Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Брежнева и фуры

Хотите жить вечно? Подождите несколько лет

Мечты сбываются. Ученые говорят, что самая заветная мечта человечества – бессмертие, скоро станет реальностью

По прогнозам ученых, скоро люди перестанут умирать от старости, то есть из-за смерти отдельных клеток и, как следствие, отказом целых органов. Даже некоторые из тех, кто живет сегодня, смогут избежать старения! Задача уже перешла в ранг обычных инженерных проектов.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Бессмертие – это способность человека жить вечно. Как же именно современная наука предлагает достичь такой способности? Существуют 3 подхода:

• Остановка старения организма. Старость пытаются преодолеть с помощью стволовых клеток, нанотехнологий и генной инженерии.
  • Крионика. Заморозка человека на длительные сроки и разморозка через века.
  • Клонирование. Выращивание либо отдельных органов человека, либо его "запасную" копию целиком.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СОЛДАТЫ. Одно из самых перспективных средств от старости – стволовые клетки. Дело в том, что эти особенные клетки, которые есть у каждого человека, можно превратить в любую часть организма, например, заменить шрам на здоровую ткань. Ученые уже смогли вырастить клапан для сердца, заставили размножаться собственные стволовые клетки головного мозга, что помогает его восстановлению после инсульта, и создали спрей из живых клеток, которым лечат ожоги. Стволовые клетки в потенциале смогут омолаживать организм заменой старых клеток на новые.

Не менее перспективным направлением является повышение регенеративной способности организма, т.е. способности органов самовосстанавливаться. Если этот механизм будет изучен и человек научится им управлять, мы сможем превращать любые клетки в стволовые и тогда человек сможет обновлять целые конечности, почки, печень, глаза, постепенно заменяя отработанные органы на новые!

МАЛЕНЬКИЕ ВРАЧИ. В скором времени ожидается создание молекулярных роботов-врачей, которые могут "жить" внутри человеческого организма, устраняя все возникающие повреждения, или предотвращая возникновение таковых. Манипулируя отдельными атомами и молекулами, они смогут осуществлять ремонт клеток и поддерживать их в рабочем состоянии.

Для лечения и профилактики с помощью нанотехнологий необходимо сделать несколько шагов: разработать молекулярных роботов, которые смогут ремонтировать молекулы; создать нанокомпьютеры, которые будут управлять наномашинами и сделать полное описание всех молекул в теле человека. Иначе говоря, создать карту человеческого организма на атомном уровне — эталон здоровья, который будут поддерживать роботы. Ученые прогнозируют, что все эти разработки смогут быть реализованы уже в ближайшие 30 лет.

ЗАБЛОКИРОВАТЬ СТАРОСТЬ. Еще один путь – генная инженерия. Самым главным прорывом здесь стало создание методов управления наследственностью: причем путем проникновения в "святая святых" живой клетки — в ее генетический аппарат.

Ученые установили, что в наших клетках существуют так называемые "биологические часы", устанавливающих время их жизни. В качестве таких "биочасов" выступают теломеры, находящиеся на концах хромосом. С каждым делением клетки теломеры становятся все короче. И когда они укорачиваются до предельного размера, в клетке срабатывает механизм, приводящий ее к гибели. Кстати, раковые клетки — это клетки, которые сами устанавливают время своей жизни, что позволяет им делиться практически неограниченное количество раз и не подвергаться процессам старения. И если в здоровую клетку ввести специальную последовательность ДНК, эта клетка станет бессмертной, правда, в то же время станет раковой. Ученые бьются над тем, чтобы новые клетки были безопасными.

Еще одного виновника старости недавно обнаружили китайские ученые — это ген "P16", отвечающий за старение клеток. В ходе исследований выяснилась не только прямая связь этого гена с процессами старения, но и его способность оказывать влияние на длину теломеров. Сдерживание активности гена может продлить жизнь. Из этого следует: чтобы сделать клетки бессмертными, в них нужно просто заблокировать ген "Р16".

ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ!

Как нам рассказал замдиректора Института геронтологии АМНУ профессор Олег Кульчицкий, все эти исследования и опыты действительно проводятся по всему миру, в том числе и в Украине. Однако тут намного больше вопросов, чем ответов. Например, несмотря на то, что в Украине давно практикуется лечение стволовыми клетками, до полного их контроля еще очень далеко. Кроме того, выращенные из них органы не так-то просто пересадить человеку — старые клетки подавляют новые и он не приживается. Так же до сих пор не найден ген старения. По словам профессора, есть целая взаимосвязанная система генов, управлять которой еще не научились.

"Конечно, тут нет ничего принципиально невозможного, ведь стволовые клетки и генная инженерия уже позволяют лечить больных. А в будущем, возможно, смогут остановить старость. Но сейчас до этого очень далеко!", — говорит ученый.

СОН ДО ЛУЧШИХ ВРЕМЕН

Пока существует лишь один способ сохранить свое тело до того момента, когда человек сможет остановить старость и болезни. Это – крионика, направление, которое состоит в том, чтобы сохранить тела обреченных на смерть от болезни или старости людей до времени, когда мы сможем восстанавливать все жизненно важные функции организма, лечить все болезни и побороть старение.

Такое сохранение предполагает создание условий, при которых тело не будет подвержено разложению микроорганизмами, а это достигается при заморозке до температуры жидкого азота (-196 градусов по Цельсию).

Сейчас в мире есть несколько центров криосохранения, ближайший из которых находится в России – компания "КриоРус". Она предлагает несколько вариантов:

• крионирование мозга пациента, когда контейнер с мозгом помещается на бессрочное хранение в компании. Стоимость — $9,000
  • заморозка тела целиком до температуры жидкого азота и хранение его в криостате до оговоренного времени. Цена — $25,000.
  • криосохранение в Институте Крионики (США). В России осуществляется подготовка тела и охлаждение до температуры сухого льда, а затем тело отправляется в Америку. Стоимость — $49,000.

Всего на данный момент заморожено более 200 пациентов, а подписали контракт на замораживание почти две тысячи человек. Большинство из них – представители среднего класса, хотя есть среди них и достаточно богатые люди. По слухам, в рядах замороженных-бессмертных могут быть Уолт Дисней и Сальвадор Дали. Правда, часть ученых не верит в заморозку, считая, что организм не восстановится после долгого хранения во льдах.

Кстати, в феврале этого года в одной из крио-клиник случился сбой и в криокамере, где хранилось тело одного из пионеров и вдохновителей крионики Реймондно Мартино, температура резко повысилась на 45 градусов, что привело к повреждению его тела. Пришлось бедолагу кремировать.

МОЗГ В КОМПЬЮТЕРЕ

Один из самых необычных путей достижения бессмертия — переселение сознания... в компьютер.

Сознание существует в виде закодированной информации, сосредоточенной в головном мозге. Другими словами, это просто большой файл, хранящийся в вашей голове. Дело за малым — переписать его на другой носитель. Живой или электронный.

Как переселять? Нужно считать и расшифровать информацию, а потом ее заново закодировать в новом носителе. Задача осложняется тем, что ученые хотят не просто создать информационную копию, а поддерживать сознание в рабочем состоянии, т.е. сделать так, чтобы человек мог думать прямо в компьютере! Другие же ученые предлагают вообще не выносить сознание за пределы тела, а постепенно, по одной клетке заменить мозг на искусственный, то есть вечный.

Куда переселять? Самый очевидный носитель — это компьютер. Ведущие российские и американские ученые прогнозируют, что научно-технический прогресс позволит это сделать к 2020—2035 гг. А игра "на равных" компьютера с экс-чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым показала, что по уровню масштабы сознания человека и памяти компьютера уже сравнялись.

РЕЗРВНОЕ КОПИРОВАНИЕ

Клонирование является, пожалуй, самым скандальным способом достижения бессмертия, в первую очередь, с точки зрения религии и морали. Однако успехи в развитии технологии клонирования соблазняют своей доступностью. Ведь что может быть проще, чем выращивание органов из собственных клеток и хранение их, как резервной копии, на случай травм и болезней?

Например, одной из технологий, которые сейчас активно прорабатываются, является выращивание так называемых клонов-"растений" — полных копий человека с изначально отключенным мозгом, которые живут только физически и ждут своего часа, чтобы отдать вам свои органы. Родные вам органы! Которые 100% приживутся, а не отторгнутся, как органы чужого человека.

Кроме того, такие клоны смогут служить нашим запасным телом, в которое мы сможем "переселиться" (переписать свое сознание) после износа старого. Не исключено, что к середине этого века станет возможным регулярное "переселение" личности и сознания человека из стареющих организмов в молодые тела-биоклоны либо с помощью промежуточного "мозга-носителя", либо в результате прижизненного симбиоза и параллельной работы организма-оригинала и организма-дублера.

Все новости Показать еще