1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №45 (1987) за 26.02.2005

"СОЗДАНИЕ ШКОЛЫ ЭКСТЕРНОВ В КИЕВЕ БЫЛО ПРОВОКАЦИЕЙ"

При каждом столичном районном управлении образования экстернатная форма обучения была и есть, однако всерьез о ней заговорили лишь в конце 1990-х годов, после появления киевской школы экстернов — заведения, создавшего домашний уют для тех, кому противопоказано каждый день сидеть за партой.

ШКОЛЬНИКИ ВЫПУСКАЮТСЯ И ЛЕТОМ, И ЗИМОЙ

Когда восемь лет назад в Киеве открыли эту школу, формы обучения было целых четыре: очная, заочная, индивидуальная и экстернат. А в распоряжении учителей — всего одна классная комната в 20 квадратных метров. Школа работала по акции: "Посмотри, кто на улице, и приведи его к нам". Принимала всех подряд, не только одаренных, но и "трудных" детей.

Сегодня школа экстернов приобрела известность, обосновалась в уютном двухэтажном домике возле Голосеевского парка, выпустила 500-го одиннадцатиклассника, закрыла очную форму обучения, а день "поделила" на две половины — заочный (с восьми утра и до обеда) и экстернат (после обеда и до девяти вечера). С закрытием очной формы уменьшилось и количество "трудных" детей. В классы стали приходить способные дети, которые по каким-либо причинам не смогли "ужиться" в традиционной школьной системе. Здесь можно встретить танцоров ансамбля Вирского, циркачей, показывающих на переменках свои акробатические "па", тридцатилетних народных целителей, балерин и звезд украинской сборной по баскетболу.

Когда в Главном управлении образования у директора школы экстернов Людмилы Ивановой спросили, сколько детей идет на летний выпуск, она ответила — 100, и добавила: "В прошлом году было 120". После таких цифр уже не удивляет, что киевская школа экстернов — единственная в Украине, которая может выдавать аттестаты об образовании не только летом, как любая школа, но и зимой.

ШКОЛА ЭКСТЕРНОВ — НЕ МОНОПОЛИСТ

— Создание школы было своего рода провокацией, — рассказывает мне завуч этого учебного заведения Галина Пархоменко, — ведь ни в ближнем, ни в дальнем зарубежье, такой модели образования нет. Система экстерната существует, но специализированного учебного заведения, где бы разрабатывали программы, писали учебники, уделяли детям время на консультации — нет. Все создавалось благодаря инициативе наших учителей. Правда, и не каждый учитель способен работать здесь, поскольку нужно уметь создавать и дидактический материал, и быть хорошим психологом, ведь воспитанники бывают очень непростые. Но самое главное, наверное, в том, что наша школа имеет гибкую систему обучения, подстраивающуюся под каждого ребенка. Количество учебного материала, который подается, очень индивидуально.

Согласно нормам и законам экстерн — это личность, которая может самостоятельно обработать определенный материал. Но ему нужны направление и толчок.

— С каждым годом к нам приходит все большее количество людей, желающих обучаться по индивидуальной форме, — продолжает коллегу директор Школы экстернов Людмила Иванова. — Мы уже открыли два филиала, где наши преподаватели проводят консультации учеников, но этого недостаточно. Всех желающих вместить наша школа не в состоянии. Не позволит ни время, ни площадь, ни бюджетные средства. Даже встречи с журналистами строго ограничены. Нам не нужна реклама.

Школа экстернов — не монополист. Экстернаты существуют и при общеобразовательных школах. Другое дело, что они берутся за тех, кем не занимаются их коллеги. К примеру, артистов цирка, ансамблей танца, чьи гастроли длятся годами, а время расписано по минутам. В обычных школах таким детям в лучшем случае разрешают посещать уроки по индивидуальному графику, но времени заниматься у них попросту нет.

"НАМ ЕСТЬ, КЕМ ГОРДИТЬСЯ!"

— Неоднократно мы рекомендовали создать два-три специализированных учебных заведения в каждом районе столицы, которые бы профессионально занимались экстернами, — говорит Людмила Иванова. — Там были бы педагоги, которые разрабатывали задания и планы, контрольные. Но отклика так и не получили. Нам остро не хватает специальных учебников (те, которые есть не приспособлены для самостоятельной работы), не хватает и кадров.

Часто принимаем делегации преподавателей из других городов — Харькова, Черновцов, Севастополя, загоревшихся идеей открыть в своем городе такую же школу экстернов. Но как только я начинаю рассказывать, какой путь им предстоит пройти, они отказываются от этой идеи. А жаль! Нам есть, кем гордиться. Вот, скажем, когда приезжали к нам австрийцы, то были изумлены способностями наших детей. Они встречались с ребятами, которые разговаривают на двух-трех языках, сочиняют и исполняют свои произведения. Познакомились и с нашим выпускником —14-летним третьекурсником Киево-Могилянской академии Иваном Черевко. Кстати, мальчик пришел к нам в семь лет и поразил видавших многое преподавателей. Легко перечислял все политические партии, действующие в Украине, их программы и отличительные особенности. Но ни в какую не хотел учиться писать от руки! Пошел на уступки только потому, что захотел отправить письмо президенту Соединенных Штатов. Когда я попросила написать его сочинение о любимом животном, он долго на меня смотрел, а потом сказал: "А можно про Эйнштейна?". И написал. А еще сочинил книжку "Мои 10", закончил курс истории религии, стал действующим членом Малой академии наук и студентом эколого-биологического факультета. Вообще, примеров детской гениальности у нас немало. Так вот, в конце встречи наши австрийские гости сказали: "Единственное, что нас поразило в это стране, это дети, которые умеют общаться наравне со взрослыми". Так неужели эти дети не достойны наших усилий?