Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Генеральный план шейхов

Размышления о стратегии развития и стройках в Эмиратах с параллелями в Украине
Поднявшийся из пыли
Всего двадцать лет назад никто в мире не предвидел нынешнего размаха строительства в районе Персидского залива, особенно в ОАЭ. Разумеется, уже тогда нефть добывали и продавали. Уже тогда покупали дорогие автомобили для этих стран, строили понемногу жилье, дороги и отели. Особенно выделялся Кувейт – его экспорт нефти на душу населения был больше всех. Лидером же по объемам добычи была и остается Саудовская Аравия. Но лидером в преобразовании страны почему-то в итоге стали Эмираты. Вероятно, правители этой страны, целые века бывшей британской колонией, переняли у метрополии дух просвещения и прогресса. Они обрели некую раскованность и свободу мышления, отличающую их от феодальных традиций прочих арабских стран. Этим Эмираты похожи на Индию, также демонстрирующую хорошие темпы развития. Однако в отличие от Индии с ее миллиардным населением и гигантскими проблемами, Эмираты конца 1980-х имели лишь около миллиона жителей и обладали большими запасами нефти. Только ли в этом причина успеха? Наверное нет, потому что Бруней, например, имел аналогичное соотношение нефти и населения. Но у тамошнего султана хватило фантазии только на огромный дворец с гаремом и "Роллс-Ройс" с золотым кузовом. Судьбы остальных граждан страны и будущие перспективы его волновали мало.

Правители многих арабских стран вели себя подобно султану Брунея. Но Эмираты поступили иначе. Потому что здесь жил истинный лидер – шейх Зайед Бин Султан Ал Нахьян, эмир Абу-Даби и бессменный глава ОАЭ в течение 33 лет. Зайед сумел объединить родовые кланы семи эмиратов, забыть распри во имя единства. Поначалу Зайед вызывал немало антипатий не только у своих земляков, но и во всем арабском мире. Причина была в том, что шейх проявил странную для арабов терпимость к христианам и другим иноверцам и разрешил работать в Эмиратах множеству западных специалистов и рабочих. Ему удалось убедить других правителей в необходимости и перспективности такого подхода. Шейх Зайед лелеял мечту о цветущей стране еще с 1950-х годов, когда нефтью в Абу-Даби даже не пахло, а сама нынешняя столица была крохотным аулом. В те не столь давние времена в Украине уже вовсю работали Днепрогэс, Донбасс и Кривбасс. А в песках Абу-Даби тогда еще не было ни одной дороги, и единственным транспортным средством даже для шейха был верблюд. Первый баррель нефти был выкачан из-под земли в Абу-Даби после многолетних поисков лишь в 1962 году – намного позже, чем в Ираке, Кувейте, Сирии и Катаре. В почетный список стран-нефтевладельцев эмират Абу-Даби встал чуть ли не последним. В первые десять лет добыча нефти только разворачивалась, и доходы были невелики. Но созданная тогда "Abu Dhabi National Oil company" росла и до сих пор остается главной нефтяной компанией страны. Не все доходы от продажи нефти оседают в Эмиратах, большая часть остается у иностранных акционеров – организаторов разведки и нефтедобычи. Но и меньшей хозяйской доли оказалось достаточно для того, чтобы сотворить чудо.

После призывов шейха Зайеда правители федерации поняли, что их страна с семью дворцами эмиров, пусть даже и богатыми, все еще остается пустыней на берегу моря. Проедание нефтедолларов родителями не даст никаких перспектив для детей и внуков, у которых нефти уже не будет. Хранение денег в западных банках чревато рисками инфляций, хищений и банкротств. А хранение в своих банках – того хуже, ибо банки – это ничто в стране, не имеющей армии, промышленности и при нищем населении. И шейхи начали с одной стороны придерживать экспорт и цены на нефть через OPEC, а с другой – развивать и строить страну ускоренными темпами.

Наверное шейх Зайед понял главное – если его народ мог вручную прорубать сорокаметровые колодцы в каменной толще пустыни, то нет такой мечты, которой он не смог бы построить, имея современную технику. Зайед не тратил сил на поиски исторических корней и не искал виновников событий вековой давности, он мыслил стратегически, строил страну в мире с соседями и делал новую историю. Именно под его руководством Эмираты стали сегодняшним чудом. Когда Зайед тяжело заболел в 2003 г., полтора миллиона граждан Эмиратов подписали благодарственное письмо шейху за то, что он сделал для своего народа. Его кончину искренне оплакивал весь арабский мир.

Можем ли мы в Украине вспомнить хотя бы одного правителя, сделавшего столько и столь единодушно уважаемого народом? Сможем ли мы так высоко оценить вклад кого-либо из живущих ныне правителей в обозримом будущем? Сомнительно, ибо гордиться пока нам особо нечем и некем – на нашей райской земле кругом одни проблемы, и позорных фактов больше, чем чудес. Окажись в Украине нефтяные поля как в Аравии, наверное и тогда бы наши паны дрались, а у холопов чубы трещали. Впрочем, вернемся к Эмиратам.

Главная гавань
В первые годы жизни ОАЭ планы и сметы строительства городов и дорог уже были не только в мечтах, но и на бумаге. Но не было места на берегу, куда мог бы причалить большой корабль. Срочно нужен был крупный морской порт, чтобы увеличить тоннаж танкеров с нефтью, да и большие стройки требовали много машин и материалов. Проблема была и в том, что железных дорог в Аравии мало, а в Эмиратах их нет и сейчас (если не считать развлекательных паровозиков в парках). Прокладка ЖД в Аравии затруднена неимоверной жарой, подвижностью песков в пустыне и рисками деформации рельсов от перегрева на солнце. Поэтому сначала был порт, открытый уже на шестом году жизни ОАЭ.

Порт Джебель-Али (Jebel Ali) в 40 км западнее Дубая – самый большой на Среднем Востоке и на всем морском пространстве от Сингапура до Роттердама, его площадь – 135 кв. км. Здесь крупнейшая в мире искусственная гавань, где уютно размещаются супертанкеры и авианосцы. Грузооборот порта – более 4 миллиардов тонн в год, что в 22 раза превосходит грузооборот всех 19 портов Украины вместе взятых. Здесь же крупнейшая свободная экономическая зона. В отличие от украинских бумажно-карманных СЭЗ, Джебель Али работает зримо и впечатляюще. На километровых контейнерных пирсах и складах тысяч компаний из разных стран здесь можно купить почти всё в любом мыслимом количестве. Без таможенных оформлений и задержек товар грузится в контейнеровозы, ролкеры, балкеры или танкеры и идет в нужный порт. Зарегистрированные здесь оффшорные компании платят только годичный взнос, в эмиратских СЭЗ нет никаких других налогов. Отчетность минимальна и сводится к статистической справке, подается лишь один раз в год.

Хотя страна импортирует огромное количество товаров и материалов, а экспортирует только нефть, основным грузопотоком в Джебель-Али является не импорт или экспорт, а трансшипмент, т.е. перевалка с корабля на корабль при международных перевозках. С этих позиций положение порта уникально – он лежит возле главного морского транспортного коридора, соединяющего Европу и Азию, а также вблизи торговых путей внутри Залива. Трансшипмент позволяет порту зарабатывать большие деньги просто на хранении товаров на пирсах и складах. Тех товаров, которые формально даже не заходят в страну, а временно хранятся в свободной зоне. Корабли не ждут друг друга, и спешат дальше в Гонконг и Лондон, Одессу и Шанхай, Сидней и Джакарту, а их груз оптимально перегружается на подходящий попутный рейс. Чтобы лучше понять масштабы порта Джебель-Али, стоит посмотреть на картинки поближе.

Время – деньги, поэтому корабли в порту обслуживаются с рекордной скоростью. 165 контейнеров TEU в час – таковы здешние темпы погрузки мега-корабля с помощью кранов-тандемов. При этом контейнеры грузятся не подряд, как кирпичи, а в строго рассчитанном порядке выгрузки-погрузки в попутных портах, т.е. работает сложная компьютерная система оптимизации логистики, объединенная в международную сеть. На фото внизу – один из крупнейших в мире контейнеровозов – "Pamela" компании MSC, емкость корабля более 9000 контейнеров, а экипаж – всего 30 человек. Длина судна превышает высоту Эйфелевой башни, крейсерская скорость – 25 узлов. Другие порты меньшего размера, но также оснащенные впечатляющей техникой и обязательными свободными зонами, имеются во всех семи эмиратах.




В начале 1990-х годов, когда Эмираты строили свой танкерный флот,
украинские флотоводцы, получившие "на шару" государственный флот из сотен кораблей, были заняты позорным казнокрадством. Не стало у нас ни Черноморского пароходства, ни "Укрречфлота", однако тогдашний президент Кравчук до сих пор занимает почетные кресла на всех встречах и улыбается в объективы телекамер.

Новые заводы, аэропорты и острова
В Эмиратах строили не только отели, жилье и дороги, но и электростанции и заводы, причем не только нефтеперерабатывающие. Например, рядом с портом Джебель-Али построена мощная ТЭЦ с опреснительной установкой и крупнейший с мире алюминиевый завод, выпускающий более 1 млн тонн крылатого металла в год. Это больше прежнего многолетнего мирового рекордсмена – Братского алюминиевого комбината в Сибири и в 6 раз больше, чем производит Украина. Сырье сюда поставляется аж из Австралии. Но это временно, т.к. крупные залежи бокситов уже нашли поближе – в Саудовской Аравии. И как только построят еще одну дорогу через пустыню, начнут подвозить сырье и выплавлять "чисто аравийский" алюминий. Цветовая гамма аравийских пустынь с их песками, горами, солончаками и каменными осыпями настолько разнообразна по цвету, что геологи сбиваются со счета, называя полезные минералы, лежащие вблизи поверхности. Аравия в эти годы становится одной из главных мировых баз добычи многих полезных ископаемых. Помимо золота, серебра и меди, добывавшихся здесь веками, в 20 веке к списку добавились железо, алюминий, титан, свинец, медь, олово, цинк и ценные неметаллические минералы. Теперь в странах Персидского Залива уже действуют и строят новые металлургические и сталелитейные и кирпичные заводы, рыборазводные морские фермы и рыбоконсервные заводы, фермы для выращивания жемчуга и другие производства, оптимально сочетающие природные ресурсы, товарные потребности и экспортные возможности страны. Все это при невероятно жестких экологических требованиях – ни одна труба не дымит, и в море никакие отходы не сливаются.


Dubai World Central – строящийся новый крупный аэропорт Дубая носит символичное название –Всемирный Международный Аэропорт Дубай. Его размеры и объемы перевозок вдвое превысят существующие мировые рекорды аэропорта Гонконга. Этот аэропорт строится вблизи морского порта Джебель-Али, летом 2008 г. будет запущена в эксплуатацию первая взлетно-посадочная полоса. Всего будет 3 полосы по 4,5 км. Поэтому гигантские аэробусы, гудящие над Заливом пока еще вблизи Дубая, скоро будут не слышны в городе. Говорят, что "старый и тесный " дубайский аэропорт (который, кстати, втрое моложе и вшестеро больше нашего "Борисполя") частично перейдет во владение малой авиации, а частично – под застройку.

К концу 20-го века в Эмиратах стал сильно ощущаться дефицит береговой линии. Обычная проблема приморских городов – Дубай вытянулся вдоль моря узкой лентой. Инвесторов, желающих углубляться в пустыню, было маловато. И тогда началась застройка Залива. Сначала в 1998 г. намыли искусственный остров, ставший основанием для 320-метрового небоскреба – отеля "Бурдж-Эль-Араб", представляемого туристам как "семизвездный". А в 2003 году строители предложили шейхам радикальный метод наращивания береговой линии – создание искусственных Пальмовых островов с множеством ветвей-полустровов. Так стартовали три беспредецентных по стоимости строительных проекта. Только отсыпка островов и прокладка коммуникаций обошлись инвесторам в 30 млрд долларов. Морские фарватеры в Заливе стали глубже, а длина пляжей в Дубае выросла втрое, но главное – были получены огромные заказы на покупку островных участков земли и строительство жилой и коммерческой недвижимости. Оказалось, что дома с видом на всегда теплое море, а иногда и с собственным пляжем, позарез нужны очень многим миллионерам из разных стран.

Строительство недвижимости и мощной инфраструктуры на искусственном Пальмовом Острове вблизи Дубая идет полным ходом (2007 г.).


"Карта мира – третий островной проект Дубая. Это архипелаг из 300 искусственных островов, каждый из которых соответствует одной стране мира или штату и застраивается в стиле ее архитектуры преимущественно ее инвесторами.

Когда закончится нефть

Солнечная электростанция в Абу-Даби – первая на Персидском заливе. Первая очередь станции обойдется в 380 млн долларов и будет закончена в 2009 г., ее мощность 500 МВТ. Наличие этого проекта свидетельствует о дальновидности промышленной политики Эмиратов. К тому, что будет, когда закончатся нефть и газ, здесь готовятся уже сегодня.

Другим впечатляющим проектом ОАЭ стоимостью 2 млрд USD является использование солнечных батарей в виде тонкопленочного покрытия для стёкол зданий. Днем такие небоскребы дают достаточно электроэнергии для расположенных внутри них квартир и офисов. Производство такой пленки уже налажено в Германии. А в Эмиратах она уже ставится на освещаемых солнцем стеклах небоскребов.



Проспект шейха Зайеда – существующий деловой центр Дубая.


В Эмиратах также строятся ветряные электростанции (ВЭС) и проектируется первая в мире ВЭС с водородными энергоагрегатами. При избыточном ветре она будет создавать запасы кислорода и водорода за счет гидролиза воды, а при безветрии – вырабатывать энергию за счет сжигания смеси этих газов и превращения ее в пресную воду. К слову сказать, тема гидролизной ВЭС муссируется в нашей прессе уже лет 30, и нашему Минпромполитики давно бы пора от болтовни о ценах на газ перейти к проектам альтернативной энергетики. Причину такого торможения прогресса в Украине нужно искать в одном из законов Мэрфи – "любая бюрократическая организация в количестве более 26 человек способна бесконечно обеспечивать работой саму себя". Очевидно, что министерства в Эмиратах не достигли этого критического порога численности.




Строительство Джумейра-Бич –
нового дорогого жилого района

Бурдж Дубай – в переводе с арабского дубайская башня, она же Dubai tower) – новое чудо света, которое эмиры являют миру. Проектная высота небоскреба 636 м. Его строят с 2004 года и закончат в сентябре 2009 г. Совсем недавно – 21 июня 2008 г. строители прошли отметку 510 метров, на ней был побит мировой рекорд высоты прежнего небоскреба – "Тайпей-101" на Тайване, построенного в 2004 г. Сметная стоимость объекта – 4 млрд USD. Это – главный объект нового делового района Дубая – Dubai Downtown (стоимость 20 млрд USD). Помещения в башне уже продаются – цена офисной площади в чуде – от 40,000 $ за кв. метр.

Учитывая масштабы сделанного в Эмиратах, крупнейшие инвесторы мира сегодня вкладывают огромные средства в недвижимость и будущий бизнес в Эмиратах. Теперь ни у кого нет сомнений в том, что даже если закончится нефть, эта страна будет процветать. Потому что есть крупнейший в мире центр туризма Дубай. Потому что есть добыча многих ископаемых и новая энергетика, есть крупная международная торговля и морской флот. Есть разумные законы и приемлемые налоги для бизнеса. И есть доверие всего мира к честной и искренней добрососедской политике ОАЭ. Поэтому генеральный план шейха Зайеда и других членов федерации можно считать выполненным. И весь мир ставит за него высший балл.

Брать пример с Эмиратов
Общие объемы строительства в ОАЭ можно примерно оценить по объемам потребления цемента в этой стране. Сейчас он составляет 11 млн тонн в год, это примерно вдвое больше, чем производит Украина. Чтобы сократить объем импорта этого продукта, ОАЭ ускоренно строит крупные цементные заводы. Местное сырье для цемента и кирпича имеется в изобилии. Объем строительства в ОАЭ составляют около 15 млн кв. метров в год, и каких! Это вдвое больше, чем в Украине, хотя численность населения там лишь 5 млн, в девять раз меньше нашей. Получается, что на миллион жителей, включая временно проживающих иностранцев, там строят в 18 раз больше, чем у нас.

Думаю, это происходит потому, что эксперты Эмиратов считают, что страна должна расти и думают, как это сделать. А в это время украинские "эксперты" с коллегами из Евросоюза и США пишут позорные зомбирующие сценарии и вычисляют, на сколько миллионов украинцев должно быть меньше к 2020 году…

Пока мы в Украине строим "государственность", выкармливая стада потомственных бездельников, казнокрадов, взяточников и бюрократов, в Эмиратах идет развитие цивилизации и растет численность населения. В безжизненных некогда песках построены такие удивительные чудеса, как горнолыжный курорт с холодильником, стадионы с кондиционерами на трибунах, искусственные острова, живописные жилые районы, небоскребы, порты и яхтенные стоянки, гигантские заводы и электростанции, аэропорты, начато строительство метро. И теперь даже при самом смелом воображении трудно представить, что создадут в Эмиратах в следующие 20 лет.

Не пора ли и Украине вместо деления освоить умножение? Это вопрос к нашим господам олигархам, депутатам, правителям и президенту. Ведь у нас совокупных ресурсов куда больше, чем в Эмиратах. Особенно трудовых. Однако нашему народу следует проявлять не только трудолюбие, но и требовательность. Ибо лидер Украины, законодатели и правительство должны проявлять мудрость и широту мышления, а не провинциальные комплексы обиженных историей и соседями, осложненные склонностью к казнокрадству. Только тогда станет возможным оздоровление Украины. И совсем не нужно опускать страну до пустыни, чтобы сделать из нее Новые Эмираты.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять