-- Юрий Иванович, конкурс на должность генерального директора аэропорта "Борисполь" в этом году пытаются провести уже не в первый раз. С вашей точки зрения, почему так происходит?
-- Не думаю, что это связано с отсутствием достойных претендентов. Возможно, нужно искать причины в попытках некоторых людей сохранить контроль над предприятием или в определенных структурах, которые финансово заинтересованы в "Борисполе". Эти люди блокируют смену руководства аэропорта, потому что очень выгодно быть монополистом. По имеющейся информации, и.о. директора аэропорта Дыхне Евгений уже подал заявление в Окружной суд г. Киева и требует отменить и этот конкурс.
-- Почему Вы приняли решение участвовать в этом конкурсе?
-- Государственное авиапредприятие "Украина", в котором я сейчас работаю, базируется как раз в "Борисполе". Поэтому я хорошо знаю внутренние проблемы аэропорта. Конечно, с учетом того, что уже руководил им ранее. Мое мнение: все проблемы, возникшие у аэропорта за последние годы, – результат неэффективного менеджмента. Нездоровая атмосфера в коллективе, отсутствие грамотных действий по дальнейшему развитию, снижение финансовых показателей – те причины, которые мотивировали меня принять участие в конкурсе.
-- Что нужно изменить, чтобы "выровнять" ситуацию?
-- В первую очередь, в авиасфере не должно быть монополиста. Любая конкуренция – это борьба за пассажира. Тогда и перелеты становятся дешевле, и комфортабельность повышается. В Украине, к сожалению, иная ситуация. Также нужно разработать, утвердить и начать воплощать в жизнь стратегию развития аэропорта, которая не должна зависеть от смены руководства. Еще в 2007 году утверждали концепцию развития "Борисполя" до 2020 года. В этом документе были достаточно глобально прописаны этапы его развития. К сожалению, на сегодняшний день всё несколько не так, как хотелось бы. Поэтому первые шаги, которые необходимо сделать, – выработать стратегию, разработать генеральный план застройки, организовать управленческий учёт и, конечно же, провести корпоратизацию. Приватизацию аэропорта, как того хотят некоторые, допустить нельзя. Модель акционерного общества нужна, в первую очередь, для обеспечения прозрачности ведения бизнеса. В структуре акционерного общества есть наблюдательный совет, который и принимает стратегически важные решения. В то же время все 100% акций должны принадлежать государству. Государство будет иметь в своей собственности не имущество аэропорта, а акции.
-- Вы уже были генеральным директором "Борисполя". Что из начинаний удалось реализовать? Что осталось проектами, которые хотели бы воплотить в жизнь?
-- В конце 2006 года, когда я принял предприятие, оно было убыточным. За год мы добились того, что оно стало прибыльным. Приняли окончательное решение по пятну застройки под терминал "D", который в то время еще только планировался и проектировался. Закончили стадию проектирования и по международным правилам провели предквалификацию для определения компаний, которые могут участвовать в тендере на выбор генподрядчика. Утвердили концепцию развития аэропорта до 2020 года.
Из того, что хотелось бы воплотить в жизнь, -- развитие аэропорта согласно выработанной стратегии и генерального плана застройки. Провести зонирование аэропорта для понимания того, где и что должно быть построено при дальнейшем развитии. Важно понимать, что вот это следующий этап, и здесь будет техническая зона, а там – строительство грузового логистического центра. Цель простая -- построить современный аэропорт-город, в котором каждый сможет получить качественный сервис.
-- Ваша стратегия развития "Борисполя"?
-- Скажем так: "Борисполь" -- главный аэропорт Украины, который может стать узловым аэропортом. Естественно, для этого нужно развивать как пассажирские перевозки, так и грузовые. Приоритет – это категория узлового регионального аэропорта с удельным весом перевозок трансферных пассажиров не менее 30%. Для первого стратегического этапа это будет хорошим результатом. Мы говорим о 15 -- 20 миллионах пассажиров в ближайшие 5 лет.
-- Многие украинцы говорят, что не пользуются авиатранспортом в силу высокой стоимости билетов. Можно ли как-то повлиять на ситуацию?
-- Авиационная отрасль Украины имеет огромный потенциал. Цену на билет формируют несколько факторов. Обслуживание и сборы в аэропортах не такие дорогостоящие -- максимум 15% от общей себестоимости рейса. У нас очень дорогое топливо. Также есть стоимость поддержания летной годности воздушного судна, лизинговые платежи и так далее. Снижение цены на топливо на 100--200 долларов за тонну позволило бы существенно уменьшить затраты авиакомпаний и, конечно же, принять решение об открытии неба с Европой.