1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №148 (403) за 11.08.99

МОЛОДОСТЬ МАСТЕРА

Квартира Флориана Юрьева в типовой "хрущевке" -- это и его жилище, и лаборатория, и мастерская. На стенах -- картины. Символы на них легко распознаваемые: крест -- символ покаяния, искупления, возрождения, черный круг -- знак смерти, Хиросимы, Чернобыля.


Скрипка - это не только красивый звук.
Но и сложная конструкция
Юрьев -- художник. Но многие из его картин остались только в репродукциях. Оригиналы были уничтожены по приказу "свыше" как раз в те времена, когда боролись с генетиками, кибернетиками и абстракционистами. Та же судьба постигла и его видеоклип, первый в истории отечественного телевидения. Он был снят Юрьевым в 60-е годы на шестнадцатимиллиметровой кинопленке (видео еще не существовало), когда цвет только начинал пробиваться на "голубой экран". Перед зрителем словно оживали стихи Шевченко, Маяковского, Костенко. Юрьев организовывал концерты, в которых объединял музыку, свет и цвет. Флориан Ильич задумал свой "Светотеатр" еще когда проектировал конференц-зал Института информации (прозванный киевлянами "летающей тарелкой").

Юрьев -- архитектор. За свою "летающую тарелку" он получил приз "За новаторство в архитектуре". Но светодинамическую установку там так и не смонтировали. Флориан Ильич продолжал творить уже на стезе мемориальной монументалистики. В соавторстве со скульптором Борисом Довганем они создали более ста работ -- мемориалы погибшим воинам, памятники деятелям культуры на Байковом кладбище и репрессированным художникам на территории академии.

Тему музыки, света и цвета Юрьев продолжал развивать как ученый. Десять лет пролежала в ЦК КПУ его книга "Музыка света" с ярлыком "попытка научного обоснования абстракционизма". А после того, как стараниями редактора Немировского книга была напечатана была запрещена к распространению в СССР. Тираж новой работы Юрьева "Цвет в искусстве книги", разошелся моментально. "Идеологи от искусства" нашли "криминал" в его докторской диссертации "Цветовые качества художественной информации" и не допустили к защите.

Тем временем Флориан Ильич занялся исследованиями в области оптики и доказал, что цветное зрение обеспечивается двумя цветовыми каналами и одним черно-белым. Когда же он подготовил результаты к публикации и представил их академику Марчуку, тот начертал резолюцию: "Категорически запрещаю публиковать этот бред." Ну а через десять лет английские ученые, разрезав зрительный нерв, обнаружили там два цветовых канала! И получили за это Нобелевскую премию.

И все-таки, признание приходит к мастеру. Пусть несколько запоздалое и не столь громогласное. Профессора Принстонского университета, чуждые идеологической зашоренности, увлеченно слушали лекции нашего земляка по колористике. В 1998 году имя Флориана Юрьева внесли в два престижных справочника -- "Международный директорий выдающихся вкладов в современное общество" Американского биографического института и энциклопедию "Кто есть кто из интеллектуалов" Международного биографического центра в Кембридже. В этих изданиях подтверждены достижения Юрьева в области живописи, архитектуры, полиграфии, научной колористики, музыки и музыкальной акустики.

Чуть было не забыл главное. Юрьев -- музыкант, скрипичный мастер, Президент Всеукраинской ассоциации мастеров-художников смычковых инструментов. И в этой своей работе он -- новатор. Многолетние поиски и эксперименты привели Юрьева к принципиально новой конструкции инструмента. Ведь только на вид скрипка кажется простой. На самом деле это сложное устройство, состоит примерно из 70 деталей. От каждой из них зависит самое главное качество скрипки -- ее звучание. Новаторство Юрьева коснулось как внешнего вида царицы инструментов, так и ее внутреннего построения. Мастер не боится скепсиса и неприятия ортодоксальных коллег. Уверенность дают многолетние эксперименты и авторитет мастера международного класса. Именно Юрьеву доверили "опекать" скрипку Паганини во время "гастролей" легендарного инструмента в Киеве.

...Мастер дает мне подержать свое новое детище. Это еще не покрытая лаком, как говорят, "белая" скрипка. В ней нет привычных изысканных "барочных" контуров. Нижняя дека с ложбинкой посредине плавными линиями и изящной "талией" (вместо традиционных
"эсов") напоминает женскую спину. Как архитектор, Юрьев считает такую "арку" более упругой. Новая конструкция делает стабильными акустические свойства инструмента. Продолжается работа Юрьева в экспертной комиссии Министерства культуры, в Ассоциации скрипичных мастеров. Впереди -- новые инструменты и научные публикации, подготовка конкурса мастеров смычковых инструментов.