Путевые заметки: Краков, Прага и Львов за 8 дней

Корреспондент "Сегодня" испытал на себе автобусный тур в Европу.

Гуляш по старопольски. В огромной буханке запекается мясо и овощи. Фото Е.Токарчук.
Соляные шахты Величко. Все эти фигуры высечены из каменной соли. Фото Е.Токарчук
Вечерняя Прага. Фото Е.Токарчук
Вид Праги. В центре – Карлов мост, символ города. Фото Е.Токарчук
Карловы Вары. Фото Е.Токарчук
Часы в Еврейском квартале. Они идут наоборот. Так евреи выразили свой протест против геноцида. Фото Е.Токарчук
Кутна Гора. Фото Е.Токарчук
Карловы Вары. Домик Петра I. Фото Е.Токарчук
1/8

На момент выбора автобусного тура в Европу я успела побывать только в Египте. А это значит, что с получением визы в страны Шенгена могли быть проблемы (в некоторых посольствах требуют не только справку о доходах, но и отметку в загранпаспорте о том, что ты уж успел побывать как минимум в Восточной Европе). Поэтому, чтобы не усложнять себе жизнь и обеспечить беспроблемное получение шенгенской визы в будущем выбор пал на 7-дневный тур по Польше и Чехии. Сразу оговорюсь, это было обусловлено ничем иным, кроме как датой тура — она была оптимальной для меня. Да и стоимость прельщала — всего 250 евро. Правда, сюда входили только завтраки, услуги гида и экскурсовода, экскурсии по Праге, Кракову и Львову, а также проживание в 3-звездочном отеле. За проезд от Киева до Львова (именно отсюда начинался тур) и факультативные экскурсии — отдельная плата.

Реклама

Оформление документов в турфирме заняло 2 недели. Никаких сложностей не было, но когда визы были получены и я с мужем пришла получать пакет документов, нам выдали только информлист, в котором по дням была расписана экскурсионная программа, указан номер автобуса и имя гида, встречающего нас во Львове. Все остальные документы, в том числе и наши загранпаспорта, обещали отдать во Львове. Это, конечно, очень насторожило. Мы не отказались от поездки только потому, что у турфирмы была проверенная репутация. Но все равно в то, что все-таки удем в Европу, мы поверили только тогда, когда увидели на пероне львовского вокзала нашего встречающего (уже позже мы узнали, что в организации автобусных туров практика отдавать загранпаспорта уже во Львове очень распостранена).

День 1-й. Итак, наше недельное путешествие началось во Львове. Сюда мы прибыли в 6 утра из Киева, а автобус отправлялся на Краков в 8. Пару слов о траспорте. Им оказался не новый, но вполне сносный автобус. Кондиционер работал, сиденья регулировались, правда, были жестковатыми. Но самое главное — расстояние между ними было такое, что высокому человеку не приходилось прижимать коленями уши (кстати, если турист очень высокий или тучный, ему в турфиме могут просто-напросто отказать в оформлении тура. Во-первых, потому что ему будет очень физически тяжело, во-вторых, чтобы не было возмущений со стороны попутчика).

Биотуалет отсутствовал. Но мы дискофорта не почувствовали. Во-первых, на границе все удобства были (как шутил гид на украино-польской границе, "сходите на эскурсию в музей" — "музей" по-польски означает туалет). Кроме того, на автобанах есть бесплатные туалеты — очень "комфортабельные": чистые, с мылом и бумагой. К тому же приблизительно через 2 часа после границы мы остановились перекусить и почистить перышки в придорожной харчевне. Совет — заказывайте еду по полпорции, иначе заплатите лишние деньги. Так я заказала себе порцию налистников, и вместо ожидаемых 2-х (как у нас), мне принесли целых 8 (!) . На двоих обед здесь нам обошелся приблизительно в 15 евро.

Реклама

После сытного обеда по закону Архимеда полагается поспать. Что мы и сделали в автобусе. Проснулись уже на подъезде к Кракову, около 8 вечера. По программе нас должны были вначале завести в гостиницу, а потом в краковский аквапарк (около 10 евро). Но так как нас промариновали больше 3-х часов на украино-польской границе (подобного больше ниразу не было), то мы нарушили график. Поэтому было предложено сразу же ехать в аквапарк. Тех, кто согласился, отвезли туда, остальных доставили в гостиницу. Мы отказались от идеи с аквапарком, так как пришлось бы все ценные вещи оставлять в шкафчике в передевалке, а там за их сохранность никто ответственности не несет. В общей сумме путь от Львова до нашей гостиницы занял около 13 часов. Только к концу поездки чувствовалась усталость.

Несколько слов о гостинице. Это был 3-звездочный отель, которые находился на самой окраине Кракова. Как по мне, очень уютный. Домашний интерьер, белоснежная постель, чистота — для нас увиденное оказалось хорошим завершением дня.

День 2-й. Подъем в 7 утра, в 7.30 — завтрак, в 8 — выезд на экскурсию. Приблизительно так, плюс-минус полчаса, начиналось каждое наше утро. Поэтому усталость уже к середине тура накопилась капитальная, ведь приходилось целыми днями ходить, поздно ложиться и рано вставать. Так что, выбрав автобусный тур, морально и физически будьте готовы к тому, что этот отдых очень активный. Поэтому забудьте об обуви на каблуках (по ней, кстати, безошибочно определяют наших туристов) и парадной одежде: главный критерий в выборе, в чем ехать, — максимум удобства.

Реклама

Но вернемся к завтраку. В отличие от обильных порций в придорожном фаст-фуде, шведский стол в Польше нас "порадовал" бедным и однообразным ассортиментом. Так что часам к 11 нас прихватило чувство голода. Более сообразительные туристы прихватили на перекус бутербродов со шведского стола (а некоторые "экономщики" только "прихватами" с завтраков и перебивались, не тратя на обед и на ужин ни копейки).

После завтрака мы загрузились в автобус и нас повезли на первую встречу с Краковым. Признаться честно, "свидание" удалось на славу. Погода была прекрасной (важный фактор, так как большинство экскурсий пешеходные, поэтому, отправляясь в тур поинтересуйтесь прогнозом погоды), а город был еще прекрасней. Если вы восхищаетесь Львовом, то Краков вам непременно понравится (и Львов, и Краков, и Прага построены по Магдебургскому праву: в центре города — торговая площадь с суконными рядами и Ратушей). Созерцание исторических достопримечательностей заняло полдня.

Пообедали мы в одной из харчевень возле Оперного театра: это недалеко от исторического сердца Кракова, но здесь уже значительно дешевле. Отменный обед (специалитет местной кухни — старопольский гуляш: мясо, запеченное в хлебе) обошелся нам на двоих в 20 евро. После у нас было пару часов свободного времени, а потом нас ждало погружение под землю — посещение всемирноизвестных соляных копей Величко (15 евро): здесь находится единственная в мире подземная действующая (!) церковь, в которой все — пол, своды, скульптуры, иконы, люстра — выполнено из каменной соли.

Вернулись в гостиницу уставшие, но довольные около 10 часов вечера.

День 3-й. В полвосьмого утра мы уже ехали в направлении Праги, а к двум дня мы уже обедали в придорожном чешском ресторанчике. Размеры порции те же, что и в Польше, а вот сервис — подкачал. К туристам здесь относятся как к липке, которую надо по максимуму ободрать. Причем с таким отношением в Чехии, в отличие от Польши, мы сталкивались очень часто: покупаешь еду в супермаркете — хоть 2 кроны, но не додадут. А в этом ресторанчике мы вообще едва не досчитались крупной суммы. Пользуясь общей суматохой и тем, что мы еще не привыкли к виду чешских денег, нам вместо 500 крон дали сдачу 50 крон. Поэтому совет: в Чехии везде обязательно пересчитывайте сдачу.

В пражской гостинице мы были к 5 вечера. Разница с польским отелем была огромной. Там — домашний уют, здесь — серая казенщина. Эдакая честная "тройка" в спальном райончике без всяких плюсов.

Полчаса на то, чтоб почистить перышки — и вперед покорять Прагу. Вернее, покоряться Праге. Ее изюминка — даже не в потрясающей архитектуре, а в "приколах", которые встречаются на каждом шагу. То самая узкая улочка в Европе — всего 70 см вширину, но со светофором. То скульптуры двух президентов, справляющих малую нужду и "выписывающих" на воде разные послания. То танцующий дом. В общем, было что посмотреть на сон грядущий.

День 4-й. С самого утра мы отправились в Карловы Вары (25 евро). Ехать туда около 3-х часов, так что к 11 дня мы были уже на месте. Сразу скажу, что на меня Карловы Вары не произвели огромного впечатления. Крохотный городок, сплошь состоящий из отелей, ресторанчиков и сувенирных лавок. Всемирноизвестные минеральные источники представляют из себя небольшие фонтанчики, над которыми сооружены беседки. Пить воду можно бесплатно, но этого делать не стоит: неподготовленный организм может "растроиться" из-за непривычного питья.

В течение часа нас водили по курорту. Потом — около 3 часов свободного времени. Гид посоветовала нам посетить кафе "Элефант", где снимался Штирлиц, и термальный бассейн (бассейн под открытым небом, t воды — 27 *С). Совет — не тратьте время на шопинг в Карловых Варах. Сувениры те же, что и в Праге. А знаменитые карловарские вафли здесь продаются за 32 кроны, а в пражском супермаркете можно купить за 29 крон. Лучше насладитесь спокойствием этого места.

После Карловых Вар мы отправились дегустировать чешский специалитет — пиво. За 5 евро нас повезли на королевский пивзавод "Крушавец". Здесь нас ожидала экскурсия по заводу (как по мне, довольно скучная) и заветная мечта пивоманов — дегустация пива. Его можно было пить в неограниченном количестве. При заводе был магазинчик, где можно было затариться фирменным пивом. Но оно по качеству не отличается от того, что продают в чешских супермаркетов, но в последних оно стоит дешевле. Так что зачем платить больше?

Насладившись в полной мере чешским пивом, мы направились в Прагу. Но не в гостиницу, а на шоу "Поющих фонтанов" (10 евро). Это факультативное развлечение: хочешь езжай — хочешь нет. Но я советую всем обязательно поехать. Час будете наслаждаться неимоверным зрелищем: под классическую музыку фонтаны так "выплясывают", что дух захватывает. При этом на водной стене то и дело появляются сцены из балета.

День 5-й. Начался с экскурсии по Праге. Нам показали королевский дворец, где сейчас находится резиденция президента, пражские дворцы. Потом — свободное время, до 6 вечера. Первым делом мы пошли в чешский ресторанчик, чтобы попробовать местный специалитет — "колено" и тушенную с капустой утку. Второе блюдо меня не впечатлило. А вот первое мы даже сфотографировали. Представьте себе зажаренную свиную ногу весом около 1,5 кг у себя на тарелке ¬- есть от чего возликовать душе гурмана. Мужчина вполне справиться с такой порцией, а вот женщинам рекомендую заказывать "колено" на двоих, иначе не справитесь. Оставшееся после обеда время мы потратили на посещение сувенирного рынка и прогулки по Праге. Кстати, о сувенирах. Их Чехии стоит везти с собой местное пиво — у нас хоть и продается и практически по той же цене, но, поверьте, по вкусу их невозможно сравнить. А вот без покупки "Бехеровки" — местного ликера, приготовленного на 40 травах, которые подают как аперитив, — можно обойтись. Цена, что у нас, что в Чехии, одинаковая. По вкусу ничем не отличаются. Так что лучше оставьте место в багаже для местной настойки "Фернета" — у нас она не продается. Для тех, кто не любит ядреный алкоголь, совет — покупайте цитрусовый "Фернет": он гораздо мягче обычного. Также в Чехии продаются очень красивые украшения из граната и янтаря, керамика, и, конечно же, всемирноизвестное богемское стекло. И не забудьте прихватить с собой несколько коробок карловарских вафель — идеальный подарок для друзей и родсвенников.

После замечательно проведенного дня вечером нас ждало разочарование — поездка на прогулочном катере по Влтаве. Обошлась она нам в 20 евро с носа. Первое разочарование — из 1,5 часов экскурсии около 50 минут мы проторчали в каменных "ящиках" — в шлюзах. Так что любовались пражскими берегами мы меньше часа. Второе разочарование — море еды и вообще никаких напитков. Пришлось тратить дополнительно деньги (бокал пива — 5 евро). В общем, после этой поездки у меня лично осталось ощущение лохатрона. Лучше бы мы погуляли по Праге. К тому же за 1,5-часовую поездку с нас содрали 20 евро — практически столько же, сколько за экскурсию в Карловы Вары.

День 6-й. Утром этого дня мы рванули на автобусе в чешскую Богемию — смотреть Сихров замок (15 евро). Из нашей группы поехали только несколько человек, в их числе были и мы. И надо сказать, что мы немного пожалели, что оказались не в большинстве. Замок, безусловно, красивый, есть там, что посмотреть — в частности, как жили европейская знать в 17-19 в. Но по сравнению с крымскими Воронцовским и Ливадийским дворцами, Сихров, мягко говоря, не впечатляет. Поэтому сюда я бы порекомендовала поехать тем, кто вообще никогда не бывал в дворцах и замках, иначе вас ждет разочарование. Наше скрасило то, что в Сихрове можно гораздо дешевле купить гранат, чем в Праге. А также замечательное "сламкове" вино — очень сладкое и вкусное.

Если первая половина дня не порадовала, то вторая все компенсировала с лихвой – мы пошли на представление в знамениты "Черный театр" (10 евро). Суть проста ¬– на сцене черным-черно, поэтому не видно актеров, одетых в черное, поэтому по сцене летают разные, фосфорицирующие предметы – кажется, что они возникают из ниоткуда и исчезают в никуда. Правда, к концу тура накопилась такая усталость, что я несмотря на эффектное зрелище, то и дело клевала носом. Поэтому, если идти в "Черный театр", то желательно в начале тура, когда вы еще будет полны сил.

День 7-й. Нас "загрузили" в автобус и повезли в супермаркет – чтобы затовариться едой, питьем перед марш-броском в Украину. После этого – последняя чешская экскурсия ¬– посещение Кутной Горы, где находится печально известная церквушка Костница. Здесь все абсолютно сделано из человеческих останков: пирамиды из черепов, люстры из костей… Бр-рр. Плюс специфический запах. В общем больше 10 минут мне лично было неприятно находиться здесь. Но, безусловно, место колоритное.

Затем нас провели по самому городку и в путь в дорогу. Выехали мы из Кутной Горы где-то в 3 часа, и 8 утра на следующий день были уже во Львове.

День 8-й. Признаться честно, Львов после Кракова и Праги уже не воспринимался мной, как раньше. Глаз то и дело натыкался на облезшую штукатурку и на кучи мусора. И сил-то особо не было уже, чтобы ходить по львовской брусчатке. Поэтому мы очень пожалели, что взяли билет на Киев не на 12 часов дня, а на 11 часов вечера – чтобы побольше насладиться львовскими красотами. Не повторяйте нашу ошибку. Берите билеты так, чтобы после автобуса сразу же завалиться на боковую в купе: после 7 дней в Европе у вас уже не будет ни физических, ни моральных сил на новые впечатления.

СКОЛЬКО ВЗЯТЬ С СОБОЙ ДЕНЕГ

1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.