I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Целых два юбилея киношедевра "12 стульев": Бендера мог сыграть Высоцкий, а Крачковская обиделась за "арбузные груди"

Много лет критики и зрители спорят, чей фильм по роману Ильфа и Петрова лучше: Гайдая или Захарова

В 2016 году у любителей советского кино есть повод отметить юбилеи сразу двух замечательных экранизаций романа "Двенадцать стульев". Фильму Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвили будет 40 лет фильму (премьера состоялась 21 июня 1971 года), а четырехсерийному фильму Марка Захарова с Андреем Мироновым — 45 (вышел на экраны 2 января 1976 года). "Сегодня" собрала интересные факты из жизни писателей и постановки фильмов, а также истории, непосредственно связанные с романом Ильи Файнзильберга и Евгения Катаева, более известных как Илья Ильф и Евгений Петров.

Самая первая совместная работа Ильфа и Петрова, роман об авантюристе Остапе Бендере, был написан в 1927 году. Идея романа о том, как жулик ищет сокровища, изначально возникла у брата Евгения Петрова, одесского писателя Валентина Катаева. Тот предложил младшему брату и их общему другу Илье Файнзильбергу написать роман втроем. В Одесском литмузее рассказали, что старший Катаев называл их тогда модным выражением "литературные негры" (в свое время Александр Дюма-отец позволял писать свои романы чернокожим рабам и правил потом их работу). Однако в итоге идею воплотили в жизнь Ильф и Петров. Первый взял псевдоним, чтобы облегчить читателям восприятие фамилии, а второй — чтобы его не спутали с братом-писателем.

Реклама

У Ильфа и Петрова была  серия фото, где они  говорят по телефону.  Снимок Ильфа хранился  у Петрова, и наоборот.

collage_22

После выхода книги стало понятно, что Ильф и Петров — идеальные соавторы. "Двенадцать стульев" они писали просто за одним столом, а остальные произведения, например, разные главы более поздней "Одноэтажной Америки", могли писать абсолютно порознь. При этом литературная ценность и стиль совершенно не менялись. Различить фрагменты, написанные разной рукой в их книгах просто невозможно", — рассказала замдиректора по научной работе Одесского литературного музея Алена Яворская. Кстати, дочь Ильфа Александра писала, как однажды один именитый литературовед вызвался угадать, что написано Ильфом, а что — Петровым. Не угадал абсолютно ничего... Писатели были близкими друзьями и идеально дополняли друг друга в творчестве. Есть знаменитая серия фотографий, где они говорят по телефону. Так вот фото Ильфа с телефоном всю жизнь хранилось в архиве Петрова, а фото Петрова — у Ильфа. "Неудивительно, что их первый роман получился уникальным. Интереснейший, авантюрный, смешной, и в то же время в нем совершенно отсутствовало характерное для того времени морализаторство и поучение", — продолжает собеседница.

new_image4_355

Реклама

Версия Гайдая. Гомиашвили хвалил мех мексиканского тушкана, чтобы выменять стул на ситечко.

new_image7_144

У Захарова. Елена Шанина (Эллочка) и Андрей Миронов-Бендер.

Реклама

КРИТИК: "У ДВУХ РЕЖИССЕРОВ БЫЛИ РАЗНЫЕ ЦЕЛИ"

Много лет критики и зрители спорят о том, чей фильм по роману Ильфа и Петрова лучше: Гайдая, где роль турецкоподданного сыграл тогда еще никому не известный грузин Арчил Гомиашвили, или Захарова с Андреем Мироновым в образе великого комбинатора. По мнению члена Международной гильдии кинокритиков Евгения Женина, оба режиссера полностью выполнили поставленные задачи, которые были совершенно разными: "Гайдай снимал классическую советскую комедию. Захаров же ставил перед собой задачу снять развлекательное ТВ-шоу из нескольких серий". Наверное, поэтому кардинально разными получились и главные герои фильмов. "Остап Бендер в исполнении Гомиашвили — эксцентричен. Его интеллигентность отходит на второй план. Тогда как Бендер в исполнении Миронова — эффектен, шутлив, ироничен и музыкален", — поясняет эксперт. Кстати, Гайдай, прежде чем отдать роль Гомиашвили, который в ту пору выступал на подмостках провинциального театра, в поисках идеального Бендера попробовал на роль 22 артиста, среди которых был даже Владимир Высоцкий. "В целом, Ильфу и Петрову повезло с экранизациями, хотя режиссеры по-разному трактовали книгу (у Гайдая Бендер говорит: "Вся контрабанда делается в Одессе на Дерибасовской улице", в то время как у Ильфа и Петрова вотчиной контрабанды является Малая Арнаутская. — Авт.). Но самой точной и близкой к книге я бы назвал не экранизацию, а театральную постановку — спектакль Московского театра сатиры 1960-х годов, где Бендера играл Евгений Весник, которому наиболее точно удалось передать интеллект героя с налетом авантюризма", — говорит Женин.

new_image6_200

Г-н Кислярский. Председатель одесской бубличной артели.

КАК ПИСАЛИ: ВДОХНОВЛЯЛА ЛЮБОВЬ И КАЗУСЫ РОДНЫХ

В отличие от кинокритиков литературоведы считают, что книги Ильфа и Петрова существенно глубже по смыслу, нежели их экранизации. В Одесском литмузее нам рассказали, что авторы отобразили в своем романе реальные жизненные ситуации, которые происходили с ними или их близкими. Например, эпизод о паре молодоженов, которые целовались под звуки примуса, чтобы их не услышали соседи, взят из ранней семейной жизни Ильи Ильфа и Марии Тарасенко. Поначалу они жили в маленькой комнатушке с громко шипящим примусом — лишь в этом шуме скромная Маруся не стеснялась поцеловать мужа.

Семьи играли в жизни писателей ключевую роль. Свою первую и единственную возлюбленную, художницу Марию Тарасенко, Илья Ильф встретил, еще находясь в Одессе. Позже он переехал в Москву от безысходности. "В Одессе было негде работать литератору: всего три газеты, журналов не было вообще", — рассказали "Сегодня" в музее. Из Первопрестольной Ильф продолжал писать любимой, которая впоследствии стала его женой.
История любви Евгения Петрова к его супруге Валентине Грюнзайд еще более интересна. Петров опасался чиновников, потому что в Одессе был ярым борцом с коррупцией, и будучи сотрудником уголовного розыска, переехал в Москву для продолжения службы. Там он и встретил свою половинку. Катаев-старший тогда уже имел известность и комнату в коммуне в Москве, где проводили много времени его коллеги: писатели Юрий Олеша, Илья Ильф, а теперь и его брат Евгений, которого склоняли к писательскому делу. "Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему — Женя вставал поздно, ругался, что его разбудили", — вспоминала жена Валентина Катаева. А однажды старший брат Ильфа привез из Петербурга куклу-пупса, которую литераторы придумали привязывать на ниточки и выбрасывать из окна комнаты Катаева, пугая прохожих девушек. Одной из них и оказалась тогда еще школьница Валя Грюнзайд, покорившая сердца сразу двоих друзей — Юрия Олеши и Евгения Петрова.

new_image3_416

Соавторы. В романах описали ситуации из жизни о косточке из борща и поцелуях при примусе.

Дочь Ильфа Александра рассказала еще об одном эпизоде, взятом из жизни семьи. Однажды ее сестра Надя заболела и целый день провела с высокой температурой. Ночью девочке стало лучше и у нее проснулся аппетит — тогда она пробралась на кухню и, вытащив из кастрюли с борщом мозговую косточку, попыталась утолить голод. Проснувшийся от шума Ильф громко рассмеялся, когда зашел в кухню, и пообещал увековечить этот эпизод. Сцена поедания косточки из борща поэтом Васисуалием Лоханкиным появилась в продолжении "Двенадцати стульев", романе "Золотой теленок".

По словам ученого секретаря Одесского литературного музея Елены Каракиной, все это известно благодаря перепискам, сохранившимся до сих пор. Из семейных архивов в музее хранятся известная фотография Ильфа и Петрова с чернильницей, а также снимок с открытия памятника "Двенадцатому столу" в Одессе. Кстати, для съемок фильма Гайдая гамбсовские стулья, обитые английским сукном, заказали в Эмиратах. Ассистентам режиссера удалось найти старушку, которая хранила один из таких стульев, но та наотрез отказалась продавать мебель, лишь разрешив киношникам сфотографировать изделие. По подобию того стула в результате и соорудили памятник.

Кроме писем и фотографий в литмузее есть вещи писателей — чернильница с той самой популярной фотографии, кепка и плащ Ильфа, ключ, случайно захваченный писателями в одном из отелей во время поездки по США. А в музее милиции хранят револьвер Петрова, принадлежавший писателю во времена работы в УГРО.

new_image2_528

Открытие "Стула". Прототип нашли у местной старушки.

ПРООБРАЗ: ШОР ИЛИ КАТАЕВ

Когда по книгам одесских писателей начали снимать фильмы, режиссерам было довольно легко подобрать для главных ролей удачных актеров. Особенно Марку Захарову, который, в отличие от Гайдая, заранее знал, каким должен быть его Бендер, и пригласил на роль ранее отвергнутого Гайдаем Андрея Миронова. В готовых лентах живость сюжета и яркость образов можно легко объяснить наличием у многих героев реальных прототипов. Есть две версии о том, с кого был написан образ Остапа Бендера. Согласно первой, одесской, прототипом стал Осип Шор, брат одесского поэта Анатолия Фиолетова. Человек лихой, авантюрный и жизнерадостный. Московская же версия утверждает, что прототипом был сам брат Петрова Валентин Катаев. В герое Кисы Воробьянинова многие узнавали дядю братьев Катаевых, а сам Катаев, скорее всего, стал прообразом для инженера Брунса, который в романе называл свою жену Мусей, точно так, как Валентин Катаев называл свою супругу. Эллочка Щукина, у которой Бендер выменял стул на ситечко, у обоих режиссеров получилась разной, но неизменно колоритной особой. Впрочем, в более поздней версии Захарова, где Эллочку сыграла актриса Елена Шанина, критики нашли больше соответствий с книгой и даже увековечили героиню в памятнике, который находится в Харькове. Прототипом его стала даже не Эллочка, а сама Шанина. А вот мадам Грицацуеву в киноверсии Гайдая подбирали сугубо из описания в книге: "Женщина необъятных размеров с арбузными грудями". Утвержденная на роль Наталья Крачковская, жена одного из лучших звукооператоров "Мосфильма", тогда жутко обиделась!

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять