Что подешевеет из-за ЗСТ с Европой, и готов ли бизнес к конкуренции: интервью с Вероникой Мовчан

Цены на автомобили не изменятся, но могут подешеветь некоторые импортные товары пищевой промышленности

Директор по научной работе Центра экономических исследований Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан в интервью "Сегодня.ua" развенчала существующие мифы о Зоне свободной торговли с Европейским Союзом и рассказала о том, как это повлияет на украинских товаропроизводителей.

- Уже год как украинские производители могут продавать товары в ЕС без ввозных пошлин. Можно ли уже подвести первые результаты ЗСТ?

Реклама

- О результатах говорить можно, но сложно. Потому что Украина оказалась в этот период в ситуации идеального шторма: военный, политический, банковский кризисы, девальвация, потеря части территорий, физическая потеря части производства. Очень резко снизились мировые цены, что тоже негативно повлияло на наших производителей. В этой ситуации торговое соглашение, которое снижает ввозные пошлины, не может переменить общую динамику торговли.

В результате, если смотреть по динамике 2015-го года, торговля с Европейским Союзом сокращалась, несмотря на действие торговых преференций. В то же время, она была приблизительно в тренде с общеукраинской динамикой экспорта.

У нас выбивалась из тренда только Россия, торговля с которой сокращалась в 2 раза быстрее. А если говорить о Европе, судя по ответам бизнеса, автономные торговые преференции положительно оценили предприниматели. Не все ими могли воспользоваться.

Реклама

- Почему?

- Потому что надо было получать новые сертификаты. Не все этим занялись. Некоторым и так было выгодно экспортировать свои товары в ЕС. Для того, чтобы пользоваться режимом свободной торговли, нужно, чтобы определенная часть стоимости была произведена в стране. То есть, если вы купили китайский товар и завернули его в упаковку, его нельзя продать в Европу как украинский товар. Он должен быть произведен в Украине.

По опросам Института экономических исследований и политических консультаций, в первый год существования полноценной Зоны свободной торговли, около 50% бизнесменов наблюдают выигрыш для них. Не обязательно экспорт. А две трети, насколько я помню, ожидают позитивный результат в более долгосрочной перспективе.

Реклама

МИФ№1: НА ПРИЛАВКАХ МГНОВЕННО ПОЯВЯТСЯ ДЕШЕВЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ТОВАРЫ

- А если уточнить, какие производители уже успешно воспользовались ЗСТ?

- Ассортимент торговли товарами с ЕС достаточно широк. Я не готова сейчас сказать, кто именно выиграл. Кстати, еще по автономной преференции. Там есть тарифные квоты – в рамках квоты нулевая ставка пошлины. А вне квоты она варьируется. Так вот, я смотрела по квотам. По некоторым товарам видно переориентацию.

- К слову, о квотах, зачем они нужны и можно ли ожидать, что в ближайшее время их пересмотрят?

- Сложно ожидать в ближайшем будущем. Квоты вводятся на товары, которые чувствительны для страны…

- Европейский Союз себя защищает?

- Конечно! И мы себя защищаем. У нас также есть тарифные квоты. Это механизм частичной либерализации, когда достигнуть соглашения о полной либерализации тяжело.

- Я общался с птицеводами, так вот они говорят, что для них квота ЕС – реальная преграда для роста объемов экспорта.

 - Птица – да, это, пожалуй, одна из немногих квот, которой полностью воспользовались. Всего тарифные квоты предусмотрены на 33 категории товаров. Мясо птицы – это одна из, по-моему, трех, для которых торговля выгодна в рамках квоты и не выгодна вне рамок квоты. Вторая такая квота – это консервированные томаты. Это те тарифные квоты, о которых можно говорить, что ввозные пошлины вне рамок квоты действительно ограничивают торговлю, и что без них объемы торговли были бы выше (хотя существование квот – это лучше, чем ничего).

По большинству других товаров квоты не являются фактором, который реально сдерживает экспорт – они просто небольшая вишенка для тех, кто первый успел выйти на рынок. Например, мед. Он активно экспортировался до этого, он активно продолжает экспортироваться и сейчас. По-моему, в прошлом году экспортеры меда квоты в 5 раз превысили. По квоте экспортировали без пошлин, а дальше платили пошлины. В этом году квота была использована, по-моему, в первые несколько дней января, а торговля продолжается.

- То есть квоты не мешают производителям продолжать торговлю с ЕС?

- Да. Есть пошлины, которые можно считать запретительными. И после того, как ты с ними встречаешься, выходить на рынок невыгодно. Но большинство пошлин не останавливают производителей. Я подозреваю, что по мясу птицы пошлина вне рамок квоты для торговли невыгодна, тогда как другие пошлины могут абсолютно не мешать продолжать торговлю.

- Можно ли говорить, что первый год действия ЗСТ, когда мы свои пошлины для европейцев оставили, а они свои убрали, – шанс для нашего производителя подготовиться к конкуренции? И как считаете, подготовка прошла успешно?

- Около 30% импорта в Украине – товары из Европы. То есть все, кто к нам хотели зайти, в принципе, уже зашли. Конечно, будет какое-то постепенное увеличение конкуренции одновременно с процессом гармонизации законодательства. В Украине средняя ставка – 4%. Самая высокая ставка – 50% на сахар. Европейские товары у нас есть. И из-за открытия рынков резких каких-то движений не предусматривается. Клубника, выращенная под Киевом, наверное, будет все-таки дешевле, чем привезенная откуда-то с юга Европы. Украинский бизнес, в принципе, давно готов к конкуренции с Европейским Союзом.

Один из немногих секторов, который боится, – это автомобилестроение. Но оно себя может защищать следующие 15 лет. Бизнес в принципе немножко лукавит, когда говорит, что "Дайте, дайте нам еще больше защиты".

- Все-таки, какие изменения будут с 1-го января?

- Товар завезут по меньшей ставке. Дальше возникает вопрос, кто заберет разницу в пошлине. Выиграет потребитель или выиграет тот, кто ввез. Наверное, выиграют больше производители, которые закупают импортные товары промежуточного потребления. Но на такие товары в основном не очень высокие ставки. Мы обсуждаем сейчас барьеры, которые напоминают маленький низенький заборчик – и мы его снесли. Наверное, на кого-то это повлияет, кто жил на грани выживания, какая-то фирма, у которой была недостаточная прибыльность.

МИФ №2: ИЗ-ЗА НАПЛЫВА ДЕШЕВЫХ ТОВАРОВ ИЗ ЕС РУХНЕТ УКРАИНСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО

- То есть никакой угрозы для наших предприятий нет?

- Практически нет.

- РФ объявила, что она будет защищать свой рынок от европейских товаров, которые могут попасть в Россию без пошлин в Украину, и введет ввозную пошлину для всех украинских товаров. Как думаете, это чисто политическое решение, или есть экономические обоснования?

- Это на 100% политическое решение. Смотрите, у нас полтора года шли консультации с Россией по поводу их обеспокоенности по поводу изменения торгового режима между Украиной и ЕС. Это одна из причин того, что было отложено введение Зоны свободной торговли. Что мы можем сказать за это время? Мне говорили источники и из ЕС, и из Украины, что Россия не смогла подтвердить ни одну свою обеспокоенность. Доказать на цифрах, что ЗСТ реально что-то изменит.

2222222222222222222222222222222222222

Фото: архив

Я сама делала исследование по поводу угрозы реэкспорта европейских товаров через Украину в Россию по сельскому хозяйству. Такой риск возникает, когда очень большая дифференциация таможенных ставок – и тогда может возникнуть риск того, что будет выгодно обманывать систему и везти ввозить товары одной страны под видом другой. Разница в ставках между ЕС и Украиной и между ЕС и Россией уже существовала. Когда Россия еще не была членом ВТО, а Украина уже была и у нее ставки уже были низкие. Но проблем тогда не было.

И еще. Соглашение с ЕС предусматривает улучшение, повышение эффективности таможенного контроля. Поэтому наоборот можно было бы говорить о снижении риска незаконного перемещения через границу.

Россия еще беспокоилась о технических регламентах. Украина сейчас работает по техническим регламентам, которые от 100% до 60% гармонизированы с Европейским Союзом по разным товарам. Они уже сейчас обязательны в Украине. То есть нет такой ситуации, что мы сначала создадим ЗСТ, а потом когда-то будет что-то меняться – и от этого возникнут какие-то проблемы.

МИФ№3: В УКРАИНЕ ПОМЕНЯЮТ Ж/Д КОЛИИ И МЕТРИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ

- Если Вы уже заговорили о технических регламентах, что придется менять и как это повлияет на бизнес?

- Мы сейчас переходим от советской системы. Этот процесс начался где-то в начале 2000-х и очень сильно активизировался после вступления во Всемирную торговую организацию. Этот процесс находит сейчас логическое завершение в соглашении с Европейским Союзом. По соглашению с Европейским Союзом в будущем мы собираемся подписать так называемое соглашение об оценке соответствия и приемлемости товаров.

Когда оно будет подписано, на товары, которые охватываются этим соглашением, не будет существовать технических барьеров в торговле между Украиной и Европейским Союзом. То есть украинские товары будут восприниматься на рынке ЕС точно также, как товары, произведенные в Европейском Союзе. Не надо будет еще раз подтверждать соответствие техническим требованиям.

В Европейском Союзе вообще работает система оценки безопасности – она строится на системе оценки риска. В Советском Союзе был стандарт на все: на ручку, на бумажку, на тетрадку, на стул, на трактор, на космический аппарат – на все был свой стандарт. В ЕС действует технический регламент.

Если был стандарт, то он определял все: форму, цвет – все. Технический регламент определяет только ключевые характеристики, важные для обеспечения безопасности товара. Для очень просто примера. Знаете, вот эта вилка, которую мы в розетку вставляем? Электрическая вилка. Вопрос безопасности – это вопрос того, что она не будет биться током никогда. Правильно? А стандартов может касаться количества разъемов, они плоские или круглые, они стоят треугольником или они на одной линии – вот это стандарт. Государство отходит от контроля стандартов и фокусируется на контроле требований безопасности, которые определены в технических регламентах. Украина перешла на эту систему фактически. Сейчас в Украине действует больше 40-ка технических регламентов.

Все стандарты, в принципе, добровольные, кроме нескольких, которые еще остались в списке товаров, которые подлежат обязательной сертификации по стандартам. Но этот список в 2018-м году будет полностью отменен. И к техническим регламентам есть так называемые гармонизированные стандарты. Они тоже добровольные. Но если вы их применяете, они дают как бы презумпцию соответствия. То есть, если вы взяли этот стандарт и точно ему следуете, то вы гарантированно соответствуете нормам безопасности и технического регламента.

- Существует "пугалка", что придется менять метрическую систему и даже железнодорожные колеи…

- Да, в Европейском Союзе 4 размера железнодорожных колей. Каким мы будем соответствовать: испанским, финским или поближе к соседям?

МИФ№4: ЗСТ ПОМЕШАЕТ ТОРГОВАТЬ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ

- ЗСТ как-то повлияет на нашу торговлю с другими странами?

- Да, с Россией.

- А кроме как с Россией?

- Нет, наоборот позитивно повлияет. Мы сейчас начали активно торговать с Китаем, потому что они сказали: "Ага, вы соответствуете европейским стандартам определенных товаров? Замечательно! Значит, нам можно не беспокоиться".

- От того, что мы частично теряем российский рынок, можно ли надеяться, что наши производители со временем смогут компенсировать потери за счет рынка ЕС?

- Можно надеяться, что они смогут это компенсировать и найти новые рынки сбыта в Европейском Союзе, в третьих странах или на своем рынке. Не надо зацикливаться только на Европейском Союзе.

Просто пропорции для каждой отдельной фирмы могут изменятся. Раньше некоторые больше везли в Россию, меньше в ЕС, а теперь больше в ЕС, меньше в Россию или вообще не в Россию. Зато эта фирма могла выйти на какие-то азиатские рынки, в Ближний Восток и Африку. Некоторые товары, может быть, никогда не выйдут на рынок ЕС. Например, железнодорожное машиностроение. По крайней мере, не в ближайшей перспективе.

Но если "Укрзалізниця" продолжит обновлять свой подвижный состав, то это не вопрос, что они не выйдут на рынок России. Каждое замещение индивидуально. Мы смотрели и анализировали эффекты замещения. Металлургия спокойно развернулась. Но это товары, которые экспортируются по всему миру.

Если вы производили запчасти для определенной машины в Российской Федерации, то вам сейчас будет очень плохо, просто потому что у вас узкая специализация. Но почему вы строили свой бизнес на торговле с Российской Федерацией, хотя еще в 2011-м году Россия говорила, что если вы, не дай Бог, подпишите, то рынок России закроется…

Торговые войны с Россией существовали давно. Она говорила о том, что у нее политика импортозамещения. Сами производители говорили, что торговля с Россией – это перспектива лет 10, дальше Россия, судя по всему, закроется. Это было известно давно.

- Как Вы уже сказали, за прошедший год в экспорте в ЕС мы  потеряли…

- Мы потеряли не в экспорте в ЕС. Мы потеряли вообще в экспорте. Получается, что около четверти потерь в общей сумме экспорта – это мировые цены. То есть мы просто потеряли. Сейчас очень сложно считать, потому что у нас такие структурные разрывы в статистике из-за потерь территорий, что надо дождаться окончания года, а потом можно будет считать, что и из-за чего произошло…

- Так, вот, сколько времени нам понадобиться, чтобы вернуть те объемы экспорта, которые были до кризиса?

- Сложно сказать мгновенно, потому что у нас на следующий год все еще достаточно осторожные прогнозы. То есть рост ВВП на уровне двух процентов – это не стремительный рост, а это, скорее медленное выбирание из ямы. Это мало для экономики, которая за несколько лет потеряла такой объем ВВП.

С другой стороны, у нас произошла структурная перестройка. Насильственная, но тем не менее. Структура экономики поменялась. И поэтому возможно, что новый баланс будет более экономически эффективным. Я думаю, восстановление экспорта – это среднесрочная перспектива. 2-3 года, наверное. Посмотрим.

- Это достаточно короткий период времени

- Экспорт растет. Вообще экспорт рос достаточно быстро всегда. Экспорт всегда рос намного быстрее, чем ВВП. Поэтому я достаточно оптимистически оцениваю возможности восстановления объемов торговли.

- Если говорить об автомобилях, ждать дешевых европейских машин не приходится?

- Если наши автомобилисты воспользуются защитным механизмом, который предусмотрен в соглашении, то со второго года отбирание 1% пошлины может быть компенсировано дополнительной пошлины. Так что общая пошлина будет составлять все те же 10%. Машины из ЕС дешевле не станут.

22222222222222222222222222222222222222222222222

Фото: архив

- А какие товары могут стать дешевле?

- Может быть, сыры из Франции станут дешевле. Но они сейчас столько стоят! Могут подешеветь товары пищевой промышленности. Есть какие-то томатные пасты из Италии, вермишели тоже из Италии. То есть какая-то пищевая продукция, которая достаточно нишевая. Она не составляет основу потребительской корзины, но она, наверное, подешевеет. По крайней мере, в попытке завоевать потребителя.

В сельском хозяйстве средняя ставка– около 10%. То есть можно ожидать, что какая-то часть этого снижения дойдет до потребителя. Но там достаточно долгие переходные периоды – до 7-ми лет. Поэтому это не быстро. А в промышленности ставки не очень большие. Может быть, что в текстиле, почувствуется снижение пошлин.

1111111111111111111111111111111111111111111111_01

Фото: архив

Надо смотреть. Скорее, интересен приход новых брендов. Например, "H&M", которые давно грозятся, но пока их здесь нет. Есть европейские марки, которые достаточно дешевые и достаточно качественные. Но надо учесть, что у нас структура рынка специфическая

МИФ№5: НА ПЕРЕХОД К НОВЫМ СТАНДАРТАМ ПОНАДОБЯТСЯ МИЛЛИАРДЫ

- Еще в 2013-м году экс-премьер Николай Азаров заявлял, что на переход к европейским стандартам Украине понадобится 160 млрд евро. Мы практически перешли на новые стандарты, это действительно так дорого обошлось?

- До сих пор не можем найти, кто делал эти оценки. Вроде как взяли средние траты Европейского Союза на вообще весь привод стран к членству. И как-то посчитали. Очень спорная оценка. Методология вызывает громаднейшие сомнения. Учитывая, что процесс адаптации динамичный, это, мягко говоря, преувеличено.

Вообще, делать оценки таких затрат сложно, поскольку цена может существенно меняться в разы в зависимости от того, кто предоставляет товары или услуги.

Вот к примеру, сколько стоит аудит? За один и тот же аудит вы можете заплатить 1000 долларов, 10 000 долларов и 50, и 100 тысяч долларов. Это в зависимости от того, какую компанию вы выберете. Причем у них у всех формально есть одинаковый уровень сертификации. Аудит соответствует стандарту. Разница в бренде. Вы можете заказать у неизвестного украинского аудитора, который только получил этот сертификат, и вы можете заказать у "большой четверки". Вы можете заказать не у представительства "большой четверки" в Киеве, а заказать в их центральном офисе в Америке. И вам этот аудит обойдется в абсолютно безумную сумму.

То же самое с затратами на адаптацию. Вы можете заплатить дороже, можете дешевле. Поэтому очень сложно оценить реальные издержки. Реальные издержки – наверное, можно оценить, по стоимости оборудования, например, лабораторий. Но даже то же оборудование вы можете купить у одной фирмы или у другой – оно будет стоить совсем разные суммы.

- Какую поддержку наши производители уже получили от ЕС?

- Государство Украина получила более 3 млрд евро помощи от ЕС за годы независимости. Главное, мы очень многое уже сделали. И мы продолжаем двигаться дальше.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64139.52

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3066.59

Litecoin (LTC)

82.13

Ripple (XRP)

0.51

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять