Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Как Высоцкий ходил на Лубянку сдаваться и как в роли артиста снимался одесский гример

Завтра великому барду исполнилось бы 70. Мы впервые публикуем воспоминания его самого близкого друга и уникальные фотографии.

Завтра свое 70-летие мог бы праздновать Владимир Семенович Высоцкий. Замечательного поэта, барда, актера и просто хорошего человека нет с нами с июля 1980-го, и, казалось бы, уже все сказано, но мы до сих пор находим о Владимире Семеновиче новые слова. "Сегодня" нашла друзей и знакомых, коллег Высоцкого, которые никогда раньше не делились воспоминаниями об артисте, и публикует эксклюзивные фото артиста. Близкий друг барда Владимир Мальцев рассказал нам о том, как Высоцкого спасали от солнца, как он боролся с хроническим трудоголизмом и "питался" кофе и сигаретами.

ЛУЧШИЙ ДРУГ. Мальцев Владимир Павлович, окончил одесский техникум культпросветработников, затем Харьковский институт культуры. Как он говорит, "родился" на Одесской киностудии и вырос на ней. Малышом еще снимался, когда "попадался под руку" (например, в "Садко"). Вся его жизнь связана с кино, родной киностудией и актерами, с которыми работал и работает. Наш корреспондент "поймал" Владимира Павловича в Москве, где он вместе с Юнгвальд-Хилькевичем заканчивает продолжение "Трех мушкетеров".

Реклама

Владимир Мальцев – один из немногих, кто не просто работал с Владимиром Высоцким, а и был его личным другом.

"ПОСИДЕЛКИ" НА ДОМУ. Первое знакомство этих тогда молодых людей произошло в 1962 году в Москве на квартире еще одного их хорошего общего знакомого, одноклассника Владимира Высоцкого, Аркадия Свидерского (к сожалению, в позапрошлом году он умер). Были для тех времен типичные "посиделки" на дому. Была, как положено у русских, водочка, селедочка и, конечно, песни под гитару. Тогда Мальцев впервые услышал Высоцкого живьем.

- Тогда я еще не мог определить, что передо мною гений, – вспоминает Владимир Павлович, – но уже тогда его песни так "резали" сердце и душу, что забыть этого было нельзя.

Реклама

Затем они не раз сталкивались по работе, и в Москве, и в Одессе. Они были такие "три товарища", перед которыми мог открыть душу Высоцкий – Говорухин (самый близкий), Юнгвальд-Хилькевич и Мальцев, который кем только не работал: ассистентом режиссера, замдиректора фильма. Как говорится, самая "теневая" и самая хлопотливая работа.

- Приятелей-то у Володи в Одессе было много, – говорит Мальцев, – он был широкой души человек. Это и маркер Жора из парка Шевченко, таксист Костя… Гримировал его Гриша Волошин.


Через секунду прозвучит: "Мотор! Камера!". Высоцкий в костюме и гриме к фильму "Опасные гастроли"

Реклама

ОЧЕНЬ ЗАСТЕНЧИВЫЙ. Очень близко сошлись Мальцев и Высоцкий после фильма "Вертикаль". Встречались не только во время работы, а как только была возможность. И на "Ленфильме", где одно время работал Мальцев, и, конечно, в Одессе. В эти годы уже все понимали, что это – классик. Удивлялись даже ассы альпинизма, что он так точно передал дух их профессии.

- Вы знаете, – рассказывает Мальцев, – в последние годы мне часто снится один и тот же сон: я беседую с Володей, понимая, что он умер, и говорю ему то, что говорил еще в те годы, при жизни. Володя, говорил я ему, ты не понимаешь просто – да тебе памятник поставят и за песни твои, и за фильмы. А он смеялся надо мной, как только он умел – книжоночку маленькую со стихами не хотели печатать.

Были ведь картины, где Высоцкому просто не разрешили сниматься "Контрабанда", "Внимание, Цунами!" – сюда Хиллу (Хилькевич-авт.) не разрешили его взять. И даже вырезали, что автор песен Высоцкий. В "Опасных гастролях" крупно было набрано, что автор и исполнитель песен Высоцкий – вырезали так же "крупно" эти титры.

- Высоцкий по натуре был очень тактичный и застенчивый человек, – вспоминает Мальцев, – плюс у него была огромная нагрузка. Он спал часа 3-4 всего. А то работал. И не потому, что "хапал", а ему просто это было необходимо.

"ОТРЫВАЛИ С РУКАМИ И НОГАМИ". Мы часто в Одессе собирались. Помню, во время съемок фильма "Как царь Петр арапа женил" он обгорел, да еще как. Сидим мы на Каролино-Бугазе на даче с Говорухиным, а Высоцкий сокрушается – завтра лететь на съемки, а он красный, как вареный рак. Так что вы думаете, услышал этот разговор на пляже какой-то парень, не поленился, в аэропорт привезти мазь на основе китового спермацета. Мазь была в бутылке, так мы еще прятали ее, чтобы осветители, которые вместе с Володей летели, не подумали, что это мы выпить ему привезли… И Марина приезжала и на дачу, и в Одессу… С сыном своим даже приезжала…

Как рассказывает Владимир Павлович, Высоцкого "отрывали с руками и ногами" в свои фильмы. И не помехой даже были его "разгрузочные дни", ибо это был неординарный, оригинальный актер, певец. Ему даже за песни платили не так как всем, потому что так не только написать надо было, но еще и исполнить, как никто другой.

- Вы не представляете, какое зрелище это было, когда он пел, – вспоминает Мальцев, – он выкладывался в песне, он душу "рвал". Эти вздувшиеся жилы на шее, глаза – в них столетия!.. Не передать словами. Это врезалось в память навечно. Ему поклонялись даже те, кто его запрещал.


Светлана Еленская (жена Мальцева), Мальцев (стоит), Говорухин, Высоцкий, автограф Высоцкого. Время съемок

ХОДИЛ НА ЛУБЯНКУ СДАВАТЬСЯ. Его песни были востребованы. Он недоумевал, что его "продают" на одесском рынке. Мальцев доказывал, что это хорошо, что покупают, хоть и на базаре – значит, он нужен.

На гастролях в Набережных Челнах шли к своей базе мимо общежитий строителей. Те в окна выставили магнитофоны, зная, что среди нас Высоцкий, и врубили на полную мощность одновременно всю технику с его песней. "Мы шли мимо своеобразной колонной, – говорил Любимов на похоронах поэта, – Высоцкий шел впереди как Спартак в городе". Он осознавал, какой он поэт. И ему было обидно за то, как с ним обращались. Тем более, что даже на Лубянке его очень любили слушать.

- Когда он приезжал из-за границы, – вспоминает рассказ Высоцкого Владимир Мальцев, это когда он уже был выездным, то, возвращаясь, сам приходил на Лубянку. Там включали до 10 магнитофонов – записывать его рассказ. Высоцкий все "докладывал" о своем передвижении за рубежом процентов на 90. Как он говорил, на 90% КГБ и само все узнает. Ну, а те 10%, что скрывал, и были для него самыми ценными. Когда уже выключались магнитофоны – доставался коньячок, оттуда-то приносилась гитара и в ход шли Володины песни: о войне (а тогда много и среди гэбистов воевавших было), о справедливости, и "за жизнь", и такие, которые другим бы не простили, а его слушали.. Его слушали столько, сколько он мог петь. Володя говорил: "Знаешь, и среди них есть отличные ребята… Ну служба у них такая, а что делать, я ж понимаю"… Вот такой он был тонкий и душевный человек.

ВЫПИВАЛ ЛИШНЕГО. Высоцкий часто бывал и дома у Мальцева, по ул. Канатной. (Напрямую это считай рядом с киностудией). Два Владимира находили, о чем говорить. Очень много было душевных разговоров, когда каждый знал, что друг друга никто не выдаст, не сдаст. Бывало, что и прятался Высоцкий от "лишних глаз" у Мальцева.

- Выпьет чуть лишнего, – рассказывает Владимир Павлович, – и не хочет показываться в таком виде. Так поспит у меня, отлежится. Мне доверял он. Он говорил мне, что есть песни его, которые написаны и их многие знают. Есть такие, что припрятаны. А есть те, что у него в голове, но еще не написаны.

В 80-е годы была задумка снять с Высоцким филь "Зеленый фургон". Мальцев был утвержден там директором картины. Высоцкий был в восторге от этой идеи. Он очень любил эту пору в Одессе. Он так загорелся, рассказывал, какие напишет песни к этому фильму. Частенько передавал записки Мальцеву с идеями по поводу фильма (их Владимир Павлович передал Литературному музею в Одессе). 11 песен уже были не только "в проекте", а и написаны – по принципу "Мурки", "Цыпленок жареный", в одесском стиле – типа "Ужасно шумно в доме Шлипельзона…" и тому подобные.


Эксклюзивный портрет. Дома у друга Мальцева

СООБЩИЛИ ПО "07". – Но – не сложилось, – вздыхает Мальцев. – В сентябре должны были начаться работы над фильмом. А в июле Володя умер… Мне об этом сообщили девочки с "07", как в песне Высоцкого, – тогда же не было не только мобильников, а и по коду город набрать нельзя было. Я был на съемках фильма на Хортице в Запорожье, мы часто именно через девочек с "07" работали. Вот они и сообщили. Я не поверил. Сколько раз уже пускали "утку", что он умер. А потом реаниматоры возвращали его к жизни. У него ж было чуть не 9 реанимаций! Я так надеялся, что и в этот раз спасут. Но – нет. Трудно было выбраться на похороны – в Москве ж Олимпиада шла, ее хорошо "почистили" и пробиться туда было трудно. Но я попал… Видел его в гробу. И панихиду отстоял, а все равно не верилось, что нет больше Володи…

Теперь каждый раз, как бываю в Москве, иду к памятнику, который я когда-то ему напророчил, да не я один говорили, что он гений и памятник ему даже эти власти поставят… Я и в церкви ему за упокой всегда ставлю свечки. Они ближе к Богу. Володя сам иногда поражался, откуда ему пришло в голову то, что он написал. Он считал, что это через него с нами разговаривают небеса. И я тоже его чувствую. Помните, как в его же песне "Наши мертвые нам помогают в беде…" В этот раз 25-го тоже обязательно пойду к Володе. И в храм, конечно.

(Владимир Павлович по нашей просьбе положит цветы Высоцкому и от газеты "Сегодня").

КОФЕ И СИГАРЕТЫ. Как вспоминает Владимир Мальцев, работал Высоцкий столько и так, что ни одна нервная система не выдержит. Разгружаться, по традиции творческих личностей, лучше всего было водкой. В какое-то время Высоцкий уже не мог пить столько, как другие – литрами. Он выпивал рюмочку, ему легче работалось, потом еще. И так к вечеру уже было "хорошо". Утром, чтоб работать, надо было "поправиться". И эти его запои уже не приносили ни облегчения, ни разгрузки. Тогда ему доставали наркотики – а ему готовы были луну с неба снять, не только какие-то лекарства.

- Но Володя, – вспоминает Мальцев, – и без этих "встрясок" не был здоровым человеком. То он согнется – желудок схватил. Печень подводила его, сердце давало перебои... Он же не спал почти! Да и не есть мог неделю… Какой уж там желудок. Все – работе. Особенно если выпьет. Сразу не поест если, в первую же минуту, а там – сигаретка, кофеек, то все, уже есть не будет. Помню, со съемок пришли ко мне – уже полдня прошло, а во рту ни росинки. У меня бутылка была редкой тогда "Старки". Вижу, плохо человеку. Выпить надо. Но и поесть тут же. А мама моя как раз сварила бульончик куриный. Выпил он рюмашечку и тут же аж две тарелки этого бульона съел. Порозовел сразу. Все, говорил, Вовка, спас ты меня… Он понимал сам о своем здоровье и часто говорил: "Долго я не проживу…" И поэтому в эти годы последние он мощно работал, действительно на износ.


Лицом к лицу. В клетчатой курстке стоит Мальцев, обращенные к нему Высоцкий и Говорухин

ВСПОМИНАЕТ ТЕТЯ. Девичья фамилия мастера спорта СССР и заслуженного тренера Украины по баскетболу Людмилы Яременко — Высоцкая, и это неспроста. Людмила Леоновна приходится двоюродной тетей известному поэту, барду, актеру. "Первый раз мы с Володей встретились, когда он маленький был — лет 7-8, а мне тогда было 16. Мы с ним по Киеву прогуливались,— вспоминает женщина. — Второй раз пару секунд в Москве виделись, когда я в Лужниках участвовала в 101-ой спартакиаде народов СССР. Он подошел, а у меня тогда разминка была — говорить не могла. И все". Людмила Леоновна считает, что их пути с Владимиром не сходились, ведь она не раз приезжала в Москву к Семену Высоцкому — отцу поэта, но ни разу там не видела Володи. Говорит, что ее двоюродный брат гордился сыном, но они были совсем разные — у Володи была своя жизнь, у его отца — своя. Артист постоянно находился в разъездах. "Помню, в Одессе была на соревнованиях, а там как раз снимали "Место встречи изменить нельзя". Мои девчонки его увидели, прибежали, кричат: "Мы видели, как снимают Высоцкого!" А я не знала даже, как с ним увидеться, — рассказывает Людмила Леоновна. — Позвонила на киностудию, там сказали, что его сейчас нет. А мы в Одессе только дня три были, так и не получилось свидеться".

Творчество двоюродного племянника Людмиле Яременко очень нравилось. "Его отец подарил мне шикарный двухтомник, который сам и издал, — поделилась с нами Людмила Леоновна. — Третий раз Володя меня уже не видел, только я его — на похоронах. Там выступали разные люди... Но единственное впечатление на меня произвела речь Михаила Ульянова — он очень честно и порядочно говорил. А все остальные — это болтуны. Знаете, я считаю, что он погиб из-за ТОЙ системы".

ПОКУПАЛ ЗА СВОЙ СЧЕТ БИЛЕТЫ ФАНАТАМ. Первое знакомство члена союза писателей России дончанина Иосифа Руховича с артистом Владимиром Высоцким состоялось в 1968 году. "Мы с другом поехали в Москву, тогда хотели попасть на Таганку, но это было практически невозможно — очереди за билетами были огромные. Мы подошли к служебному входу попытать счастья, — вспоминает Иосиф Рафаилович. — Вышел какой-то молодой парень (а в лицо я Высоцкого тогда не знал — он в кино еще не снимался), мы его спрашиваем: "А вы отсюда?" Он улыбается: "Я — отсюда". Мы его давай просить, мол, приехали из Донбасса, так хотим посмотреть Высоцкого, вся Украина о нем говорит, так хотим посмотреть, проведите как-нибудь. Парень нам и отвечает: "Ох, ребята! Не бывал я в Донецке, но мечтаю туда попасть". Он нас подвел к администрации и сказал, чтобы пропустили за его счет. Играли тогда спектакль "Галилео Галелей" с Высоцким в главной роли. И вот к нашему великому изумлению мы увидели того парня на сцене в роли Галилео".

Спустя некоторое время мечта Высоцкого осуществилась — он поехал с концертами по городам СССР и выступал на Донбассе. По словам Руховича, концерты Владимир давал по-сумасшедшему — по пять в день! Например, в городе Макеевка он выступал в ДК им. Кирова три раза подряд, после чего сразу же ехал в Донецк. "Высоцкий до того уставал, что тяжело было на него смотреть. К примеру, во время концерта Владимир спел песню и начал следующую — ту же. Забыл, видимо. Чувствует по реакции зала, что что-то не так. Переспросил кого-то, понял и говорит всем: "Ой, подумаешь! Сами сочинили, написали, сами другую и споем!" И с ходу начал петь под ту же музыку другие слова. Я не думаю, что они были заранее заготовлены, скорее всего — экспромт". После того концерта Иосиф Рухович подошел к Высоцкому, напомнил о давнем, немного смешном, знакомстве. "Мы чуточку разговорились. Я у него спросил, как он учился писать. Потом рассуждали, что этому не учатся, а просто пишут и все тут, — вспоминает Иосиф Рафаилович. — Я тогда только начинал в литературе и буквально всучил Высоцкому свои стихи. Он посмотрел: "О, — говорит, — так из этого можно и песню сделать!"

Высоцкий организовывал и квартирники — маленькие закрытые концерты для "посвященных". "Туда и я попал как-то, — говорит Рухович. — Владимир на таких вечерах не столько пел, сколько рассказывал. Помню, рассказал анекдот с нецензурной лексикой, но настолько прелестный и исполнил его очень замечательно — все смеялись".

ГРИМЕР "МАЗАЛ" СЕБЯ ПОД ВЫСОЦКОГО


По совместительству. Гриммер Семеныча "косил" под артиста — такие же усы отпустил

"Мы от грима еле дышим, а повинен в этом Гриша".

Такую эпиграмму во время работы на Одесской киностудии написал Гафт в адрес гримера Григория Волошина, который "перемазал", пожалуй, весь кинематографический бомонд.

Григорий Волошин сейчас на пенсии и любит вспоминать те суматошные и неповторимые встречи с актерами, которых мы любим.

Работал Григорий Евдокимович и с Высоцким. Тот во время кинопроб и подготовительных работ к фильму "совал свой нос" в работу гримера. Но уж потом – был послушным.

- Вы знаете, – улыбается Григорий Евдокимович, – вы ведь в фильме часто вместо Высоцкого видели меня…Я его часто заменял в общих планах, в полупрофиль. Он одновременнор снимался ив "Веротикали" и в "Коротких встречах". Не везде успевал. Так вот крупный план снимали с ним, а там, где мог, я его заменял. Мы были почти одного роста с ним. Он чуть пониже меня, но остальные актеры были гораздо выше и наше "чуть" было незаметным. Я отпустил бороду, как у него. Ну а уж загримировать "под Володю" мне себя было несложно.

В Терсколе есть водопад под названием Девичьи косы. Там шли очередные съемки. И Высоцкий был на месте, но очень уж не хотелось ему купаться в этой холодной воде (а он там в нише за водопадом должен был находиться), да и скользко – вдруг что случится, а ему еще сниматься и сниматься. Так вот там "купается" Волошин.

- Тогда же в Сванетии, в горной Грузии. – вспоминает Григорий Евдокимович, мне исполнилось 30 лет. Володя пел мне свои песни. – И тут же хитро улыбается": – Совмещал репетиции с моим подарком…

В "Коротких встречах" был эпизод, когда с Кавказа в \москву едет поездом герой Высоцкого. "Уезжать" Высоцкий должен был с ж\д станции, а группа вся в Красных Окнах (Одесская область). И чтобы успеть на московский поезд (дл\ фильма) пришлось гримировать актера прямо на ходу, в машине, которая не ехала со скоростью 80 км в час…

Полностью гримом занимался Волошин в фильме "Место встречи изменить нельзя". Высоцкий на пробах многое предлагал, дельное, гример часто с ни соглашался.

- Трудно было подобрать для Володи грим в фильме "Долгое проводы" (снимок). Типаж почти как в "Вертикали", но уже возрастной. Поэтому ту же бороду и лицо надо было сделать и таким же, и не таким.

- Вроде бы получилось, – говорит Волошин.

А вообще гримеру часто приходилось работать и оператором, и декоратором. И костюмеров во время съемок, особенно "горных" сцен. В вертолет много людей не помещается, а без гримера никак нельзя. Вот и был молодой парень Гриша "фигаро". Но ему все это очень нравилось.

Больше всего запомнился Высоцкий, когда в Алуште снимался он у Говорухина в эпизодической роли в фильме "Белый взрыв".

- Там Гурченко в главной роли была, – вспоминает гример. – К ней приехал поддержать и отдохнуть тогда еще ее муж Иосиф Кобзон. Высоцкий с Мариной Влади тоже приехал отдыхать. Но Говорухин не мог упустить такой шанс, чтобы хоть куда-нибудь не задействовать своего любимца. И опять же – командировку можно было Высоцкому оплатить… Они тогда парами такие были счастливые. Так здорово кутили… Володя был занят в фильме мало, часто просто пел, купался, с природой "разговаривал", как он умел…

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять