Майский репертуар Национальной оперы Украины подарит поклонникам музыкального искусства множество приятных встреч, которые театр традиционно готовит почти каждый месяц. Так, проект "Украинские оперные звезды в мире" подарит встречу с двумя звездами современного оперного искусства – солисткой Национальной оперы Украины Людмилой Монастырской (в опере "Макбет"), а также с приглашенным солистом Андреем Бондаренко – лучшим исполнителем партии Евгения Онегина в одноименной опере.
Творческий тандем – Валентин Дытюк и Тарас Штонда будет покорять сердца меломанов в нескольких спектаклях. И завершающим аккордом месяца станет третий показ громкой, авангардной постановки "Севильский Цирюльник", премьера которой состоялась в апреле.
10 мая – опера "Макбет" (Дж.Верди)
Безграничная Вселенная великого Верди представит спектакль, который не часто можно увидеть на сцене театра – оперу "Макбет" по мотивам трагедии Уильяма Шекспира. Парадокс, но с первого же исполнения в 1847 году во Флоренции, опера, проникнутая суровой и жесткой атмосферой, с отсутствием привычной любовной интриги и большой теноровой роли, завоевала сердца широкого круга любителей музыки.
В майском показе оперы "Макбет" зрителей Национальной оперы Украины, в рамках проекта "Украинский оперные звезды в мире", ожидает встреча с солисткой Национальной оперы Украины, народной артисткой Украины, Людмилой Монастырской (Леди Макбет). Кстати, именно в этой партии в 2011 году состоялся ее триумфальный дебют на сцене Ковент-Гарден. Безусловно, привлечет внимание зрителей и дебют в партии Макдуфа еще одного любимица публики – Валентина Дытюка.
Главные партии исполняют: Геннадий Ващенко (Макбет), Сергей Ковнир (Банко), Павел Приймак (Малькольм), Юрий Горынь (Врач).
Постановочный состав: режиссер-постановщик Итало Нунциата, дирижер-постановщик Владимир Кожухарь, хормейстер-постановщик Лев Венедиктов, художник-постановщик Мария Левитская.
16 мая – одноактная опера "Моцарт и Сальери" (Н. Римский-Корсаков) и одноактный балет "Болеро" (М. Равель)
Уже не первый сезон опера "Моцарт и Сальери" не сходит с афиш театра. Секрет успеха заключается в том, что постановка в свое время была сделана на двух ярких солистов: метра оперной сцены Тарас Штонду (Сальери) и молодого, но уже известного тенора Валентина Дытюка (Моцарт). Для Тараса Штонды партия Сальери оказалась очень символичной: этой ролью он отмечал 25-летие творческой деятельности и свой 50-летний юбилей. Кроме того, великолепный бас украинского артиста чаще всего сравнивают с шаляпинским, а, как известно, именно Федор Шаляпин был бессменным исполнителем роли Сальери до эмиграции.
Творческий тандем двух солистов можно будет услышать также в опере "Фауст" (29 мая), где оба певца исполняют главные партии – Валентин Дытюк (Фауст), Тарас Штонда (Мефистофель).
"Болеро" (М. Равель)
В 1928 году Равель написал одно из самых знаменитых своих произведений – "Болеро". Оно было заказано танцовщицей Идой Рубинштейн и предназначалось для хореографического воплощения. Однако не просто успех, а мировую славу завоевало "Болеро" в концертном исполнении. Интересно, что слушая музыку на репетициях балета, композитор и близкие ему музыканты считали, что концертной жизни у "Болеро" не будет. "Такую пьесу никогда не решатся включить в программы крупных концертов", – говорил Равель, и друзья с ним соглашались. Между тем, "Болеро" стало не только самым известным его произведением, но и одним из крупнейших явлений всей музыки XX века.
Очень символично, что именно в этот день – 16 мая, в 1968 году, в Национальной опере Украины состоялась премьера "Болеро" в постановке выдающегося украинского хореографа Анатолия Шекеры. Первой исполнительницей партии главной героини – Девушки в белом – стала известная характерная танцовщица, заслуженная артистка Украины Наталья Уманова, на которую и была сделана постановка. На этот раз в этой партии – Ольга Голица.
22 мая – опера "Риголетто" (Дж.Верди)
Сейчас все так хорошо знают мелодии из "Риголетто" – "La donna е mobile" ("Сердце красавицы"), квартет ("Bella, figlia dell'amore" – "О, красавица молодая") и другие, что даже трудно себе представить, что когда-то они считались слишком легкомысленными. Первые читатели либретто, а это были венецианские цензоры, нашли его настолько неприличным, что настояли на ряде весьма существенных изменений.
В основу сюжета оперы "Риголетто" положена драма В. Гюго "Король забавляется", написанная в 1832 году, и Верди считал этот сюжет лучшим из всех, положенных им на музыку.
После премьеры оперы в Милане в 1853 году Верди заметил: "Я доволен собой и думаю, что ничего лучшего не напишу". Возможно, это в какой-то мере и соответствует его жизнеописанию: ни одно из следующих произведений композитора по глубине музыкальных характеристик и трагического пафоса не превзошло "Риголетто".
Премьера этой оперы на киевской сцене состоялась в 1975 году в постановке известного режиссера Ирины Молостовой. Именно в этой постановке опера идет до сих пор.
В главных партиях: Александр Мельничук (Риголетто, придворный шут), Валентин Дытюк (Герцог Мантуанский), Ольга Нагорная (Джильда, дочь Риголетто), Сергей Магера (Граф Монтероне) и др.
25 мая – опера "Евгений Онегин" (П.Чайковский)
Более чем 30 лет эта опера с неизменным успехом идет на столичной сцене. И, пожалуй, заслуга в этом не только великого композитора, который написал замечательную музыку, но и исполнителей главных партий. Одну из которых – партию Онегина – исполнит Андрей Бондаренко, приглашенный в рамках проекта "Украинские оперные звезды в мире".
Репертуар певца с бархатным баритоном богат разнообразными партиями, но наибольшего внимания заслуживает именно партия Евгения Онегина. Не зря театральные критики единодушны в своем мнении: Бондаренко идеально подходит на роль Онегина. Он как никто другой представляет этого героя: будь то скучающий денди или пылкий любовник, его пение безоговорочно очаровывает и покоряет женские сердца. "Мне кажется, что в каждом из нас есть Евгений Онегин, – говорит Андрей. – Ведь с каждым случался момент, когда жизнь надоела, кажется скучной и однообразной. Но не следует бояться изменений в своей душе и сердце. Вообще, когда начинаются репетиции, часто возникает вопрос: почему произведение называется именно "Евгений Онегин", а не "Татьяна Ларина"? Но я считаю, что все же опера именно о нем – это его история и его трагедия".
Также главные партии исполняют: Ольга Рудик (Татьяна), Дмитрий Кифорук (Ленский), Ирина Петрова (Ольга), Сергей Магера (Князь Гремин) и др.
31 мая – опера Дж.Россини "Севильский Цирюльник" – 3-й премьерный показ
19 апреля в Национальной опере Украины состоялась премьера оперы Дж.Россини "Севильский Цирюльник". Главных героев режиссер-постановщик Анатолий Соловьяненко рискнул перенести в современность. Но это того стоило – классический сюжет заиграл новыми красками и как результат – публика встретила премьеру восторженными отзывами.
Как отмечал перед премьерой Анатолий Соловьяненко, состав исполнителей главных партий достаточно велик. На этот раз зрители имеют возможность услышать: Игоря Евдокименко (Фигаро), Анатолия Погребного (Граф Альмавива), Лилию Гревцову (Розина), Андрея Маслакова (Врач Бартоло), Сергея Ковнира (Дон Базилио, учитель музыки), Ирину Петрову (Берта) и др.
Постановочный состав: режиссер-постановщик – Анатолий Соловьяненко; дирижер-постановщик – Николай Дядюра; художник-постановщик – Андрей Злобин; художник по костюмам – Анна Ипатьева; хормейстер-постановщик – Богдан Плиш; дирижер – Алла Кульбаба.
Напомним, в этом году "Сегодня" и телеканал "Украина" вместе с дизайнером Юлией Магдич устраивают 16 мая на Почтовой площади столицы грандиозный показ вышиванок "Вышиванка Day". Приходите – на другие вышиванки посмотреть и свою показать. А еще – выиграть авторскую от Юлии Магдич. Стартуем – с восьми утра.