Украинская армия современна. Во время войны она претерпела реальные и ощутимые реформы. Армия стала более мощной, признанной в мире, подошла к стандартам НАТО. Но любая армия берет свое начало из традиций древности - французская от наполеоновской и войска франков, немецкая - от прусского войска и саксов, и так далее. Все армии несут в себе традиции. Украинская армия сегодня стала предметом споров. Кто-то говорит, что традиции украинского войска зародились во времена УНР 1917-1921 годов. Кто-то видит эти процессы еще в эпохе казачества 16-17 веков. А кто-то убежден, что традиции украинского воинства уходят корнями еще в древние времена Киевской Руси.

Но к чему же ближе сегодня украинская армия с точки зрения исторических традиций и побед? В День защитника Украины, который отмечается 14 октября, в праздник Покрова пресвятой Богородицы, традиционно почитаемой украинскими казаками как своей заступницы, мы решили разобраться, какой украинская армия может и должна быть.

В этом нам помог Алексей Руденко – глава «Геральдической палаты», доцент кафедры графики, преподаватель КПИ им. И.Сикорского, президент ОО «Департамент военно-культурной антропологии», Заслуженный художник Украины, который за деятельность по реформированию внешнего вида ВСУ в составе волонтерской группы «Новое войско» награжден медалью «За содействие вооруженным силам Украины».

День защитника Украины - традиции армии УНР
День защитника Украины - традиции армии УНР
«Если говорить с политической точки зрения, то именно в этом году Украина отмечает столетие восстановления государственности. И в этом разрезе можно отметить возрождение украинского войска. Ведь именно 100 лет назад в бурные годы украинской национально-освободительной революции 1917-1918 годов теми государственными структурами и было восстановлено украинское войско. То есть, украинское войско современности. И нынешние Вооруженные силы Украины являются правопреемниками Вооруженных сил Украины времен УНР, ЗУНР, то есть, всех государственных образований, возникших во время Украинской национальной революции 1917-1921 годов. Но, с другой стороны, ВСУ являются продолжателями традиций защиты родной земли еще от начала государственности - от времен, которые условно называют Киевская Русь. Почему условно? Потому что многие историки сегодня считают это название чисто канцелярским термином, который, по крайней мере, объясняет централизацию древнерусского феодального государства с центром в Киеве. Поэтому, соответственно, ВСУ сегодня являются потомками всех государственных формаций, которые переживали украинские земли на протяжении многих веков истории», - говорит Алексей Руденко.

К сожалению, по мнению Руденко, у многих украинцев нет четкой картины собственной государственности - корней истории собственной нации. В связи с этим существует много спекуляций и отсюда - крайностей. Одни историки рассказывают, что украинцы – самая древняя нация на Земле, от которой происходят все остальные. Это одна крайность. Другая - отрицание того факта, что население украинских земель является автохтонным и, соответственно, за многие сотни лет никуда не исчезало: это, собственно, и есть украинская нация, а все государственные образования, которые существовали на этих территориях - украинские.

Летопись армии

Украинская историография на простые вопросы дает сложные ответы. Киевская Русь - это украинская государственность? Наверное, да. А Великое княжество Литовское? Ведь Михаил Грушевский, как и другие историки, называли литовских князей именно «киевскими князьями литовской династии». Очевидно, это также украинская государственность. Сложнее - с государственностью Речи Посполитой. С одной стороны - это огромное государство со многими национальностями. А с другой - есть казацкая составляющая Речи Посполитой. То есть, козацкая Украина.

День защитника Украины - тысячелетние традиции
Древнерусский дружинник в пластинчатой броне
С одной стороны, политической, ВСУ являются потомками Вооруженных сил Украины периода национальной революции 1917 - 1921 годов, а с другой стороны, в смысловом понятии – Вооруженные силы современной Украины являются потомками славных воинов с традициями защиты родной земли времен древнерусского государства.
В следующем 2019 году будет отмечаться 370 лет от начала формирования Богданом Хмельницким украинского козацкого государства. Некоторые историки, как украинские, так и зарубежные, определяют этот период как "Украинскую казацкую республику". Ведь на тот момент посольства Хмельницкого были во многих европейских странах, равно как и послы других стран в республике Хмельницкого. Велась дипломатическая переписка. А значит, налицо признаки полноценного признания государства. То есть, в Украине не было и нет полного «отпадения» государственных институтов и, соответственно, института вооруженных сил. Пусть иногда это было фрагментарно, но с 16 по 18 века это имело место. Именно поэтому с конца 18 до конца 19 века шла очень мощная атака на украинскую государственность - как со стороны Российской империи, так и со стороны Австро-Венгерской.
Однако традиции украинского воинства не исчезли. Просто украинские военные служили в рядах разных армий. И тот факт, что подразделения украинских воинов, будучи в рядах враждующих армий, сталкивались друг с другом на поле боя, например, в Первой мировой войне, впоследствии стало решающим фактором для тесного объединения.

Это акт национальной трагедии - то, что украинцы воевали друг с другом в рядах разных армий. Но со временем это привело к тому, что в 1917-18 годах довольно быстро украинцы западной и восточной частей объединяются если не в единое государство, то в единый сознательный народ. Ведь на глазах украинцев распались две империи.

"Поэтому, с одной стороны, политической, ВСУ являются потомками Вооруженных сил Украины периода национальной революции 1917 - 1921 годов, а с другой стороны, в смысловом понятии – Вооруженные силы современной Украины являются потомками славных воинов с традициями защиты родной земли времен древнерусского государства.

И это подчеркивается визуально в той новой символике для ВСУ, над которой идет работа уже четвертый год подряд
", - отметил Алексей Руденко.

Оболочка, которая «проросла» внутрь

Новая униформа ВСУ, которая была представлена на параде в 2016 году в честь 25-й годовщины Независимости, изначально была воспринята без особого восторга, - как среди цивильных, так и, в большей степени, среди военных.

Однако все это в прошлом, и сегодня уже такого непринятия нет.

Эту униформу разрабатывала волонтерская группа. Но без поддержки государства, без поддержки, в первую очередь, Минобороны и руководства ВСУ, ничего этого бы не было.
Новая форма ВСУ на параде ко Дню Независимости Украины
Украинские офицеры в новой форме на параде в Киеве
Главной задачей волонтеров-энтузиастов было убедить руководство ВСУ, что реформы, изменения внешнего вида военных, которые соответствуют как традициям, так и мировым современным тенденциям - просто необходимы. И это было сложно. Ведь армия - это консервативный государственный институт, в котором сложно найти место демократии.

«Действительно, был элемент непринятия. Более того - нашим волонтерам угрожали, и не просто угрожали, а реальной физической расправой. Ведь советская пропаганда достаточно прочно укоренилась в сознании людей. И не только у старшего поколения, но и у младшего, через их родителей. Но этот процесс достаточно быстро сдвинулся с мертвой точки. Волонтерская группа «Новое войско» превратилась в большое сообщество, в частности, в соцсетях. И была солидарная работа военных структур, которые поняли необходимость таких реформ, неотвратимость изменений - они тесно сотрудничали. Нам позволили вести курс лекций военно-патриотического воспитания в армии. И в первую очередь такие лекции велись в тех подразделениях, в том числе, десантников, которые были на передовых позициях в зоне боевого столкновения с противником. Мы доносили, почему украинская армия нуждается в таких изменениях, аргументировали это историческими фактами. Тот факт, что период вхождения Украины в состав СССР рано или поздно будет признан оккупационным - неотвратим. Но это никак не отменяет подвигов наших отцов и дедов во время Второй мировой войны. Просто надо понимать: это констатация факта, что Украина находилась под оккупацией. И она там оказалась не случайно, поскольку в период 1917-1921 годов Украина имела свою государственность. Эта государственность была уничтожена преобладающим количеством военных сил России. И провозглашение Советского Союза, в котором якобы приняла участие Украины - это действия несамостоятельного марионеточного правительства «Советской Украины». Поэтому Вооруженные силы Советского Союза не могут быть учредителями и предтечей ВСУ. Прошло четверть века, прежде чем Украина поняла это. И сегодня людей, которые осознают это, все больше, особенно в рядах ВСУ», - отметил Алексей Руденко.

Мотивация легендарностью

Если сравнить встречи с руководством Вооруженными силами в 2014 году, когда буквально с боем приходилось продвигать любую идею и новые символы ВСУ, и сегодняшнее общение с армейским руководством, то сейчас военные сами приносят эскизы новой символики и наград.

«Дало о себе знать сотрудничество с командирами подразделений, солдатами и генералами. И в результате этого сотрудничества появились шедевры. Например, нашла воплощение идея присваивать военным частям, которые получили почетное наименование, еще и второй вариант флага. То есть, не тот, что по уставу, а мотивационное знамя части в знак того, что она получила почетное наименование. Этот флаг может быть произвольной формы, произвольного цвета или цветов, с символикой части», - рассказал Руденко.

24-я отдельная механизированная бригада получила почетное наименование «Имени короля Данила». И это стало еще одним фактором в разрушении советской, а теперь и российской пропаганды. На почетном флаге символика бригады, символика Галичины, цвета механизированных войск. Более того, бойцы 24-й бригады сразу начали себя называть «Королевская пехота», появился нарукавный знак и девиз «Militеs Regum» - «Воины короля». И это обсуждалось с солдатами и офицерами бригады.
Нарукавный знак 24-й бригады имени короля Данила
Нарукавный знак 24-й бригады имени короля Данила
Та же история с 93-й бригадой, которая получила почетное название «Холодный Яр». Изначально даже президент не хотел давать бригаде это название, поскольку, якобы, веяло «атаманщиной». Однако энтузиасты понимали, что речь идет об организованном сопротивлении, героизме и доблести.

«На эмблеме - холодноярский дуб и скрещенные гайдамацкие ножи. А еще - черный ворон - очень сильный образ, воспетый в литературе. И вместе с традиционной символикой украинских воинов - девиз на латыни. Поскольку мы настаиваем, что Украина - это часть Европы, а речь геральдики - латынь. И уже сегодня нет ни одного противника (этой идеи - Ред.), а даже наоборот», - говорит Руденко.

Неофициальное знамя бригады "Холодный Яр" - ворон, дуб и казацкие ножи
Неофициальное знамя бригады "Холодный Яр"
По словам Алексея Руденко, окончательно определились и с 30-й бригадой. Она будет носить имя князя Константина Острожского. Будет и соответствующий флаг - красно-черный, с эмблемой "прямо из печати" знаменитого князя. Образ князя Константина Острожского стал, кстати, основой для эмблемы украинских танковых войск. Ведь нынешние танковые войска - это правопреемники тяжелой рыцарской конницы. Как тут не вспомнить победную битву при Орше, где решающую роль сыграла тяжелая конница, которую повел в бой именно Константин Острожский. И хотя некоторые скажут, что, мол, это были польские войска - это неверно. Ведь при Орше сражался сводный отряд, где были и поляки, и литвины-белорусы и, конечно, украинцы. Основной удар по московским войскам тогда был нанесен именно тяжелыми конниками украинского князя Константина Острожского.

Тяжелая бронированная конница средневекового рыцарства, в том числе и украинского, в современном виде - это бронетанковые войска. И уже есть символика - рыцарская перчатка и пернач в ней. Кстати, этот образ в реальности уже испытал руководитель Генштаба ВСУ Виктор Муженко на недавних танковых учениях.

Оборотни и не только

Любая армия сильна традициями. И украинские реформаторы предлагают единую концепцию в преобразовании ВСУ: с точки зрения современной униформы - опираться на украинские войска периода национальной революции 1917-1921 годов, а с точки зрения эмблематики - на тысячелетние традиции украинского воинства в защите родной земли.

Однако, когда вводили новые эмблемы для рядов войск украинской армии, боялись, что возникнет путаница. Почему, например, оборотень вместо летучей мыши на эмблеме армейского спецназа? Или почему морская пехота не может оставить черные береты, а не надевать сине-зеленые? Все оказалось просто и одновременно достаточно сложно.

Служба спецопераций - это воины с особыми возможностями, особыми мощными человеческими способностями. Воины полумрака, воины сумерек, тумана
"Служба спецопераций - это воины с особыми возможностями, особыми мощными человеческими способностями. Воины полумрака, воины сумерек, тумана. Волк - это древний символ воина, еще со времен древней Руси, не говоря о периоде казачества. Поэтому "русских летучих мышей", унаследованных от Советского Союза - отвергли сразу.
А культ воина-волка известен издавна на территории Украины. И, кстати, один из офицеров ВСУ даже защитил диссертацию на тему "Культ воина-волка в украинской военной традиции". И эта работа стала мощным толчком ко внедрению эмблемы", - подчеркнул Руденко.

"Вовкулака", оборотень - символ спецназа ВСУ, Сил специального назначения
"Вовкулака", оборотень - символ спецназа ВСУ, Сил специального назначения
Действительно, еще со времен Киевской Руси оборотень считался мистическим, но вполне реальным существом, были постоянные упоминания о воинах-оборотнях, волхвах. Кстати, слово «волхв» происходит от немецкого «wolf» - волк.

Но, по словам Алексея Руденко, изначально эта идея не встретила понимания со стороны командования. Хотя рядовой и офицерский состав был полностью готов принять эту символику. Перед парадом в 2017 году состоялась встреча с командующим Службы специальных операций ВСУ генерал-лейтенантом Игорем Луневым.

«И волшебная сила убеждения, аргументации и доказательств - подействовала. Лунев дал согласие, даже больше, - процесс пошел бурно. С тех пор символ ССО - оборотень. В нем использована древняя украинская символика воина-волка и девиз, лозунг Святослава Храброго: «Иду на Вы». Это сочетание символики сработало замечательно. Более того - была основана специальная награда командующего ССО, утвержденная начальником Генштаба ВСУ. Это знак отличия в четырех степенях - «Иду на Вы», - рассказал Руденко.


Ректор Киевского военного лицея имени Богуна Игорь Гордейчук и начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко
Ректор Киевского военного лицея имени Богуна Игорь Гордейчук и начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко
Первый номер знака отличия «Иду на Вы» высшей степени получил Герой Украины Игорь Гордейчук, выдающийся человек, специалист, который сегодня возглавляет Киевский военный лицей имени Богуна. Сейчас дошло до того, что каждая часть в составе ССО хочет иметь свой нарукавный знак, свою символику и эмблему.
И об этом уже ведутся переговоры. Там будут также и почетные наименования. И одно такое уже получил 3-й полк ССО - он носит имя князя Святослава. А 8-й полк ССО, скорее всего, будет полком имени Максима Кривоноса. Уже готовится присвоение этого почетного имени.

Воинский ритуал и битва переубеждений

Украинскую историю возвращают Вооруженным силам. И от этого они становятся качественно лучше. Хотя эти признаки, на первый взгляд, внешние - форма, почетные имена, - но они являются свидетельствами глубоких внутренних процессов в украинской армии. Каждый год в День защитника Украины, 14 октября, люди вспоминают, почему именно этот день является знаковым, чем украинская армия отличается от других европейских армий, и чем, в то же время, схожа с ними. И вот тут возникает новый аспект: кроме символики геральдической есть еще и символика традиций духовности. Это - воинские ритуалы. Сегодня они - истинно украинские воинские ритуалы - тоже нужны ВСУ. Причем, речь идет о традициях не только запорожского казачества, но и более древних. Все сильнейшие армии мира имеют такие ритуалы и традиции, которые наряду с современным оснащением являются полноценным фундаментом войска.

Например, армия Великобритании. У нее фантастический набор традиций, начиная от мундиров валлийской гвардии с ее символом луком-пореем, (который, кстати едят все командиры, вступая в чин) и до королевских гвардейцев или бронетанковых частей.

Еще во многих армиях есть так называемые «живые символы» воинских частей. У Королевских фузилеров Уэльса - винторогий козел, у ирландской гвардии - огромные ирландские волкодавы. У подразделений морской пехоты США - бульдог. И таких много. Эти животные не просто символы, они официально служат в армии, получают воинские звания, выходят на парады, получают взыскания и поощрения и даже могут быть наказаны гауптвахтой. Над этим никто не смеется, ведь символ и ритуал в армии - это духовная связь с легендарными боевыми традициями.
В Украине просто напрашивается создание такого символа. Например, почему бы тем же бойцам Службы спецопераций, которые носят символ оборотня, не воспитать волчонка и не сделать из него свой символ украинского спецназа? Это совсем не ерунда, это вещи, которые мотивируют, укрепляют боевое братство. Наши солдаты должны чувствовать, что за их плечами стоят тысячелетние национальные воинские традиции.

Патриотизм - это гены плюс знания

На сегодняшний день уже есть приказ Генштаба, решение президента Украины о проведении в армии военно-патриотической, исторической работы. Важно и нужно учитывать, что такая работа - это не пустые слова, особенно в условиях современной российской агрессии. Ведь в армии РФ огромный штат людей, которые на уровне рот, батальонов, полков и дивизий проводят пропагандистскую "военно-патриотическую" работу, направленную на восхваление российской армии и "превращение" в мозгах солдат захватнических актов и военной агрессии в так называемые "наведение порядка", "помощь соседям" или "братьям" в защите от мифических "плохишей".

В этой связи символика, одежда, знаки современной украинской армии должны напоминать воинам о том, кто они и какие традиции должны нести.

По словам Алексея Руденко, трудно давалось, например, убеждение морской пехоты в том, что морпехи не должны носить черные береты, как это было в советское время, и как это сегодня происходит в России. Здесь, во-первых, нужно вспомнить, что решение о создании войск Украинской морской пехоты было принято еще в начале ХХ века украинской Центральной Радой, а воплощено гетманом Скоропадским. И сегодня наши морпехи имеют береты цвета морской волны. А на этом берете - чисто украинская эмблема, на которой крылья, якорь и меч гетмана Петра Сагайдачного, штурмовавшего в свое время Москву. В том числе и за это, и за морские походы против турок Сагайдачный был награжден золотым мечом характерной формы. Наконец, именно козаков Сагайдачного, которые успешно осуществляли морские операции (а сегодня это тактика морской пехоты), можно считать основателями традиций украинских морпехов. Причем это было раньше, чем основание именитой Королевской морской пехоты Великобритании, которая ведет свой официальный отсчет с 1644 года. Козаки Сагайдачного минимум на 30 лет раньше выполняли боевые морские операции, которым не было равных в то время. Хотя, почему-то, в мире считается, что традиции морской пехоты и ее тактика ведут начало именно из Британии.

Но вернемся к так называемой "неудобной" истории. Где гарантия, что в 17 веке часть британских морпехов не составляли украинские козаки? Ведь всем известны факты, когда подразделения украинские козаков в 16-17 веках становились самыми мощными военными формированиями в армиях разных европейских стран. Об этом вспоминают в первую очередь европейские исторические источники. А в Украине "забыли", поскольку советская пропаганда в свое время четко определяла эти военные подвиги, как "наемничество". Хотя на самом деле казаки отправлялись в европейские военные кампании по просьбам многих европейских монархов и князей для участия в многочисленных войнах и конфликтах. Кстати, относительно недавно стало известно, что в Испании на раскопках разрушенной дворянской виллы была обнаружена мозаика 17 века, которую назвали "Битва с таврами". На ней некий солдат в облачении европейского рыцаря сражается, а затем пленяет другого воина - в шароварах, с саблей, с голым торсом, усами и характерным чубом - "оселедцем", которые носили украинские козаки. И если о маврах в Испании знают, в том числе, и многие наши соотечественники, то о "таврах" - воинах с Таврии, юга Украины, - почему-то не помнят.

Увидеть легенду

Реконструкция исторических сражений - это одна из основ военно-патриотического воспитания современного солдата. Вряд ли в Великобритании, Франции или США найдутся военные, которые бы не знали о битве при Гастингсе, битве под Аустерлицем или битве при Веллифордж или при Геттисберге соответственно. Более того, солдаты не только посещают, но и активно участвуют в реконструкциях этих исторических баталий.

Армия - это срез общества. Есть такое понятие: «Национальная история, закрепленная в визуальных образах». В Украине, к сожалению, история не закреплена визуально, ведь исторические точки зрения в украинском обществе до сих пор формирует литература. Чуть меньше кино. И совсем мало - массовая культура. Но ни в одной из этих «голов» культуры нет достижений для закрепления визуальных образов. Люди из фильмов и благодаря воображению из книг как-то «видят» украинских воинов прошлого, но это восприятие сильно отличается от полного. А вот исторические реконструкции - это совсем другое дело. Если бы украинский спецназовец взял в руку казацкие саблю и пернач, или меч-«каролинг» времен древнерусского государства, или хотя бы «берданку» времен Первой мировой - ощущение причастности к славной истории украинского воинства было бы совсем другим. Сегодня же историческая реконструкция дело рук небольших групп энтузиастов. И сравнить, как это делается в Украине, с Британией или США пока нельзя. Речь, конечно, не о яркости и колоритности действ, а о масштабности и важности для общества.
Такие исторические реконструкции - это система безопасности самоидентификации «свой-чужой». То есть, наша или не наша история. Людей нужно убеждать, что это наша история, и показывать, как она выглядела. И нашим людям очень не хватает закрепления этого в сознании
Но речь не о зрелище. Точнее, не самом зрелище как таковом. Ведь это не шоу в развлекательном понимании.

«Такие исторические реконструкции - это система безопасности самоидентификации «свой-чужой». То есть, наша или не наша история. Людей нужно убеждать, что это наша история, и показывать, как она выглядела. И нашим людям очень не хватает закрепления этого в сознании», - уверен художник
Украине нужны мощные исторические проекты, в том числе при поддержке медиа и государства. Так, как это, например, делают те же ВВС или канал History, когда из разных подразделений войск выбирают участников военных реконструкций, «перевоплощая» их в образы реальных исторических сражений. И тогда у общества будет не просто закрепление визуальных образов. Военная победа станет частью масштабной акции, направленной на самоидентификацию. Если говорить о военной реконструкции в Украине, то не так важно, кто за какую армию будет идти в бой: казаки Хмельницкого или польские драгуны в битве под Збаражем, войско Святослава или половецкие войска. Это - часть истории Украины, легендарной военной традиции нашего народа. Военно-историческая реконструкция как явление должна быть поставлена на службу, в первую очередь, визуального закрепления в сознании. Понимания того, как выглядели древнерусские воины, козаки, воины УНР.

«Государство могло бы объединить все группы реконструкторов, внести объединяющий фактор. Например, в следующем году, как уже упоминалось, отмечается годовщина козацкого государства Богдана Хмельницкого. И было бы очень неплохо, чтобы была проведена масштабная и небывалая военная реконструкция той же битвы под Збаражем или заключения Зборовского соглашения, которое решило судьбу украинского козацкого государства. И роль военно-исторической реконструкции в этом еще не оценена до конца», - уверен Руденко.

Помнить о том, откуда мы и видеть, куда идем

Любая украинская пропаганда, или контрпропаганда (как ее не назови), сегодня должна быть прежде всего комплиментарной, поскольку в наше время появляются "исследования", которые одни и те же факты преподносят в диаметрально противоположных характеристиках. И это не современная выдумка. Так было и раньше. Например, козаки-характерники, которые сегодня уже стали легендой украинского воинства и образцом для подражания в сегодняшней армии. Можно с уверенностью сказать, что сами себя козаки так не называли: называть их так стали в документах «историки» и современники тех государств, с которыми воевали козаки. Характерник - это человек, который якобы продал душу дьяволу, что в 16-17 веках считалось страшным грехом. То есть, уже тогда существовала пропаганда, которая имела целью очернить славу украинских воинов. И сегодня антиукраинская пропаганда, направленная против украинской армии, фактически и фактологически ничем не отличается, а лишь усилена техническими средствами распространения.

Поэтому то, что происходит сегодня в Украине и в украинской армии, как одном из мощнейших государственных институтов - это новый этап духовной борьбы за независимость украинской нации, за свободу, самосознание. И День защитника Украины - фактор для объединения этой борьбы в единый комплекс.
Так какой же должна быть украинская армия в разрезе традиций от Киевской Руси до современности? Главное - наша армия должна быть не просто на 100% обороноспособной, а на те же 100% победоспособной. Украинские военные традиции должны помогать в этом. Современная украинская армия, насыщенная современной техникой и оружием, - это мощная сила с внутренним осознанием того, что она является наследником тысячелетних традиций воинов, защищавших украинские земли. Это, в первую очередь, набор ценностей. И уже сегодня украинские партнеры по НАТО видят в ВСУ не постсоветскую армию, а полноценную мощную военную силу. Доказательство - многочисленные международные военные учения НАТО, к которым привлекаются подразделения ВСУ. Именно эти подразделения становятся лучшими вот уже в нескольких совместных учениях подряд.
Так чего же сейчас не хватает украинской армии? Пожалуй, она имеет все, что необходимо, чтобы не просто развиваться, а стать одной из лучших в мире. Есть традиции, есть силы, есть признание. А главное, есть то, чего не хватает многим армиям - это война и опыт боевых действий. Война – горе любого народа, однако именно она всегда была тем фактором, благодаря которому украинские воины становились непобедимыми и составляли фундамент и опору для народа, такого же непобедимого и сильного духом. И именно сегодня создаются новые легенды, слагаются новые баллады о доблести и храбрости украинской армии. Армии, которая стала на защиту цивилизованного мира и, одновременно, показала, как можно восстать из пепла.