1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №299 (1644) за 31.12.2003

НА БРОНЕТРАНСПОРТЕРЕ -- СКВОЗЬ КАМЕННУЮ ЗАПАДНЮ

Среди множества профессий именно о караванщиках сложено на Востоке немало песен. Правда, сейчас на смену выносливым двугорбым животным пришли мощные автомобили, а в качестве караванщиков, сопровождающих колонны в Ираке, все чаще выступают офицеры Коалиционных сил. Надо уметь соблюдать дистанцию, скорость, преодолевать узкие участки дорог, не создавая помех, учитывать массу других нюансов. Каждый месяц наши миротворцы сопровождают свыше 130 колонн.

Двух капитанов -- командира штабной роты Олега Гутя и комвзвода Валерия Величко -- по праву называют первопроходцами. Они разведывали, а затем и прокладывали путь от базового лагеря нашей бригады в Эль-Куте до Эль-Хиллы, где расположен штаб многонациональной дивизии "Центр-Юг", а также до базы тылового снабжения воинских контингентов "Скания", откуда украинцам поставляют продукты питания. Водят ребята десятки единиц техники на Багдад и Басру. К подобным командировкам офицеры относятся как к вполне будничным. Хотя...

-- Никакой самоуверенности, самоуспокоенности и после нескольких месяцев службы в здешних условиях быть не может, -- говорит Валерий Величко. -- Привычный маршрут, где, казалось бы, изучен и знаком каждый метр, всякий раз выглядит иначе. Все-таки есть разница, днем его проходим или вечером, летом или зимой. Но погодные изменения – полбеды, главное – окружающая обстановка.

Это сегодня наши офицеры-"конвоиры" легко ориентируются на местности, назубок знают дороги в зоне ответственности украинской бригады. А поначалу, достав из полевой сумки подробную американскую карту, даже привязаться по незнакомой натовской системе координат им было не просто. Местные же жители -- советчики неважные.

С трепетом вспоминаются первые дни, когда наши БТРы буквально "в темную" продирались по узким улочкам иракских селений и городов. Впоследствии от такой практики движения через густонаселенные пункты отказались. Офицеры разыскали объездные пути, которые теперь активно используются и позволяют значительно экономить время и нервы.

Величко вспоминает, как однажды на обратном пути из Багдада в одном из населенных пунктов арабы завалили дорогу камнями. Ни развернуться, ни свернуть. Остановка в условиях ограниченной видимости – дело опасное. Капитан принял решение идти напролом. Его направляющий бронетранспортер успешно осилил три искусственных линии заграждения и вывел грузовики с провизией из западни. Изучив местность, разработали тактику преодоления сложных участков дороги: перекрестков, закрытых поворотов, мостов. Мелочей в Ираке не бывает.

Как настоящие дальнобойщики, офицеры научились постоянно возить с собой все необходимое -- спальный мешок, раскладушка, бритвенный прибор, набор для умывания всегда находятся в БТРах. Там же и запас пресной воды, продуктов в виде сухого пайка.

-- Большой дефицит в Ираке сегодня керосин, -- говорит Олег Гуть. – На доллар можно купить всего одну 20-литровую канистру, тогда как бензина марки АИ-95 -- полсотни литров. Удивительного в этом ничего нет. В домах многих жителей провинции Васит до сих стоят работающие на керосине древние обогреватели и старые лампы, о которых знаем только из сказок об Аладдине. Чтобы как-то помочь простым людям пережить зиму, командование многонациональной дивизии и украинской бригады взяло под контроль поставки стратегического нефтепродукта. С наступлением холодов наш контингент обеспечивает бесперебойную доставку керосина в провинцию Васит.

Ближайший крупный нефтеперерабатывающий завод находится на юге, возле Басры. Однако путь пролегает через Эль-Хиллу. Только там удается собрать необходимое количество машин-цистерновозов под выделяемый объем топлива. Фирма, выполняющая заказы Коалиционных сил, нанимает водителей с личными бензовозами или сдает транспортные средства в аренду. За трехдневный рейс водитель получает около 300 долларов США. По здешним меркам, это приличная зарплата солидного госслужащего. Рядовые жители рады и $20 в месяц, а жалованье воинов новой иракской армии, например, доходит до 60 долларов. Высокий оклад перегонщика отчасти компенсирует возможные риски, подстерегающие его на дороге.

25 бензовозов -- не предельное, но все-таки большое количество машин. Никакой слаженности, увы, не просматривается: одни вырываются вперед, другие отстают. Задача украинских военных состоит в том, чтобы обеспечить безопасность, а потому приходится все трое суток держать их в "ежовых рукавицах", навязывая строгие правила движения по дорогам.

...Тысяча с лишним километров до Басры и назад для выпускников Одесского института Сухопутных войск уже не проблема. В каждой боевой машине у наших миротворцев припасены гостинцы для иракских детишек. Те постоянно выбегают к дороге. Завидев украинских парней, застенчиво и приветливо машут руками. Просят не конфеты -- воду и хлеб. Нашим ребятам хочется верить, что более сытные и счастливые времена у этих малышей не за горами.