Текст: Виталий Андроник
Фото: Данил Павлов
Первый поехал: как открывали Бескидский тоннель
Репортаж с открытия тоннеля через Карпаты
"Мой след останется здесь навсегда", - подумал я, случайно вступив в плохо застывший цемент на площади рядом с Бескидским тоннелем.

Пока жду своей очереди, чтобы пройти рамку металлодетектора, мимо толпы проносится черный Hammer. "Стоп! Куди їдеш!", - выбегает с криком один из охранников. "Все нормально, це наші снайпери", - отзывается его товарищ.

Открывать тоннель приедет президент, поэтому всех тщательно проверяют, а на лесистом холме над площадью спрятались военные.

Бескидский тоннель построили за четыре года. Хотя собирались еще с 90-х. Это первый коридор через горы, который построила Украина. Его протяженность 1764 метра, вложили в него 2,9 млрд гривен. Совсем рядом, через 22 метра, находится старый тоннель.

Новый Бескидский тоннель начали строить в конце октября 2013 года
Тоннель в Европу
Впервые Закарпатье и Львовскую область соединили при Австро-Венгрии. Это было в 1886-м году, когда построили тоннель через Воловецкий перевал.
Он прослужил 132 года. По одноколейному тоннелю проезжало 47 пар поездов за день. Сто лет назад этого хватало. Когда Украина получила Независимость, связь других регионов с Закарпатьем выросла, да и увеличился товарооборот с Европой. Тоннель через Карпаты стал частью пятого панъевропейского коридора. Этот путь идет через Италию, Словению, Венгрию, Словакию, Украину и дальше в Азию.
Одной колеи не хватило. Поезда останавливались на развилке перед тоннелем и ждали, пока проедет встречный. Последние 56 лет в тоннель попадали грунтовые воды, разрушалась кладка.

Каждый день бригада из 18 человек закрывала тоннель на четыре часа и рубила лед, который намерзал на стенах. В некоторые дни из тоннеля вывозили 20-30 тонн льда
— главный инженер дирекции по строительству Бескидского тоннеля "Укрзализныци" Владимир Харлан
К работе над тоннелем стали готовиться в 2002 году - тогда стартовали переговоры с международными банками. ЕБРР согласился выделить 40 млн долл., ЕИБ - 55 млн евро. Посчитали и сделали проект. На тендер по строительству пришли компании из Украины, Кореи, Польши, Испании, Австрии, Швеции, Канады, Турции и Швейцарии. Летом 2011 года "Львовская железная дорога" заключила договор на проектирование и строительство тоннеля с украинской компанией "Интербудмонтаж". Работы начались в октябре 2013 года.
В селе Опорец праздник
"Ви реєструвалися?", – спрашивает мужчина нарядно одетую женщину с ребенком. - "Зачекайте, всі місцеві проходять в останню чергу, спочатку журналісти і запрошені".
К тоннелю начали подтягиваться жители близлежащего села Опорец. Для них открытие тоннеля – целый праздник.

Ось тут, де ми стоїмо був цілий комплекс для робочих. Це недавно його розібрали
бывшая уборщица стройгородка Мария Ивановна
Ее сын тоже работал здесь с 2014 года. Недавно он уехал на стройку в Италию. В Опорце практически у каждого в семье кто-то работал здесь, если не строителем, то уборщицей или поваром.

Железная дорога - чуть ли не единственный способ добраться до города отсюда. Из Опорца электричкой можно доехать в райцентр Сколе, во Львов, Мукачево, Стрый и Сваляву.

"Це дуже важливий для нас тунель", - говорит местная жительница Степания Грицовка. – Але і дорогу нам треба. Потягом-то можна їхати, а дорога у нас дуже важка", - жалуется учительница украинского языка.

Местных на открытии собралось немало. Вместе с чиновниками и рабочими они делают селфи на фоне тоннеля. Но ближе к полудню охранники отправляют всех назад на площадь.

Скоро приедет президент.

Хватит на 100 лет
Это первый тоннель, который построен Украиной. Этим он и уникален. Во времена СССР строились тоннели небольшой длины, 300-500 метров, говорит Харлан. Этот же - 1764 метра.
"Тоннель прокладывали взрывным способом. Где породы были мягче - использовали гидромолот. Сначала делали временное крепление, потом постоянное. Пока строили, нашли три места с разломами, которые надо укрепить, но все работы сделали достаточно успешно", - рассказывает Владимир Харлан. "
В "Интербудмонтаже" дают гарантию, что туннель проработает минимум 100 лет, и не меньше, чем старый австро-венгерский.
Пропускная способность нового тоннеля – 100 пар поездов в сутки. И вместо 15 км/ч поезд может ездить по тоннелю со скоростью 60-70 км/ч. В тоннеле есть пожарная сигнализация, видеонаблюдение, телефонная связь, освещение.

Старый тоннель решили сохранить как часть нового комплекса. Он будет использоваться для эвакуации людей в случае возникновения аварий.

Прежде всего тоннель будет использоваться для грузоперевозок. 60% экспорта в ЕС проходит именно через Бескидский тоннель. Но в "Укрзализныце" обещают, что и пассажирское сообщение с Закарпатьем улучшится. Из Львова в Ужгород хотят пустить "Интерсити".

Под трембиты и со священниками
"Идите расставляйте людей", - звучит откуда-то команда.
Вместо обещанного дождя печет солнце. Тот, кто поверил обещавшим дождь синоптикам, спасается от солнца под зонтом.

Строителей в ярко оранжевых комбинезонах сначала ведут в левую сторону, потом решают освободить проход для президента и всех рабочих перемещают вправо. Журналистов тоже пытаются максимально сдвинуть с дороги, по которой пройдет глава государства.
"Ленточка упала, ленточка упала!", - вдруг начала волноваться толпа. К тоннелю, где с утра натянули синюю ленточку, побежали железнодорожники. С первого раза закрепить ее не получилось, пришлось держать, пока не пришла помощь и ленточку все-таки закрепили. Официальное открытие задерживается. Людей опять начали отодвигать подальше от железной дороги.
Пока женщина в черном переставляла рабочих, небо загудело и из-за гор показались четыре вертолета. Они приземлились в 500 метрах от тоннеля. Через 15 минут включился большой экран на площади и ведущий сообщил о прибытии президента.
Петр Порошенко подъехал на поезде, но со стороны Закарпатья, где его ждала другая делегация из рабочих, руководства области и "Укрзализныци". Пока нам приходится наблюдать за Петром Порошенко с экрана.

Куда же без освящения. Установив скульптуру святой Варвары, покровительницы горняков и тоннелестроителей, местное духовенство в присутствии президента освящает тоннель. Заодно Петр Порошенко по ту же сторону открыл памятную табличку о запуске движения в тоннеле.



Поезд президента отправляется по тоннелю и прорывает синюю ленточку. Под звук трембит Петр Алексеевич проходит к стойке с микрофоном. Рядом появляются министр инфраструктуры Владимир Омелян, и.о. председателя правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов, председатель Львовской областной государственной администрации Олег Синютка, председатель Закарпатской областной государственной администрации Геннадий Москаль.

Президент долго говорит о важности тоннеля, поставив его по значимости рядом с Ассоциацией с ЕС. "Первые взрывы в тоннеле прозвучали в 2014 году…", - добавляет Порошенко и переходит к теме достижений в стране во время военных действий на Востоке.

"За эти годы, если бы перестал функционировать старый тоннель, Украина потеряла бы, по крайней мере, 1,5-2 млрд грн в год, а также возможность расширять наш экспортный потенциал", - позже коротко добавил Евгений Кравцов.
По команде президента железнодорожники запустили движение по новому двухпутному Бескидскому тоннелю. После фото с детьми Петр Порошенко сел на поезд, который подвез его к вертолету.
Первый поезд через новый Бескидский тоннель повез руду в Словакию. Местные кто пешком, кто на электричке отправились домой.

Опорец вернулся в свою обыденную тишину.