1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №226 (978) за 09.10.2001

ЕСТЬ В КИЕВЕ МЕСТА, ГДЕ ЕЩЕ НЕ СТУПАЛА НОГА ЖУРНАЛИСТА

Машинист заранее предупреждает, что на выход нам дается 5 секунд... Поезд тормозит в тоннеле. Выходим с фотокором на платформу. Состав проносится мимо, и мы оказываемся в темноте. Где-то над нами Сенной рынок, до поверхности около сотни метров. Мы -- на будущей станции метро "Львовская брама" -- пожалуй, единственном объекте в городе, где еще не ступала нога журналиста.

Осматриваюсь по сторонам -- жутковато. Платформа освещена пятью тусклыми фонарями, над нами нависает огромная железная стена. С провожатыми мы идем по узкому железному мостику. Метров через 30 сворачиваем налево в тоннельное ответвление, полукруглый свод которого напоминает пещеру.

По дороге нам объясняют, что на станции есть дежурная, которая работает под землей 12 часов. Она-то и покажет все. Поворот направо -- и мы в просторной комнате. Освещение, как в обычной квартире, даже на минуту забыл, где я. В углу холодильник, чайник, на столе несколько вазонов. Немного завяли от подземной жизни.

-- А вы кто такие? -- удивляется Наталья. -- А-а-а, корреспонденты... Понятно. Нет, мне не страшно, веду учет, кто приходит, кто уходит. Чего мне бояться? Люди тут часто бывают. Перед вами приезжали сантехники, попозже прибудут электрики. Разные службы по графику проводят осмотры, плановые работы. Скучать не приходится. Когда полным ходом шла стройка, ежедневно приезжали 30--40 рабочих.

Возле комнаты дежурной еще 27 служебных помещений на двух этажах. Пока пустуют.

-- Это еще мелочи, пошли -- я вам станцию покажу, -- предлагает Наталья, захватив два фонаря (один протягивает мне).

Перед тем как выйти на платформу, ждем, пока проедет поезд. Пассажиры, тыча пальцами, удивленно разглядывают нас сквозь окна. Наталья открывает двери -- и мы попадаем в вестибюль станции. Темно, как в танке, посредине, правда, рассеивается слабенький свет. Естественно, мрамора и кафеля тут еще нет: массивные колонны, ребристые полукруглые потолки. Ощущение, что находишься в огромном склепе. Через каждые 2--3 минуты проезжают с грохотом поезда.

Освещая путь фонарями, идем в конец зала станции. Со стороны Лукьяновки -- глухая стенка, на полу валяются несколько бетонных блоков, какие-то железяки, окурки.

-- Это от строителей осталось, -- объясняет Наташа.

Со стороны "Золотых ворот" перелезаем через ограждение, фонари выхватывают из темени строительные леса. Дальше -- яма, в которую монотонно с потолка капает вода. Именно в этом месте будет начинаться эскалатор. Спускаюсь по ржавой лестнице еще глубже, на крохотную площадку, дальше идти нельзя -- вода. Вокруг большие электромоторы, трубы, решетки. Здесь, по словам нашей проводницы, будет камера для эскалаторов. Направляю фонарь на подплатформенное помещение -- пусто, хоть бы крыса прошмыгнула.

Поднимаюсь наверх. Руки замазал ржавчиной. Оказалось, и на стометровой глубине бывают умывальники и даже туалет...

-- Пробраться из-под земли на Львовскую площадь нельзя, -- рассказывает Наталья. -- К строительству тоннеля для эскалаторов еще не приступали. Построено то, что видите. Но и от такой станции есть своя польза. Стены вдоль платформы поставлены на случай пожара. Расстояние между "Золотыми воротами" и "Лукьяновской" большое. Не дай Бог, загорится поезд. Тогда машинист сообщает о случившемся дежурному. Тот открывает двери. Поезд останавливается на "Львовской браме". Пассажиры переходят в вестибюль, оттуда -- на другую платформу. Все двери закрываются. Вызываем второй поезд и он увозит всех со станции.

Возвращаемся на противоположную платформу. Выехать отсюда можно только в направлении "Золотых ворот". Дежурная уходит, чтобы "заказать" нам по телефону поезд.

Состав останавливается, и мы, на удивление пассажирам, забегаем в вагон. У одного дедули аж челюсть отвисла:

-- О! А вы откуда взялись? Это ж надо, станцию еще недостроили, а они уже катаются...

Р.S.: Строительство костяка станции "Львовская брама" фактически завершено в 1996 году, сообщили нам в техническом отделе ОАО "Киевметрострой". Сейчас объект "заморожен", поскольку окончательное обустройство станции под землей должно выполняться параллельно с наружными работами. Средства на это нужны немалые, только 4 эскалатора обойдутся в 5 млн. долларов, а нужно установить еще четыре. Проектанты до сих пор не определились, будет ли станция пересадочной. Если "узлу" все-таки быть, придется строить второй выход. Но если верить заявлениям чиновников, первых пассажиров "Львовская брама" примет в 2004 году.