинского авиаконструктора Олега Антонова, создавшего свыше двух десятков типов различных самолетов — от небольшого трудяги-"кукурузника" Ан-2 до супергигантов "Руслана" и "Мрии". Антонова нет с нами почти четверть века, но до сих пор отечественное авиастроение пользуется его разработками. Недавно снят фильм "Матрица Антонова", суть которого в том, что многие идеи генерального конструктора ныне развиты его учениками. Увы, несмотря на невероятные успехи Киева в начале ХХ века, когда только Франция и мы в лице Сикорского, Нестерова, Андерса, удивляли планету своей авиацией, несмотря на работу у нас такого гениального конструктора, как Антонов, пока украинское небо все чаще бороздят не Аны нового поколения, а американские боинги и французские эрбасы.

НУЖНЫ ДЕНЬГИ. Генконструктор АНТК "Антонов" Дмитрий Кива рассказал нам о том, чем живут сегодня антоновцы. Хоть и были заявления политиков РФ об отказе от участия в разработке военно-транспортного самолета Ан-70, продолжается совместная работа над этим проектом. Но чтобы продавать Ан-70 за рубеж, надо вооружить им свою армию. Иначе у иностранцев возникает вопрос: "Если ваш самолет такой хороший, почему вы сами на нем не летаете?" Что касается турбовинтового Ан-140, призванного заменить устаревший Ан-24 (последний самолет выпущен в 1978 году!), то строят их мало, ряд контрактов сорваны из-за того, что наши авиазаводы в Киеве и Харькове находятся в полуразрушенном состоянии. Реактивный Ан-148 существует в количестве двух машин. Самолет запущен в серию, но стоящий на стапелях киевского завода "Авиант" третий экземпляр "148-го" клепают с отставанием от графика. По мнению Генерального, необходимы госпрограмма авиастроения и немалые вливания из бюджета. Альтернатива нерадостная — через пару лет все наши Ан-24, Як-40 и Як-42 спишут в утиль и будет не на чем летать, придется покупать самолеты за рубежом. Принципиально новых разработок у АНТК на выходе пока нет, хотя, по словам Дмитрия Кивы, проектируется новый небольшой самолет бизнес-класса, вмещающий до 30 пассажиров.

Реклама

ТРОФЕЙНЫЕ СТАНКИ. Украинское самолетостроение, увы, в глубоком "загоне". Как поведал нам один из ветеранов киевского завода "Авиант", работающий на предприятии четвертый десяток лет, проблемы везде. Прежде всего это кадры. Средний возраст на заводе — свыше 50 лет, причем притока молодежи нет, ведь зарплата станочника — до 1500 грн. "В 70-е годы мы выпускали по 15 самолетов Ан-24 в месяц, плюс товары народного потребления: стиральные машины, детские коляски, игрушки, складные стулья, посуду. Позже делали Ан-32, по 3—4 шт. в месяц и по два Ан-124 в год. Приходить в упадок завод начал с 1994 года, предприятие перевели на 2—3 дневную рабочую неделю, лучшие кадры разбежались. Вернуть их нереально, да и квалификацию они утратили, надо готовить новых. Станочный парк также необходимо обновлять, нужны машины с числовым программным управлением, а у нас в цехах кое-где стоят трофейные токарные и фрезерные станки, вывезенные в 1945 г. из Германии, — говорит ветеран. — Самолет Ан-148 мы сейчас собираем фактически на колене".

СИКОРСКИЙ СТРОИЛ ВЕРТОЛЕТЫ ВО ДВОРЕ.

Реклама

Рожденный в 1889 году в Киеве будущий конструктор первого в мире серийного вертолета, Игорь Сикорский рос на рассказах мамы о великом Да Винчи — о его чудо-машинах, которые взмывали в небо. "В 11 лет мне приснился удивительный сон. Я был убежден, что нахожусь на борту огромного летающего корабля. Когда я проснулся, мне сказали, что человек еще никогда не создавал удачного летающего аппарата, и вообще, это несбыточно". Поступив в Киевский политех, Сикорский тут же организовал авиасообщество. В 21 год в киевском дворике отцовского дома (Ярославов вал, 15) он сконструировал невидаль — беспилотный вертолет, который был способен даже зависнуть на небольшой высоте. Здесь же, на лужайке, Игорь построил несколько типов аэропланов, на которых летал сам. А еще — изумительный паровой мотоцикл.

Слава о талантливом парне, увлеченном авиацией, разнеслась довольно быстро. Еще будучи студентом, в 1911 году – то есть в 22 года – на своем биплане "Сикорский-6" Игорь установил мировой рекорд скорости. Тогда гений с незаконченным высшим образованием бросил учебу в КПИ, откликнувшись на предложение переехать в столицу Российской империи – Санкт-Петербург, чтобы стать главным инженером Русско-Балтийского завода и наладить выпуск самолетов собственной конструкции. Киевлянин создал крупнейший тогда самолет "Илья Муромец" и во время невероятного по тем временам длительного перелета из Питера в Киев впервые в мире позавтракал на борту за накрытым сервированным столом. Революция и советская власть испортили карьеру Игорю Ивановичу. Он уехал за границу и в США на деньги, которые дал великий композитор Сергей Рахманинов, создал свое дело – авиаконструкторское бюро "Сикорский", которое существует и поныне.

АВИАГОРДОСТЬ УКРАИНЫ.

Реклама

Региональный самолет нового поколения, способный перевозить 52 пассажира на 2420 км со скоростью 540 км/ч.

Самый грузоподъемный. Эти самолеты (их около 30 шт) выполняют чартерные грузовые перевозки. Взлетная масса — 400 т, может перевозить до 150 т груза на расстояние 4400 км. Электрогенератор массой 135,2 т — в книге рекордов Гиннесса как самый тяжелый моногруз, когда-либо перевезенный по воздуху.

Самый большой в мире. Предназначался для транспортировки и запуска многоразового космического корабля "Буран". Может доставить в любую точку земного шара 250 т груза как внутри, так и сверху на фюзеляже.

ДОЧЬ ГЕНИЯ. Имя: Анна Антонова

Родилась: в 1948 г. в Новосибирске.

Окончила Московский физико-технический институт, кандидат технических наук, профессор кафедры высшей математики Национального авиационного университета в Киеве, автор нескольких учебников. Любит классическую музыку и украинскую современную литературу, особенно молодых писателей. Интересуется живописью, прежде всего творчеством импрессионистов и постимпрессионистов: Моне, Сезанна, которые нравились и Олегу Константиновичу Антонову. Но увы, в отличие от отца, сама картин не пишет.

Анна Антонова. "После разговора с одним из высоких чинов папа произнес: "Это не генерал... Это — дегенерал".

— О личной жизни Олега Константиновича Антонова известно намного меньше, чем о его работе и увлечениях. А ведь он трижды был женат, отец четверых детей, успел стать дедушкой...

— Первой его супругой была Елена Сергеевна Кочеткова. Она занималась с отцом проектированием планеров, были даже планеры ее конструкции. В 1936 г. у них родился сын Ролан. Его уже не в живых, он умер в 54 года. С моей мамой Елизаветой Аветовной Шахатуни отец познакомился в 1937 г., через год они поженились. Отец тогда начал самостоятельную работу над самолетом ОКА-38, мама получила навыки прочниста в ОКБ Лавочкина. А с 1940 они стали работать вместе. Во время войны создавали десантные планеры, а позже работали в ОКБ Яковлева.

— Шахатуни — один из лучших специалистов в мире по расчету прочности самолетов...

— Правильнее сказать, что в области создания транспортных самолетов школа прочнистов АНТК имени Антонова занимает достойное место в мировом рейтинге. Родители проработали бок о бок всю жизнь, сохранив хорошие отношения даже после развода и женитьбы отца. Они всегда ценили талант и профессиональные качества друг друга. Мама, которой 96 лет, до сих пор активно интересуется жизнью антоновцев. Моя дочь Вета окончила факультет международных отношений Киевского госуниверситета, живет и работает во Франции. Третья жена отца, Эльвира Павловна Антонова – инженер-программист. Их дочь Елена после МАИ работала в ОКБ Ильюшина, сын Андрей — художник-дизайнер.

— Чем вам больше всего запомнился отец?

— Он всегда умел выслушать собеседника. Большего демократа в общении я не встречала... Главной его страстью была авиация. Он мог говорить о ней часами. Кроме научных трудов, отец написал десятки популярных статей для авиаторов-любителей, больших и маленьких, а также несколько забавных рассказов и сказок для домашнего пользования. Это был Учитель с большой буквы. Он многое умел делать своими руками, писал картины, всю жизнь любил запах свежей древесной стружки и красок. Совершенно неожиданно мог пошутить, подурачиться. Прекрасно чувствовал русский и французский юмор, и со вкусом им пользовался. Как-то после нелегкого разговора с одним из высоких армейских чинов папа задумчиво произнес: "Да-а-а, это не генерал... Это — дегенерал". Составил шуточный кодекс правил общения для руководителей. Например: "Требуя что-либо от подчиненного, подумай, выполнишь ли ты это сам?", "Предпочитай приятному, но не инициативному работнику "ершистого", талантливого, мыслящего и инициативного". Смешной случай рассказал как-то академик Любомир Пыриг. В 60-е годы "всенародное осуждение" вызывали те, кто ходил в шортах. А отец был человеком спортивным, летал на планерах, неплохо играл в теннис и очень любил шорты. И вот однажды в Крыму на рынке подходит к нему милиционер и говорит: "Гражданин! В публичных местах нашей страны в шорКах ходить запрещено!" В ответ Антонов молча показал ему удостоверение депутата Верховного Совета СССР. Милиционер лишился дара речи, а мы еще долго со смехом вспоминали эти "шорки".

ОЛЕГ АНТОНОВ: КОРОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ. Олега Антонова, возможно, кто-то назовет баловнем судьбы. Действительно: прожил долгую яркую жизнь, оставив после себя не только более 20 самолетов — от крохотного биплана "Аннушки", единственного самолета, который выпускается серийно более 60 лет, до самой большой в мире шестимоторной "Мрии", существующей пока в одном экземпляре, но и множество прекрасных картин, книг, стихов. Несмотря на дворянское происхождение, даже не сидел, как другие конструкторы, в сталинской "шарашке". Не будучи коммунистом (партбилет ВКП (Б) Антонов получил лишь в 1945-м), занимал высокие посты. Талант? Несомненно. Но вспомним изречение: "успех на одну десятую состоит из таланта и на девять десятых — из готовности работать". Когда у Антонова спрашивали, как ему удается все успевать, он отвечал: "Секрет быстроты заключается в том, чтобы делать медленные действия без промежутка между ними". Антонова можно назвать королем транспортной авиации, прежде всего за создание уникальных широкофюзеляжных машин Ан-22 "Антей" и Ан-124 "Руслан". Глава американской корпорации "Локхид" как-то сказал: "В мире есть две фирмы, которые умеют делать транспортные самолеты — это "Локхид" и "Антонов".

ФЕДОР АНДЕРС СДЕЛАЛ А КИЕВЕ ПЕРВЫЙ В ИМПЕРИИ ДИРИЖАБЛЬ. Первый в Российской империи гражданский дирижабль "Киев" появился исключительно благодаря киевлянину Федору Андерсу, сыну простого токаря завода "Арсенал". Такое оригинальное "надувное" создание было только у нас и в Париже. Пользовалось оно большим успехом. Когда в 1911 году Андерс "вояжировал" на своем дирижабле над террасами Купеческого сада (ныне – Европейская площадь и Крещатый парк), люди так глазели на невидаль, что конструктора завалили заявками не только пассажиры, но и представители частного бизнеса, желавшие рекламировать свой товар с воздуха. На плававшем по небу 35-метровом "Киеве" организовали первые в мире коммерческие рейсы, перевозя горожан с Майдана на Труханов Остров. Всего за пару месяцев первый в Украине дирижабль прокатил 200 пассажиров! А ведь на борт он мог брать всего двоих-троих.

Довольно долгое время в Киеве была улица Федора Андерса – на Чоколовке. Теперь это тупик, хотя остановка троллейбуса № 9 все еще называется в честь короля наших дирижаблей.

НАШ АВТОР МЕРТВОЙ ПЕТЛИ НЕСТЕРОВ. Поклониться этому великому летчику можно и на проспекте Победы, где стоит памятник гениальному асу, и на Лукьяновском кладбище, и пройдя по киевским улицам, на которых бывал этот легендарный человек — автор "мертвой петли". Погиб он в воздушном бою, впервые применив таран.

26 апреля 1913 года молодой поручик Нестеров начал исполнять обязанности начальника ХІ корпусного отряда 3-й авиационной роты в Киеве. Именно здесь он смог испытать множество своих придумок — "воздушный мотоциклет", переделанные и улучшенные самолеты. В компании двух воздухоплавателей Нестеров организовал первый в мире массовый полет. Слетали по маршруту Киев—Остер—Нежин—Киев. Еще и кинооператора взяли, что было неслыханно. Фильм потом крутили в лучшем киевском кинотеатре Шанцера на Крещатике. В августе 1913 года в нашем небе Нестеров совершил и вовсе прорыв в истории — поднялся над Сырецким военным аэродромом и на высоте 600 метров выполнил кувырок на своем самолете — знаменитую "мертвую петлю", "петлю Нестерова". Ему было всего 26 лет!

Авторы благодарят пресс-службу АНТК им. Антонова за помощь при подготовке материала.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63381.85

Bitcoin Cash (BCH)

473.57

Binance Coin (BNB)

607.2

Ethereum (ETH)

3116.65

Litecoin (LTC)

83.29

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.47

Евро (€)

42.18

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять