Борис Галкин: "Время молодых, талантливых и смелых в театре закончилось"

В день 60-летнего юбилея актер и режиссер, герой первых советских боевиков рассказал "Сегодня" о том, как стал соперником Высоцкого в культовой роли Хлопуши, о карьере чтеца и концертах в "горячих точках".

– Борис Сергеевич, помимо того, что Вы артист, Вы еще и стихи пишете?

– Всё получилось само собой, органично. Поэзией я увлекся лат в двенадцать, когда очень громко звучали Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко? А лет в тринадцать я поступил в студию чтеца. Хотя прошло уже сорок семь лет с тех пор, мой первый и последний настоящий педагог на сегодняшний день, дай Бог ему здоровья, Константин Григорьевич Титов – вахтанговец, закончил Театральное училище имени Щукина, недолгое время работал в Москве и уехал в Ригу, поскольку его жена – Клара Пабуле – латышка, известная артистка в Латвии. Вначале он работал в Театре русской драмы, а потом ушел в молодежный театр, которым руководил Адольф Шапиро. Это был очень популярный театр, Титов был там ведущим артистом, играл очень много, а параллельно занимался с желающими в студии чтеца, в студии художественного слова. С тринадцати до шестнадцати лет у меня появилось несколько сольных чтецких программ. Надо сказать, много было у нас в студии замечательных чтецов: Ира Смирнова, Сергей Виноградов, Валерий Богачев, Эрика Маслобоева, которая впоследствии стала интересной поэтессой благодаря титовской студии. Короче говоря, это пристрастие к слову, к живому слову, сформировало мои интересы.

Реклама

– Вы читали свои стихи?

– У меня тогда лишь пробивались какие-то собственные строки, но серьезно к этому нельзя относиться. У меня даже в одной песне есть строчки: "Тогда рождались через крики стихи, но ветер их унес". И много, конечно, ушло из памяти таких совсем юношеских стихов, я их практически не помню. А читали мы Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского, читали поэзию павших поэтов, также были проекты Пастернака и Ахматовой, Цветаевой. Для того времени это было достаточно непросто.

– Постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград", об Ахматовой и Зощенко, как раз с тем временем и совпало?

Реклама

– Да, эти имена были закрыты цензурой. Но поскольку Константин Григорьевич был человек абсолютно творческий, бесстрашный, понимающий цену живого слова, поэтому у нас были еще и Тютчев, и Заболоцкий, – это был целый мир. По существу, это мои "университеты", мое образование. Благодаря этому, может быть, я и в жизни стал разбираться по-другому, у меня появилась определенная шкала ценностей: что хорошо, а что плохо в этой жизни. И вот, закончив школу в шестнадцать лет, мне еще семнадцати не исполнилось, я поехал поступать в Щукинское училище и поступил с первого захода. Вот так получилось, что я актер.

Закончил Щукинское училище в 1969 году, курс у нас был очень талантливый – это Леонид Филатов, Ниночка Русланова, Владимир Качан, Иван Дыховичный, Ян Арлазоров, Григорий Костельцев, Саша Чернов – ведущий артист Театра имени Пушкина, это Александр Кайдановский, который, конечно, всем хорошо известен, Сережа Вараксин.

По окончании Щукинского училища меня пригласили в Театр сатиры. Еще я даже экзамены не сдал за четвертый – последний – курс, а уже была премьера "Безумный день, или Женитьба Фигаро", где я играл. За два сезона я сыграл примерно восемь-девять достаточно внятных ролей.

Реклама

С Театром сатиры у меня не очень сложились отношения, но… я очень любил и люблю артистов этого театра. А вот сам театр… Театр сатиры – вообще не мой театр по существу, по духу. Потому я из него ушел. Ушел в Театр на Таганке, который знал и любил, ходил туда если не каждый вечер, то два-три вечера в неделю обязательно. А уж премьеры я смотрел все. Да и Юрий Петрович Любимов был рад моему приходу.

– Когда Вы пришли на Таганку, то прозвучало: "Тайфун идет на Москву!"

– Да-да, совершенно верно, это реплика Петровича!

– А как это случилось, расскажите поподробней?

– Я подал заявление об уходе из Театра сатиры. Левинский мне говорил: "Ну, в любом случае у тебя есть две недели, чтобы подумать". Я поехал на Таганку и сказал Юрию Петровичу, что хочу у него работать, рассказав о том, что такое для меня Театр на Таганке – просто свои впечатления как актер, свои впечатления как зритель. Я долго рассказывал, а он говорит: "Ладно, короче, завтра приходи на репетицию". И на следующий день я уже пошел на репетицию в Театр на Таганке.

Когда я попросил у Петровича сыграть Хлопушу, он крайне удивился!

– Эту роль ведь играл Владимир Высоцкий.

– Да, Володя Высоцкий играл эту роль, причем играл очень сильно! Сейчас уже времени прошло много, а тогда это была стихия, особый дух, столько было невероятно втягивающей энергии, что не участвовать в этом было просто невозможно! Ну а Хлопуша – пиковая роль, тем более что в свое время я этот монолог знал, еще когда был мальчишкой. Я понимал, что, может быть, слишком много на себя беру, но мне все-таки было что показать. И тогда я обратился к Владимиру и сказал, что, вот, хочу предупредить, у меня есть желание показать Хлопушу. Он ответил, мол, это не вопрос, покажи. Без тени смятения! Не было того, что, мол: "Ну-ну, покажи!..", мы – мастера, а ты – юнец сопливый! Нет, всё было достойно.

Мне помогли актеры, потому что нужно было добиться особой пластики – с падениями, с цепями. Ну и, наконец, перед вечерним спектаклем был показ Юрию Петровичу днем – со всеми мизансценами, с костюмами и так далее – с моим участием. И когда я закончил монолог Хлопуши, Петрович подошел тихонько и сказал: "Да-а, тайфун идет на Москву!" Я думал, что он делает какое-то замечание, и переспросил: "Что, Юрий Петрович? Не понял". А он: "Галкин на Таганку пришел!.."

И, как часто бывает, в репетиции можно выдать на все сто и даже чуть-чуть больше, а в спектакле – когда есть зритель, другая атмосфера, – я, конечно, чуть похуже сыграл. И после спектакля Петрович пригласил меня в свой кабинет и сказал: "Понимаешь, ну ты очень молод… Хлопуша ведь каторжник и так далее… Володя тоже не старый, но у него голос специфический, особенный". Я говорю: "Юрий Петрович, помните, как Вы меня остановили, когда я рассказывал Вам про Ваш театр?" – "Что ты этим хочешь сказать?" – "Юрий Петрович, ну я же не завалил!" – "Ну, не завалил, нет. Ну и что ты хочешь сказать?" – "Ну я буду играть!" Он говорит: "Ну ты нагле-ец!.." Я ему: "Да нет же, поверьте! Я ведь не хочу угробить эту роль! Просто когда будет возможность – я буду играть". – "Ну, хорошо".

И так постепенно-постепенно – и мы с Высоцким стали играть эту роль по очереди.

Конечно, я очень любил этот спектакль, и это моя самая любимая роль. А дальше были спектакль "Товарищ, верь!" по Пушкину, я играл лицейского, молодого Пушкина, эдакого дерзкого весельчака, потом спектакль "Бенефис", где я играл Глумова, затем были "Левый студент", "Под кожей статуи Свободы" по Евтушенко, далее "Антимиры", "Десять дней, которые потрясли мир", "Павшие и живые", "Пристегните ремни", правда, этого спектакля не было по существу, его почему-то сняли…

Но вот наступил момент, когда я почувствовал, что в театре что-то изменилось, время молодых, отверженных и смелых закончилось. А без этого духа – Таганки нет! Я пришел в театр в конце 1971 года и в конце 1975 года ушел, не изменяя Театру на Таганке, люблю его по сей день – именно ту Таганку, те работы! Спустя несколько лет я каждый год приходил на премьерные спектакли с огромным желанием, чтобы мне понравилось. Но… Увы… Ничего не смог с собой поделать, как правило, после первого акта уходил…

Всё это время прошло, и, как говорится, "большое видится на расстоянии", и время всё расставляет на свои места. Спустя столько времени, видно, в чем были причины полного расползания, раздрая в театре. Я это почувствовал, но многие не понимали, почему я ухожу. Я тогда репетировал Левия Матфея в "Мастере и Маргарите". У меня две возможности было – Левий Матфей и Иван Бездомный, то есть на ту или другую роль. Казалось бы, можно было продолжать работать, но вдруг – р-раз! – огонечек погас, и всё!

– Ну, вот Вы ушли из Театра на Таганке, а почему не пошли в какой-нибудь другой театр?

– Я потерял смысл в этом. Для меня театр – в первую очередь – особый мир. Это свой устав, свой характер, своя атмосфера, что-то особенное, что-то очень свое, не похожее ни на что. И вот таким для меня был Театр на Таганке. И я понимал, что ничего подобного у меня уже не будет ни в одном театре.

Потом были Высшие режиссерские курсы у Андрея Александровича Гончарова. Я их закончил и поставил свой первый спектакль в Театре имени Маяковского по пьесе Владимира Космачевского "И поплывет камень". Вначале Гончаров поднял мой спектакль "на ура", звучали все самые восторженные слова о том, что Галкин всё сделал за два с половиной месяца и смог поставить спектакль на ноги, но прошло время, мы съездили на гастроли, где продолжали еще репетировать этот спектакль, а потом кончился отпуск, и с нового сезона Гончаров закрыл спектакль. Закрыл просто внезапно! Для меня это было в то время очень сильным ударом! Но я нашел в себе силы не продолжать лукавую игру главного режиссера. Андрей Александрович сказал, что, может быть, мы возьмем повесть Трифонова и начнем ее репетировать с молодыми актерами. Но я ответил: "Нет, второй раз я артистов обманывать не буду!"

Я был вынужден уйти из театра, и когда там некоторые люди, в том числе заведующий литературной частью, просили Андрея Александровича Гончарова, чтобы он меня пожалел как-нибудь, Гончаров потер свою седую бороду и сказал: "Не-ет, его жалеть не надо! Этот сам выгребет!" Так что мы, получив друг от друга "комплименты", простились.

После того как закрыли этот спектакль, я оказался в Театре имени Моссовета с пьесой Олега Сосина "Воскресенье – день для себя", встретился с труппой Театра Моссовета, и меня поразило то, что самым главным достоинством взаимоотношений между артистами этого театра считается дистанция. Это было совершенно удивительно! Это чувствовалось в спектаклях, потому что артисты всегда, по существу, играли отдельно друг от друга, что вообще противоречит духу общения на сцене. Хотя это время было замечательное, потому что общение с Юрием Александровичем Завадским – это что-то феноменальное! Он такой рассказчик гениальный!

Но до репетиций дело не дошло, потому что всё было настолько медленно, столько всяких сложностей, переговоров. Значит, один клан "за", другой "против", а Юрий Александрович – дипломат, он должен этих помирить, этих убедить… Ну и так далее. И я понял, что идет пустая трата времени.

– Борис Сергеевич, в фильмах, где Вы снимались, как правило, немало трюков. Вы их сами исполняете или же работает дублер?

– Исполняю сам, причем порой проверяю, могу ли я делать то, что в других картинах делают дублеры. Например, я смотрю кинокартину "Викинги", где актер со своей бандой с расстояния примерно пятидесяти метров метают топоры, которые врубаются в ворота. Понятно, что за актером стоял дублер, который и выполнял данный трюк. Во время работы над картиной "Гражданин Лешка" – это происходило за кадром – я где-то с сорока метров попадаю топором в сруб диаметром примерно метр двадцать. Причем попадаю три раза подряд. И, смотря "Викингов", я вспомнил, что я это могу, я это умею реально, без всякого дублера.

На картине "Матвеева радость" я бегал по льдинам, перепрыгивая с одной на другую. Это действительно было опасно, поскольку льдины двигались на быстротекущей реке! А потом я еще на спор переплыл Северную Двину туда и обратно – в сентябре месяце, температура плюс двенадцать! За горизонтом пропадает противоположный берег, неизвестно, сколько осталось. А ширина реки, как потом оказалось, более трех километров.

– А помимо театра, кино, литературы, есть еще области деятельности, в которых Вы пробовали себя?

– Литература – это громко сказано.

– Но у Вас есть стихи. А прозу Вы пишете?

– Прозу – нет, не пишу. Пишу стихи и песни. На сегодняшний день вышли компакт-диска. Это две темы. Одна – тема моих друзей, бойцов, которые воюют. Этот диск носит военно-патриотический характер. А другой диск – лирический – любовь, дружба, размышления о жизни.

– А стихи продолжаете писать?

– Что-то пишу, продолжаю это дело, хотя в последнее время как-то не очень.

– Почему?

– Много суеты, часто влетаешь в бытовую неразбериху. Ведь у нас сегодня рынок, а рынок постоянно требует какую-то затратную часть, за все платишь, а это отнимает много сил и времени.

– Когда Вы поступили в Щукинское училище, то жили в общежитии на Трифоновской. Каким вспоминается то время?

– Трифоновка – это восторг! Вообще, у меня такое ощущение, что Трифоновка – некий ковчег, живущий сам по себе в бездонном море социализма. Ковчег со своими правилами, со своими заморочками и завихрениями. Мы были молоды, и это, наверное, было самое главное, самый основной восторг! Во всяком случае, я могу сказать, что вот в то время у нас были студенты из Кабардино-Балкарии, Дагестана, были чеченцы, у нас был практически весь Кавказ. Государственный институт театрального искусства, где они учились, они все жили на Трифоновской, 45, и был там примкнувший к ним театр – Театральное училище имени Щукина. И вот самое потрясающее то, что не было абсолютно никаких национальных противоречий.

– Вы поддерживаете отношения с артистами Таганки, с теми, с кем учились?

– С Володей Качаном в последнее время мы редко виделись. А с Борисом Хмельницким часто встречаемся, с Яном Арлазоровым видимся. С отцом Алексеем. Алексей Зотов, в свое время тоже закончивший Щуку, теперь стал батюшкой.

– Что составляет Вашу жизнь в нынешнее время?

– В данный момент я являюсь президентом Гильдии актеров кино России, также преподаю в Университете культуры – веду курс дикторов радио и телевидения, работаю старшим методистом в шефском отделе Культурного центра Вооруженных Сил, организую и провожу шефские концерты в воинских частях, в свое время мы выезжали в места боевых действий – на Кавказ, в Абхазию, в Югославию, в Сербию. Снялся в двух фильмах. Одна картина – с рабочим названием "Следопыты" режиссера Андрея Мулькова, а вторая – четырехсерийный телевизионный фильм с рабочим названием "На мосту". В первом случае – время Великой Отечественной войны, я играю старшину, а во второй картине играю директора Центра по работе с трудными детьми.

– Читаете сейчас много? Есть время на чтение?

– Читаю старцев, святых отцов, их откровения. Вот эту литературу я бы преподавал в институтах и школах.

– У Вас есть жизненное кредо, девиз?

– Не унывать!

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63726.15

Binance Coin (BNB)

557.28

Dogecoin (DOGE)

0.16

Litecoin (LTC)

81.45

Theta (THETA)

2.08

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять