Лига чемпионов с самого начала задумывалась как турнир, приносящий хороший доход и участникам, и организаторам. Начинали с малого — с восьми команд, разбитых на две группы, победители которых сразу попадали в финал. Но постепенно Лига разрасталась: в 1994 году — до 16 команд, в 1999 м — до 32-х. Пожалуй, только однажды организаторы допустили просчет, придумав второй групповой турнир. Прибыльность стала падать, и ошибку исправили. С 2003 года Лига чемпионов не меняла свой формат. Но новое руководство УЕФА во главе с Мишелем Платини уже готовы провести некоторые реформы, направленные на поддержание слабых клубов, которым достаются лишь крохи с богатого стола, накрытого для грандов. Обговаривается новая система квот для стран, а вот сам формат турнира менять не собираются.
УЕФА зарабатывает на Лиге чемпионов очень много, и в первую очередь от реализации телевизионных прав и спонсорских пакетов. Клубам передается 75 процентов от общего дохода. В минувшем сезоне клубы-участники ЛЧ получили в сумме $817,6 млн!
"СОЛИДАРНОСТЬ". Еще 25 процентов уходят на оплату организационных и административных расходов, и так называемые "выплаты солидарности": всем странам, и представленным в ЛЧ, и нет, УЕФА выделяет некую сумму на развитие юношеского футбола. Самая большая "солидарность" в прошлом сезоне досталась Англии — $9,2 млн. Украине — $765 тыс. (542 тыс. евро). А меньше всего — по $234 тыс., заплатили самым маленьким, вроде Сан-Марино. Общая сумма "выплат солидарности" — $61 млн.
ЗА ПОБЕДЫ. У клубов, играющих в ЛЧ, есть гарантированные призовые. В прошлом сезоне только за участие каждому полагалось два миллиона евро ($2,8 млн). А еще — бонусы за матчи, за победы, за выход в следующую стадию, которые достигают $9,9 млн за победу в финале.
ЗА ДОЛЮ РЫНКА. Вторая часть призовых денег — она составляет примерно половину — зависит больше не от спортивной части, а от коммерческой. Доход каждого клуба в этом разделе зависит от удельного веса его национального рынка, числа участников от ассоциации, позиции в национальном первенстве в предыдущем сезоне, а также количества матчей в Лиге. Здесь у УЕФА градация более размыта, по окончании сезона просто объявляется, кому сколько полагается. И не всегда впереди в этом списке победитель турнира.
Наибольшие призовые за "долю рынка" в прошлой Лиге чемпионов получил "Интер" ($28 млн). Второе место — у ПСВ "Эйндховен" ($27 млн), третье — у "Ромы" ($26,7 млн). Украинский рынок оценили очень скромно: "Шахтеру" выплатили 483 тысячи евро ($682 тыс.), "Динамо" — 437 тыс. ($617 тыс.). Хуже показатели только у болгарского "Левски" — ($231 тыс.). У россиян дела чуть лучше: "Спартак" — $861 тыс., ЦСКА — $951 тыс.
Рейтинг групп ЛЧ-2007/08 по суммарной стоимости игроков команд, составленный по оценке немецкого портала Transfermarkt.de
"ПО РЕЙТИНГУ КРУЧЕ ЛЧ ТОЛЬКО БОИ КЛИЧКО"
Президент "Поверхность-ТВ" Виктор Самойленко — о "кухне" трансляций матчей Лиги чемпионов в Украине
— Как начиналось ваше сотрудничество с УЕФА?
— Все это произошло совершенно случайно, когда мы занялись телевидением, как продакшн-компания. Это было уже больше десяти лет назад. Финансирование Национальной телерадиокомпании государством было недостаточным, и они предложили нам подключиться к проекту Лиги чемпионов, чтобы компенсировать его каким-то образом за счет рекламы, спонсорских денег. Так мы стали их партнерами и партнерами УЕФА. Ну а после, с периодичностью в три года, выигрывали тендеры на право показывать Лигу в Украине, уже имея опыт производства трансляций (режиссеры и операторы прошли специальное обучение в Англии), изучив формат показа. Все домашние матчи украинских команд мы снимаем собственными силами.
— За десять лет цена за право показывать ЛЧ наверняка возросла...
— Безусловно! Насколько я помню, десять лет назад это стоило что-то в пределах 200—300 тысяч долларов. Сколько сейчас? Не могу вам назвать сумму, это конфиденциальная информация. Скажем так: это очень существенная сумма. И как правило, такие дорогостоящие проекты убыточны для телеканалов. Это больше дело их имиджа. Идеально, если матчи с участием команд твоей страны показывают общенациональные каналы, а все остальные игры — специализированные спортивные каналы, включая платные.
— Зависит сумма от того, играет ли команда твоей страны в Лиге чемпионов?
— Раньше, до прошлого сезона, за каждую команду твоей страны, которая прошла в групповой этап, нужно было доплачивать. Сейчас сумма фиксирована изначально.
— УЕФА оговаривает количество рекламы от спонсоров ЛЧ и локальных компаний?
— Да, есть четкие рамки, которые действуют для показа Лиги во всех странах мира. Если общее время на рекламу до матча в перерыве и после матча — 24 минуты, то пять из них — для рекламы спонсоров УЕФА. Причем обязательно она идет первой в блоке. За этим очень строго следят, и в случае нарушения — незамедлительно последуют санкции вплоть до лишения лицензии. Все трансляции ЛЧ для УЕФА мониторят независимые компании и предоставляют полный отчет. Следят за качеством картинки, уровнем комментария, рекламой... К счастью, за все время нашего сотрудничества глобальных ошибок мы не допускали.
— Какой из украинских каналов будет показывать матчи, решаете вы?
— Да, мы объявляем тендер, а выигравшие телекомпании становятся обладателями сублицензий.
— Почему в этом году впервые Лигу показывает не УТ-1?
— До 15 июля в УЕФА нужно было предоставить определенные финансовые гарантии, которые Национальная телекомпания сделать не смогла. Тендер выиграли два других канала — "1+1" и ТРК "Украина". Но это не значит, что теперь они будут постоянными вещателями. В следующем году снова будем объявлять тендер. УЕФА заинтересован в том, чтобы Лигу показывали крупные каналы, с хорошим рейтингом, с большой территорией покрытия.
— Какие требования к "картинке"?
— Съемка должна вестись минимум тринадцатью камерами. Ровно в 21.30 на экранах должна появляться заставка Лиги чемпионов, потом блок рекламы...
— Если сравнивать рейтинг трансляций ЛЧ с другими спортивными программами, которые идут на каналах, превосходство большое?
— К сожалению, цифры я вам назвать не могу. Мониторинг программ на наших каналах "Спорт-1" и "Спорт-2" будет вестись со следующего года. Опыт показывает, что №1 по рейтингу — трансляции боев Кличко, ну а дальше — матчи ЛЧ с участием украинских команд.
ДОСТИЖЕНИЯ НАШИХ