Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

На съемках своих фильмов Гайдай не смеялся, а в Одессе пугал цыган

Три фильма-юбиляра: мы нашли такси на Дубровку и шапку Грозного, а вдова режиссера рассказала о римейке "Ивана Васильевича"

Гайдай. В этом году режиссеру могло бы исполниться 90 лет
Гайдай. В этом году режиссеру могло бы исполниться 90 лет
"Жених с того света" — 55 лет
"Бриллиантовая рука" — 45 лет
"Бриллиантовая рука" — 45 лет
"Иван Васильевич меняет профессию" — 40 лет
"ТРИЖДЫ ВОСКРЕСШИЙ", 1960. Самый нелюбимый фильм Гайдая. Снять идеологически выверенную картину о комсомольцах режиссера буквально заставили. Она должна была сгладить плохое отношение чиновников от кино к режиссеру.
"ПЕС БАРБОС...", 1961. Первое экранное появление ставшей впоследствии мегапопулярной троицы — Трус, Бывалый и Балбес. Вне фильмов Гайдая троица появлялась только в комедии "Семь стариков и одна девушка".
"САМОГОНЩИКИ", 1961. Главный "алкогольный" фильм в СССР. Специалисты подметили, что в котел самогонного аппарата Балбес загружает сахар. На самом деле туда следует заливать брагу.
"ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ", 1963.Только два актера сыграли у Гайдая аж в 11 его картинах (из 18-ти). Первый — жена режиссера Нина Гребешкова, а второй — Георгий Вицин. Причем Вицин снимался с 1958 года, а Гребешкова — с 1960-го.
"ОПЕРАЦИЯ "Ы" И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА", 1965. Мало кто знает, что роль Шурика, которого сыграл Александр Демьяненко, чуть не получил... Евгений Петросян. Тогда он был известен не как юморист, а как конферансье.
"12 СТУЛЬЕВ", 1971. Этот роман Ильфа и Петрова был настольной книгой Гайдая. Он любил читать ее за обедом и так уходил в текст, что даже не замечал, как съедал свой любимый борщ, продолжая сидеть над пустой тарелкой. На роль Бендера пробовался Владимир Высоцкий.
"НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!", 1975. Большинство натурных сцен снимали в Астрахани. Те же локации (церковь, набережную, старые булыжные улочки) можно увидеть и в картине Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин".
"ЗА СПИЧКАМИ", 1980. Этот фильм Гайдай снимал не сам, а в паре с финским режиссером Ристо Орко (умер в 2001 году в возрасте 102 лет). Картина поставлена по повести писателя Майю Лассила, погибшего в 1918-м во время перевозки в тюрьму.
"ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!", 1985. Съемки фильма почти полностью проходили в Украине: в Черновцах и Каменец-Подольском. Среди поклонников Гайдая фильм признан его самой "несмешной комедией".
"НА ДЕРИБАСОВСКОЙ ХОРОШАЯ ПОГОДА...", 1992. Агента ЦРУ, закрутившую роман с героем Харатьяна, сыграла американка Келли Макгиллес. За 10 лет до съемок у Гайдая актрису изнасиловали в собственном доме. А в 2009-м она призналась, что лесбиянка.
Такси на Дубровку. Это антикварное чудо до сих пор на ходу
Такси на Дубровку. Это антикварное чудо до сих пор на ходу
"Газировка". Из этого автомата обливался водой Шурик
Шапка Грозного.
Шапка Грозного. "Снималась" также и в "Борисе Годунове"
Платье Селезневой, которая коварно ушла к Якину
Платье Селезневой, которая коварно ушла к Якину
1/19

Нынешний год объявлен годом Леонида Гайдая. Его первая комедия "Жених с того света", за которую режиссера чуть со свету не сжили чинуши от кино, а он заработал язву, отмечает свое 55-летие. Юбилеи также "гуляют" "Иван Васильевич меняет профессию" (40 лет) и "Бриллиантовая рука" (45). А самому Гайдаю могло исполниться 90 лет!

Реклама

"Со смерти Лени прошло уже без малого 20 лет, а наша с ним совместная жизнь помнится, словно это было только вчера, — с грустной улыбкой рассказала нам вдова режиссера Нина Гребешкова. — Мне не хватает его, но, бывает, мы с ним видимся во сне. Он иногда приходит, и тогда мы беседуем обо всем на свете — о кошках, о нашей даче".

Не могли мы не спросить у Нины Павловны про шквал грядущих ремейков картин ее мужа. "Только я как-то подуспокоилась, что взялись за "Кавказскую пленницу", как вдруг, словно обухом по голове, — будет ремейк "Ивана Васильевича" (должен выйти в 2014-м. — Авт.). Причем продюсеры утверждают, что картина — вовсе не ремейк Гайдая, а "переосмысливание пьесы Булгакова, права на которую они выкупили у потомков Михаила Афанасьевича". Но лично мне кажется, что им вряд ли удастся не использовать все те находки, что придумал для картины Леня (режиссер серьезно осовременил оригинальную пьесу Булгакова). В общем, я подожду выхода картины и обязательно ее посмотрю, чтобы понять что к чему. Пойду ли я в суд? Нет, мне все-таки уже 82 года — не до этого". Кстати, поговаривают, что в ремейк вернется небезызвестный "обворованный Антон Семенович Шпак" (актер Владимир Этуш). Однако это лишь слухи — актер с негодованием отверг не только свое якобы участие, но и саму идею ремейка, назвав ее "сущим безобразием".

КУРИЛЬЩИК И ИГРОК. Мы, зрители, наизусть знаем картины Леонида Иовича. Но при этом мы ничегошеньки не знаем о самом режиссере. Ни того, что он воевал и таскал на себе пленных немцев, что однажды подорвался на мине, осколки от которой до конца жизни сидели в его ноге, причиняя боль. "На съемочной площадке Леонид Иович никогда не смеялся, — рассказала нам художник по костюмам Татьяна Беляковская, работавшая с Леонидом Гайдаем на двух его последних картинах. — Даже если все вокруг буквально угорали от смеха. Максимум, что он себе позволял, — легкую улыбку, такая жесткая у него была концентрация на работе. А еще он был заядлым курильщиком — с сигаретой никогда не расставался. Думаю, за день выкуривал 3—4 пачки".

Реклама

Кстати, курение — не единственная плохая привычка Гайдая. По словам Нины Гребешковой, режисер был страстным картежником. Он ночами мог резаться в покер, забывая обо все на свете. Причем игроком он был плохоньким: "Леня проигрывал безумные суммы денег. Например, мог спустить 1000 рублей (для сравнения, зарплата инженера тех времен — 120—140 руб. — Авт.)". И хозяйственником был не ахти, чтобы поменять лампочку в люстре, он беспомощно звал на помощь свою жену.

Зато в работе буквально становился другим человеком — твердым, пробивным, уверенным. "Хорошо помню, когда на "Мосфильме" узнали, что Гайдай собирается снимать "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" в Америке, к нему люди караванами пошли, мол, возьмите меня, я вам сгожусь, — говорит Беляковская, — Леонид Иович на это не "повелся" — с собой он брал людей проверенных, с которыми работал на большинстве своих картин. Кстати, многие не любят этот фильм, а сам Гайдай считал его своей лучшей работой со времен "Бриллиантовой руки".

ГАЙДАЙ И ОДЕССКИЕ ЦЫГАНЕ. О том, что режиссер питал слабость к Крыму, — ни для кого не секрет. Там он снимал большинство своих киношедевров. Так, в знаменитой Долине привидений до сих пор растет дерево, прозванное в народе "орехом Никулина" — с него в "Кавказской пленнице" падал герой Никулина — Балбес. Но и к Одессе Леонид Иович относился с большим теплом. Именно в этом городе Шурик-Демьяненко с помощью "докторской" колбасы, превращенной в "любительскую", пытался усыпить бдительность соседского пса в новелле "Наваждение" из "Операции "Ы". В Одессе же режиссер снимал свою предпоследнюю комедию "Частный детектив, или Операция "Кооперация". "Однажды наша съемочная группа шла по подземному переходу, в котором сидели цыгане, — рассказывает Татьяна Беляковская. — И был среди нас актер, одетый в форму милиционера. Когда цыгане его увидели, то всем табором кинулись в рассыпную. А мы давай им кричать: "Возвращайтесь, мы артисты!". Они вернулись — смущенные такие. И предложили нам помочь с реквизитом. Вот тут уже мы испугались за свое добро. Гайдай потом часто с улыбкой вспоминал этот эпизод, так он ему понравился".

Реклама

САМ СНИМАЮ, САМ ИГРАЮ

Свой путь в кино Гайдай начинал как актер (фильм 1956 года "Ляна), но даже переквалифицировавшись в режиссера, Леонид Иович продолжал сниматься — уже в своих картинах, но в крохотных эпизодах. Так, в "Операции "Ы" (новелла "Наваждение") он появляется в начальных кадрах — в роли мужчины, выходящего из института. В "Иване Васильевиче" играет прохожего (в сцене, где Шурик подбегает к магазину радиотоваров, закрытому на ремонт, мимо него проходит высокий бородатый гражданин в шляпе и темных очках — это и есть Гайдай). В "Бриллиантовой руке" он играет в массовке, когда берут интервью у Семен Семеныча. Самая большая роль Гайдая — Коробейников в "12 стульях".

ФИЛЬМЫ-ЮБИЛЯРЫ

"ЖЕНИХ С ТОГО СВЕТА" — 55 ЛЕТ. Фильм снят в 1958 году. Длительность первой в карьере Гайдая комедии, обыгрывающей советскую бюрократию, — 51 минута, но первоначальная версия длилась 90. Пропавшая временная разница лежит на совести цензоров. Посмотрев картину, они пришли в откровенный ужас. Режиссера обвинили... в антисоветчине (им не понравилась история о том, как главу учреждения ошибочно посчитали мертвым, приняв тело другого погибшего за него. А когда начальник вновь объявился, его заставили предъявить справку, что он действительно жив).

Тогдашнему наставнику Гайдая и директору "Мосфильма" Ивану Пырьеву вкатали строгий выговор за "деятельность его 35-летнего ученика". А самому Гайдаю хотели навсегда закрыть двери в мир кино. К счастью, Пырьев, с риском для себя, отстоял его. Именно тогда у Леонида Иовича открылась язва, которая потом мучала режиссера до конца жизни.

"БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА" — 45 ЛЕТ. Фильм 1968-го года. Автор этих строк, будучи в Воронцовском дворце в Алупке (Крым), слышал как экскурсовод, показывая на узкую улочку, говорил: "А вот здесь снимали падение Семена Горбункова в исполнении Юрия Никулина с его знаменитым "Черт побери!". На сам же деле герой Никулина поскальзывался в Баку, где снимали заграничные сцены (в сцене, когда нога Горбункова наступает на арбузную корку, Никулину никак не удавалось упасть реалистично, в итоге в кадре за него скользит конечность Леонида Каневского). "Иностранная речь", на которой общаются контрабандисты — не что иное как полная тарабарщина. Слово "мордюк", несколько раз звучащее в разговорах, было придумано Гайдаем после того, как он на съемках поругался с Мордюковой. А вот фраза "березина команит" — это уже креатив все того же Каневского, который обыграл девичью фамилию своей жены.

Как всегда, фильм Гайдая (а режиссеру тогда было 45 лет) пострадал от цензуры. Были убраны реплики: "Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм" и "Партию и правительство оставили на второй год", фразу "Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает синагогу" подредактировали на "посещает любовницу". Чтобы защитить картину от дальнейшего "надругательства", режиссер придумал следующий ход: в финале он изобразил... документальную хронику ядерного взрыва. Естественно, все от этого обалдели и пока режиссера уговаривали вырезать этот кадр, забыли о придирках к другим эпизодам.

"ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ" — 40 ЛЕТ. Фильм снят в 1973 году. Как рассказала нам Нина Гребешкова, Гайдай спал и видел в роли царя Грозного своего любимого актера Юрия Никулина, но тот отказался сниматься, считая, что фильм по пьесе опального Булгакова непроходной. "Не хочу играть в кино, которое все равно положат на полку", — говорил Юрий Владимирович. И тогда режиссер крепко на него обиделся (впрочем, спустя время все же простил "отступника"). Кстати, мало кто знает, что Булгаков — любимый писатель Гайдая. И Леонид Иович даже собирался экранизировать его белогвардейский "Бег", да Госкино запретило.

С "Иваном..." режиссеру тоже всячески мешали. Чиновники от культуры считали, что "великий русский царь" выглядит... дураком, и заставляли режиссера снова и снова переписывать сценарий. Цензура и Гайдай — это вообще отдельный предмет для изучения. Когда картина уже была снята, Гайдая заставили переписать сцену, где милиция допрашивает царя: "Где живете? Адрес, я спрашиваю?" — "Москва. Кремль". Чиновники пришли в ужас: "Кремль — это ведь святое для каждого гражданина Союза место, а вы смеетесь над ним". В итоге ответ был: "Москва. Палаты".

Пострадала и другая шутка. Так, во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: "Кто оплачивать будет?". Тот отвечает: "Ну, во всяком случае, не мы", в оригинале же было: "Народ, народ, батюшка". Американским кинозрителям фильм известен под названием "Иван Васильевич: Назад в будущее". Сам Гайдай называл эту картину в числе своих любимых.

РЕКВИЗИТ: ТАКСИ НА ДУБРОВКУ И ШАПКА ЦАРЯ

Фильмы Гайдая — это не только колоритные персонажи, это еще и мир красочных декораций, костюмов, автомашин. Достаточно вспомнить расписные царские палаты в "Иване Васильевиче" или же смешное авто Бывалого из "Операции Ы". Мы позвонили в Москву на киностудию "Мосфильм", чтобы узнать судьбу реквизита из гайдаевских картин. Как оказалось, почти все удалось сберечь. Большинство вещей служат экспонатами в музее при студии (туда может попасть каждый желающий, записавшись предварительно на экскурсию). Так, в зале с техникой можно увидеть знаменитое "такси на Дубровку". Как рассказали нам в музее, эта антикварная "Волга" до сих пор на ходу и помимо "Бриллиантовой руки", играла такси в картине "Три тополя на Плющихе". А в "Берегись автомобиля" Эльдара Рязанова на ней уходил от погони Деточкин. Также в музее можно полюбоваться автоматом по продаже газированной воды (из него обливался Шурик-Демьяненко), знаменитым красным платьем Селезневой и шапкой Ивана Грозного (этот головной убор носил царь и в "Борисе Годунове").

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять