1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №45 (1093) за 26.02.2002

ПЛАНЕРИСТКА КЛЕПИКОВА МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ "ЩЕЛКАЛА", КАК СЕМЕЧКИ

"Я уже и не помню, сколько у меня мировых рекордов. Последний был в 1940-м", -- сказала Ольга Клепикова, как о чем-то обыденном. Во всем мире 12 лет не находилось мужчины-пилота, который смог бы превзойти рекорд планеристки. В войну же Клепикова была единственной в стране летчицей-испытательницей боевых самолетов.

"ЛУЧШЕ БЫ ТЫ, ДЕВУШКА, НА ТАНЦЫ ПОШЛА"

В авиацию она пришла, когда еще не было знаменитого полета Чкалова, и самолеты вскружили головы тысячам советских юношей и девушек. Но сначала училась в ФЗУ, работала токарем на оружейном заводе, где получала по карточке самую высокую норму хлеба -- 400 граммов в день. В 14 лет девочка впервые увидела самолет (это был учебно-тренировочный У-2). Стирала на речке белье, когда услышала шум над головой. Оля удивилась, как эта штука держится в небе и не падает. С тех пор она решила: "Буду летать!"

Оле повезло -- в 1930 году на заводе объявили набор в аэроклуб. Клепикова отправилась туда, но ей отказали -- слишком худая. "Лучше бы ты, девушка, на танцы пошла", -- советовали ей летчики.

-- Еле упросила, -- рассказывает Ольга Васильевна. -- С тех пор каждый день по 8 км бегала к самолетам за город. Мне выдали военную форму, учили стрелять. Потом отчислили. Мол, отстала в учебе -- все занимались уже практически, я теорию догоняла.

Но Оля была настойчивая. В аэроклубе смирились: "Раз у нее такое сильное желание, пускай летает на планерах". В планерном кружке Клепикова была одна девушка среди 40 парней. Инструкторы никому поблажек не давали, но ребята оберегали Олю и при ней даже не "выражались". Свой первый полет Ольга Васильевна так и не запомнила. Ведь сначала делали пробежки с планерами, подлеты на метр, потом -- выше.

В 1933 году Клепикову послали в Москву в летную школу. Там ее назначили старшиной слета -- командовала планеристами Московской области (полусотней парней). Осваивали сложные полеты -- слетали с горы, разворачивались обратно на холм. Многие юноши не управлялись, разбивали планеры. Ольга тоже несколько раз "отличилась". Однажды приземлилась в огороде. Сбежались ребята и на глазах удивленной хозяйки на руках вынесли планер из картошки.

Потом был центральный аэроклуб в Тушино. Клепикову назначили инструктором, но Оле не нравилось учить юных планеристов. Из окна кабинета девушка смотрела на аэродром -- хотелось в небо.

СОВЕТСКАЯ ПЛАНЕРИСТКА ПЕРЕЩЕГОЛЯЛА ЛЮБИМИЦУ ГИТЛЕРА

-- Когда же мне разрешили летать, от мужиков я не отставала, -- рассказывает Ольга Васильевна. -- А рекорды "щелкала", как семечки. Первый мировой установила в 1934-м -- пролетела 52 км.

В 1938 году Клепикова, пролетев 380 км, побила мировой рекорд (349 км), из-за чего было много шума в прессе -- о девушке написали в отечественных и зарубежных газетах. Советская планеристка утерла нос немке Ханне Рейтч -- шеф-пилоту Гитлера. После полета у Оли поинтересовались о ее мечте. Она ответила: "Сравнять мужские и женские рекорды". Заявление было дерзким -- мужчины уступать не собирались.

-- Они тренировались на планерах РФ ("Рот-фронт") конструктора Антонова. А девушкам разрешали только на учебных, -- рассказывает Клепикова. -- О каких новых рекордах могла идти речь? Учебные же, как топоры, взлетев, сразу же норовили упасть. Я попросила нашего руководителя Расторгуева: "Пустите и нас на "Рот-фронт". А он мне: "Вот полетаешь, Клепикова, лет 20 на учебных, тогда разрешим".


Справка "Сегодня" Весной 1937 года пилот Виктор Расторгуев на планере конструктора Г. Грошева совершил ряд полетов на дальность, которые официально зарегистрировали как мировые рекорды: 539 км, 602 км, 652 км.


Вскоре на "Рот-фронт" пустили девушек. По словам Ольги Васильевны, планеры были такими легкими, что казалось, летишь сама. На новом аппарате Клепикова делала фигуры высшего пилотажа. Получались у нее и сложные -- перевернутый полет, два витка штопора.

В 1940-м Ольга выступала на празднике авиации на одноместном планере Яковлева УТ-1, на параде в Тушино выполнила сложный полет -- летела на длинном тросу за самолетом ТБ-1 посредине 12-и планеров.

ИЗ-ЗА ЛЮБОПЫТСТВА ЧУТЬ НЕ РАЗБИЛАСЬ

Перед абсолютным мировым рекордом девушка, вроде бы, и не настраивалась на победу. На вопрос журналиста "Куда бы вы хотели полететь?", она пошутила: "Сяду где-нибудь за Москва-рекой и до вечера не буду давать телеграмму. Пускай все думают, что я далеко-далеко". (Планеристы садились поближе к населенному пункту, чтобы сразу же сообщить на аэродром о местонахождении).

Клепикова улетела, и почти сутки от нее не было ни слуху ни духу. В аэроклубе начальство места себе не находило, больше всех волновался Антонов. "Не иначе как разбилась -- не сидит же она за Москва-рекой", -- нервничали в Тушино. Утром следующего дня пришла телеграмма. Посмотрели откуда -- из Сталинграда. Не поверили.


Справка "Сегодня" 6 июня 1939 года на планере О. Антонова РФ-7 Ольгой Клепиковой был установлен абсолютный рекорд дальности полета. Стартовав в 10 утра в Москве, спортсменка приземлилась в 18 ч. 45 мин. в районе Сталинграда, покрыв расстояние 749,2 км. Только через 12 лет рекорд Клепиковой побил американец Джонсон, пролетевший 860 км.


-- Сначала я думала сесть возле Рязани -- час на одном месте крутилась, пока восходящий поток не появился. Внизу была река с зарослями, земля долго не прогревалась, -- вспоминает планеристка. -- Потом оказалась ни к чему карта, она была рассчитана на 400 километров. А возле одного города мне так понравился аэродром, что захотела на него приземлиться. Передумала.

Рекорд Ольги Клепиковой был бы выше, но планеристка ошиблась. Подвели девушку любопытство и те же восходящие потоки, ослабившиеся к вечеру. Увлекшись красивой деревней, Оля спустилась ниже. Место оказалось "гиблым". Деревня была в обрыве. Планер потянуло вниз, а сесть некуда. Девушка попыталась взобраться обратно на гору (все равно погибать). Развернула планер на 180 градусов, разогналась и резко потянула на себя ручку. Выскочила наверх и... села на краешке обрыва.

Сбежались люди, оттащили планер. Оказалось, колхозники, увидев "небесную гостью", прервали партсобрание. А телеграмму из деревни отправили почему-то только в 11 вечера, да и то в Сталинград -- сначала связались с военными.

"УСТАНОВИТЬ РЕКОРД -- РАЗ ПЛЮНУТЬ!"

Утром о полете Клепиковой узнала вся страна. Когда об этом объявили по радио, уже не рекордсмен Расторгуев спал крепким сном. Жена его разбудила: "Вставай, твой рекорд побили". "Кто?" -- спросил планерист. "Угадай" -- съязвила супруга. Расторгуев назвал всех, кто, по его мнению, мог это сделать. Про Ольгу даже не вспомнил. Узнав, что его перещеголяла Клепикова, пилот выругался: "Ух, черт!.." и пораженный новостью, снова завалился на подушку.

Специально для Ольги на аэродроме в Тушино построили деревянную будку, установили аппаратуру. Девушку попросили рассказывать о полете. Летчики подкололи рекордсменку:

-- Ты зайди в будку и скажи: "Я -- Ольга Клепикова. Мне рекорд установить -- раз плюнуть!"

Все захохотали. Девушка обиделась и отказалась от выступления. Клепикову наградили медалью, хотя Расторгуеву (кстати, летчик погиб при испытании реактивного самолета в 1945 году) за рекорд дали орден "Знак почета". Планеристку завалили письмами из Франции, Бельгии, Германии (немцы, кстати, пишут до сих пор). Приносили ей послания в открытых конвертах, и только на русском языке. Отвечать не разрешали. Оле завидовали многие женщины-авиаторы. Но она не обращала на них внимания -- думала только о полетах.

Ольга била рекорды и на двухместном планере: 152,6 км -- в 1937 году и 443,7 км -- в 1940-м. Последний раз, взлетев в Туле, приземлись возле Конотопа. Сбежались мальчишки, которые пасли коров.

-- Я им разрешила сесть на крыло, -- рассказывает Клепикова. -- Один, указывая в небо пальцем, спросил: "Тітонько, а нагорі холодно?" Я удивилась: "Где ты видишь гору? Нет там никакой горы." Мальчик постарше разъяснил: "Он спросил, холодно ли вверху". Это был первый урок украинского, я тогда не знала, что судьба забросит меня в Киев.

ПОЛЕТЫ БЕЗ КОЛЕСА И С ГОРЯЩИМ МОТОРОМ

Перед войной Ольга заболела туберкулезом легких. Лечилась в Крыму, а когда вернулась в Москву, началась война. Медики и начальство настаивали: "Оля, оставайся в столице". Не уговорили.

Клепикова отправилась под Сталинград, где учила летать на боевых самолетах 15-17-летних мальчишек. Вскоре вышла замуж за летчика-испытателя Петра Угарова.

Однажды девушка едва не погибла вместе с курсантом. При снижении увидела, что на аэродроме запрещают посадку (машут красным флажком). Оля приказала ученику не прикасаться к управлению, пошла на новый круг. На аэродроме все самолеты зарулили в одну сторону. Пилот заметила, что мужчина внизу бил рукой по левой ноге.

-- Я поняла -- отвалилось колесо, -- рассказывает Ольга Васильевна. -- Но постоянно кружить не будешь -- пошла на посадку. Увеличила скорость, накренила самолет на правую сторону, где было колесо. Когда машина прикоснулась к земле, накренила ее еще больше. Мой муж побежал навстречу, хотел помочь. Но что он мог сделать? Самолет потерял скорость, и зарыл носом в землю. Сломался винт, хвост торчал вверх. Мне с курсантом повезло -- остались целыми. Правда, парень здорово испугался.

Вскоре Клепикова и Угаров уехали в Казань, там занимались испытаниями боевых машин. Потом перебрались в Ростов-на-Дону, где военный завод круглосуточно делал самолеты. Испытания проводились ежедневно.

-- Самые сложные полеты были ночью. Помню, погода была плохая -- туман, дождь, ветер, -- вспоминает испытатель. -- Аэродром не освещался, в центре ориентир -- маленький костер. Когда взлетела, загорелся мотор. Садиться нужно по прямой. Но впереди большой завод. Скорость маленькая, самолет летит очень низко -- чуть ли за землю не цепляет. А высоту набирала, горел еще больше. Развернулась, еле отыскала глазами костер. Когда села, механики потушили огонь. Оказалось, искра попадала в бензин. Мне везло не раз, ведь в войну погибла половина летчиков-испытателей. А налетала я более 500 часов.

ПОМОГИТЕ ПОБИТЬ ВАШ РЕКОРД

Испытывала самолеты Ольга Клепикова в Ростове-на-Дону, пока не ушла на пенсию -- до 1953 года. У прославленной планеристки 6 мировых рекордов! Больше она не летала.

-- Я родила двоих дочерей, -- говорит летчица. -- А муж продолжал испытания. Однажды на показательных выступлениях он сломал новый самолет. В Ростове-на-Дону на Угарова озлобились и решили нас отправить в Ташкент. Я сказала: "Не поеду. Что я там забыла?" Помог в Москве наш начальник Громов (знаменитый летчик-испытатель). Ташкентскую "ссылку" заменили на Киев.

В 1962 году муж Ольги Васильевны умер, и у летчицы не осталось времени даже думать о полетах -- занималась детьми. Но коллеги ее не забывали. Конструктор Антонов приглашал Клепикову к себе на завод. Вместе они ездили на слеты планеристов в Коктебель и Москву.

А в 70-х Ольге Васильевне пришло письмо от польской планеристки Маевской. Мол, хочу побить ваш рекорд, расскажите подробно о своем полете. Клепикова ответила. Потом полячка пожаловалась, что ей не разрешают перелететь советско-польскую границу (для рекорда в ее стране не хватало места). Когда перелет разрешили, женский рекорд был побит. Через 38 лет.

P.S: Уже много лет легендарная летчица живет одна. В прошлом году ее однокомнатную квартиру на Святошине ограбили. Подонки забрали все медали Ольги Васильевны. В поисках денег ободрали обои. Воров не нашли...