1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №193 (196) за 08.10.98

ГЕНЕРАЛ СБУ ВАСИЛИЙ ГОРБАТЮК: "ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПРИНИМАЮТСЯ ЖЕСТКИЕ, НО КРАЙНЕ НЕОБХОДИМЫЕ"

Служба безопасности Украины. Какая она сегодня? Соответствует ли ее внутреннее содержание и действительный характер деятельности тому имиджу, который сложился в обществе? С чем связаны организационные и кадровые изменения, произошедшие в последнее время в этой Службе?

Эти и другие вопросы возникают у тех, кто хоть иногда задумывается о судьбе Украины.

Понятно, что в силу специфики работы большая часть функций СБУ осуществляется, как говорится, в спектре невидимости, секретности, без чего, собственно, и невозможна деятельность любой спецслужбы. Хотя представители СБУ неоднократно официально заявляли, что их организация не является каким-то тайным орденом, а они открыты для общества настолько, насколько это возможно, все же хочется еще и еще раз убедиться в этом.

Сегодня вопросы нашей газеты -- первому заместителю Председателя СБУ генерал-лейтенанту Василию Горбатюку.

-- Василий Степанович, много говорилось, писалось, обсуждалось в средствах массовой информации об изменениях, причем существенных, в структуре СБУ, ее кадровом составе. Трактовки происходящего различны. Кое-кто связывает это с приходом в Службу нового руководства, перед которым якобы поставлена задача "успешно обеспечить" предстоящие президентские выборы. Хотелось бы знать и Ваше мнение: что же все-таки происходит в украинской спецслужбе?

-- Понимаю "подоплеку" Вашего вопроса. Действительно, существует мнение, распространяемое прежде всего вашими коллегами, что реорганизация СБ Украины обусловлена сменой Председателя Службы безопасности, соображениями "большой политики".

Подобный взгляд отражает чисто внешний аспект, он не учитывает причинно-следственных связей происходящего.

Необходимость новых подходов в организации деятельности Службы безопасности Украины вытекает прежде всего из логики семилетнего опыта государственного строительства, динамичных изменений во внешней и внутриполитической сферах, социально-экономических отношениях и вопросах государственного управления. В первую очередь мы исходили из утверждения многовекторности внешнеполитического курса страны, формирования национальных интересов и системы безопасности молодого государства, укрепления демократических институтов. Сюда бы я отнес также процессы политической структуризации и открытости общества, развития многоукладности экономики, рыночных отношений и современных информационных технологий.

В то же время нельзя не видеть, что государственное строительство сопровождается негативными тенденциями, связанными с кризисными явлениями и тенизацией экономики, социальной напряженностью и увеличением количества проявлений террористического характера, другими реальными угрозами национальной безопасности.

Не надо быть профессионалом, чтобы понять: речь идет о коренных отличиях условий прошлых лет от нынешних реалий, в которых приходится работать органам и подразделениям СБ Украины. Однако по мере возрастания масштабов и важности задач деятельность Службы еще до недавнего времени осуществлялась в устаревших организационных формах, часто на основе провозглашения приоритетности задач и призывов к более тесному взаимодействию подразделений, без соответствующих качественных изменений их структуры, функциональности и четко определенной ответственности.

-- Это затрагивало систему управления Службы безопасности в целом или только ее отдельные направления деятельности?

-- Если бы только отдельные направления - достаточно было бы внести локальные коррективы. А тут проблема комплексная, которая требовала усовершенствования системы управления в целом. Именно из-за ее недостаточной рациональности и гибкости некоторые оперативные подразделения часто действовали в параллельном режиме, дублировали друг друга. В частности, на таких направлениях работы, как контрразведывательная защита экономической сферы, вскрытие механизмов теневой экономики, противодействие терроризму и др. происходили заметные "накладки" оперативных мероприятий, а иногда и распыление сил.

Мы пытались "уладить" нестыковки между подразделениями, но это всегда заканчивалось благими пожеланиями. В такой ситуации появилась угроза разбалансирования единого организма Службы безопасности, снижения уровня управления по линиям ответственности. Такое положение дел, а главное -- динамичные и масштабные изменения оперативной обстановки, несущие в себе реальную угрозу национальной безопасности, обусловили, к примеру, решение о создании Департамента контрразведывательной защиты экономики государства. В силу приоритетности этой задачи для СБ Украины в целом указанный Департамент определен головным в системе Службы безопасности по внедрению стратегии и тактики защиты национальных экономических интересов, раскрытию и пресечению преступлений, непосредственным объектом которых является экономическая безопасность государства.

-- Наряду с должностью первого заместителя Председателя СБУ, Вы являетесь руководителем созданного Департамента информационного обеспечения и управления оперативно-служебной деятельностью, который Председателем СБ на недавнем брифинге назван штабным. Каковы функции этого Департамента?

-- Это тоже результат наших размышлений о необходимости приведения информационной деятельности в соответствие с велением времени. Анализ работы на таком важном направлении подводил к логическому выводу, что существующая структура информационных потоков не способствовала высокому качеству исходящей в органы власти аналитической продукции и полному обеспечению информационных потребностей оперативно-служебной деятельности. В значительной степени это было связано с разобщенностью информационной системы, и иногда приводило, так сказать, к недостаточной прогнозичности нашей аналитической продукции, дублированию, а то и к ошибкам. Необходимость упорядочения информационных потоков диктовалась также значительно возросшим количеством и сложностью заданий по информированию высших органов власти, требующих решения в оперативном режиме. Замечу, что и тут в двери стучалась проблема разграничения полномочий и строгой ответственности подразделений, их кадрового наполнения. Выделю в этой связи информационно-аналитическое управление, в котором сегодня сосредоточены лучшие эксперты Службы безопасности, в том числе доктора и кандидаты наук. Именно им доверяются наиболее сложные, комплексные аналитические исследования, касающиеся угроз национальной безопасности в экономической, социальной, военной, научно-технологической и других сферах. Что же касается моего Департамента, то Председатель СБ Украины действительно условно назвал его штабом Службы безопасности. Условно потому, что само его название уже свидетельствует не о рутинности, а о действенности и целенаправленности работы. Ведь речь идет об информационном обеспечении оперативно-служебной деятельности и управлении ею.