Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Брежнева и фуры

Астронавты могут ослепнуть по пути на Марс

Как выяснилось, полёту человека на Марс препятствуют не только радиация но и странное расстройство зрения.

Ряд исследователей даже предположил, что на Марс в итоге могут прилететь совершенно слепые.

Слепота — крайний случай, но НАСА уже забеспокоилось. Выделены деньги на соответствующие исследования, на МКС отправлены специальные очки. "Мы с большой серьёзностью относимся к этому, — отметил Ричард Уильямс, главный в НАСА по медицине. — Проблема сравнима с деминерализацией костей и радиацией".

Учёные обследовали примерно 300 астронавтов — зрение ухудшилось примерно у 30% летавших на шаттле, то есть пробывших в космосе около двух недель, и где-то у 60% тех, что с полгода просидели на МКС. Состояние, схожее с отёком диска зрительного нерва, предположительно, вызывается повышенным давлением спинномозговой жидкости на голову и глаза в результате микрогравитации.

Как правило, по возвращении на Землю зрение приходит в норму, однако недавнее исследование обнаружило, что некоторый эффект продолжает сохраняться, и из-за этого не все астронавты могут квалифицироваться к следующим полётам. Г-н Уильямс признаёт, что по крайней мере у одного человека зрение так и не восстановилось.

Любопытно, что о проблемах астронавтов со зрением было известно всегда, но по-настоящему уделять внимание этому вопросу НАСА начало лишь примерно в 2005 году — и только после того, как его поднял некий астронавт. Прочие последовали его примеру, и администрация была вынуждена прислушаться к жалобам.

В основном исследования концентрировались на семи астронавтах с самыми вопиющими симптомами. Один из них признавался, что на третьем месяце пребывания в космосе мог ясно различить Землю только с помощью лупы. "Тогда ещё никто не оставался в космосе так долго, чтобы можно было понять, как далеко может зайти отёк диска зрительного нерва", — говорит Брюс Эни из Бейлорского медицинского колледжа.