Ученые полагают, что этот мужской портрет был выполнен, когда молодой Леонардо учился в мастерской Андреа Верроккьо.
Голова с 26 марта выставлена в музее тосканского городка Импрунета рядом с терракотовыми работами ренессансных мастеров – Брунеллески, Донателло, Гиберти и Верроккьо.
Изображение скорбного старика было найдено Джентилини и Сиси на чердаке сиенского палаццо Киджи-Сарачини. У портрета частично утрачен нос, а уши и подбородок носят следы спешной реставрации.
По мнению исследователей, этот портрет мог быть не самостоятельной работой, а моделью, учебным пособием. Внимание ученых обратило на себя сходство портрета с двумя изображениями святого Иеронима.
Одно из них хранится во Флоренции, в Палатинской галерее палаццо Питти. Сейчас эту небольшую работу принято приписывать Леонардо.
Вторая вещь – картина со святыми Иеронимом и Антонием и распятым Христом – украдена в 1970-м году, но искусствоведам она знакома по фотографиям. Сходство всех трех изображений св. Иеронима не вызывает сомнений: у них похожим образом проработаны скулы, брови, уши и подбородок, одинаковы форма глазниц и направление взгляда.
В пользу гипотезы Джентилини и Сиси говорят также многочисленные этюды Леонардо с изображениями святого Иеронима и стариков вообще.
В описи имущества художника, которую он сам составил в 1482 году перед отъездом в Милан, упоминаются "несколько святых Иеронимов" и "множество голов стариков".
Известно, что да Винчи в бытность учеником Верроккьо пробовал силы в скульптуре, но счел этот вида искусства слишком механистичным и обратился к живописи.
Тем не менее, он дважды получал заказы на монументальные статуи, но ни одна из них не была завершена.