1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №29 (2270) за 07.02.2006

"КОНСТРУКТОР ЭЛЕГАНТНЫЙ, С МАНЕРАМИ АРТИСТА..."

Сегодня — 100 лет Олегу Константиновичу Антонову. Именитый авиаконструктор создал десятки самолетов, большинство которых и ныне бороздят воздушный океан. Первое же его детище, знаменитый Ан-2, продержался на конвейере полвека. А потом были другие...

ПОЧЕМУ "АЭРОПЛАНЫ"?

Юбиляра кто-то, возможно, назовет баловнем судьбы. Действительно: прожил долгую яркую жизнь, оставив после себя не только более двадцати самолетов, от крохотного биплана "Аннушки" — до самой большой в мире шестимоторной "Мрии", но и множество прекрасных картин, книг, стихов. Несмотря на дворянское происхождение, не был репрессирован, даже не сидел, как другие конструкторы, в сталинской "шарашке". При этом, не будучи коммунистом (партбилет ВКП (б) Антонов получил лишь в 1945-м), занимал высокие посты. Талант? Несомненно. Но вспомним известное изречение: успех на одну десятую состоит из таланта и на девять десятых — из готовности работать.

Впрочем, без перста судьбы таки не обошлось: не услышь 6-летний Олежка от двоюродного брата слово "аэроплан", не увидь на саратовском военном аэродроме первые смешные "этажерки", а шел, заметим, 1912 год, когда авиация только становилась на крыло — и мир обрел бы не авиаконструктора, а, к примеру, художника. Или писателя... А, может быть, спортсмена, ведь он ходил на лыжах, неплохо играл в теннис. Но мир получил гениального творца "аэропланов".

В то время в Саратове практически не было литературы по авиации. Все сведения о ней Олег вырезал из газет и журналов, составляя своеобразный справочник. "Это собрание сослужило мне огромную службу, — писал он впоследствии, — приучив рассматривать летательные аппараты под углом зрения их развития". Вместе со сверстниками юноша создал "Клуб любителей авиации", выпускал рукописный авиационный журнал. Потом была работа в "Обществе друзей Воздушного флота", первые планеры, на всю жизнь оставшиеся для создателя железных машин чем то трепетным, заветным. "Морской флот развивается давно, — говорил Антонов. — Были фрегаты, крейсеры, линкоры, теперь появились атомные суда, а парусные яхты остаются. Так и планеры. Их будут строить и летать на них до тех пор, пока будут восходящие потоки и будут люди, стремящиеся летать. А они будут всегда".

ОТ "АННУШКИ" ДО "РУСЛАНА"

Но планеры — это для души, хотя в годы Великой Отечественной разработки Антонова, в частности, многоместный десантно-транспортный планер А-7, внесли свой вклад в достижение победы над фашизмом. А, как говорил его учитель, другой замечательный авиаконструктор Александр Яковлев: "Нужно делать только то, что нужно". Победившей Стране Советов требовались мирные самолеты. И здесь талант Антонова расцвел в полную силу. Первый же "блин" — Ан-2, знаменитый "кукурузник", не только не стал комом, но и оказался исключительно удачной машиной. Нестандартный подход к разработке конструкции: возврат от моноплана к биплану ("этажерке") — это, вроде бы, шаг назад, "кто так строит?". Тем не менее, этот самолет — единственный в мире летательный аппарат, который находился в серийном производстве более 50 лет и известен практически во всех уголках земного шара. За его создание Антонов и его соратники получили Государственную премию СССР.

В 1952 г. Антонов и ведущие специалисты его КБ переехали в Киев, где им практически заново пришлось создавать и коллектив, и производственную базу. Но уже через три года в небо поднялся транспортный Ан-8, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями. Потом были четырехмоторные Ан-10 и Ан-12, способные перевозить как грузы, так и пассажиров на коротких межобластных трассах с плохо подготовленными полосами, трудолюбивая "Пчелка" Ан-14, для которой аэродромом могла служить любая ровная поляна, наконец Ан-24, поныне являющийся основным самолетом на внутренних авиалиниях Украины. Родилась своя, "антоновская" школа конструирования.

Следующим детищем коллектива, который возглавлял Антонов, стал Ан-22 "Антей" — первый в мире широкофюзеляжный самолет, ознаменовавший новый шаг в самолетостроении, "старший брат" Ан-225 "Мрии" и Ан-124 "Руслана". Размерами "Антей" превосходил все, что к тому времени было создано в мировой авиации, став главной сенсацией на 26-м Международном авиакосмическом салоне в Париже (1965 г.). О самом Олеге Константиновиче зарубежная пресса писала: "Конструктор элегантный, с хорошими манерами настоящего артиста, обладает рафинированным умом, склонным анализировать, разговаривает на английском и французском языках".

ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР

Да, Антонов не был "сухарем", фанатиком, для которого, кроме самолетов, больше ничего не существовало. И вообще категорически не вписывался в образ крупного руководителя советского периода, как правило, являвшегося "интеллигентом в первом поколении". У Олега Константиновича, получившего прекрасное воспитание, был свой стиль — своеобразный, изящный, уверенный. Не администрирование, то есть, "делай, как я говорю", а убеждение, часто — личный пример, основанный на обширном опыте и знаниях. Он легко мог сказать: "Я ошибся — надо пережить...", и это только добавляло ему авторитета.
Автор благодарит пресс-службу АНТК им. Антонова за помощь в подготовке материала.


ВЕХИ ЖИЗНИ
Антонов Олег Константинович (1906—1984) — авиаконструктор, доктор технических наук, академик АН УССР (1968), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Государственной премии СССР (1952), Ленинской премии (1962).
Родился 7 февраля 1906 г. в с. Троицы Московской губернии в дворянской семье.
1912 г . — родители перебрались в Саратов. Там Олег впервые услышал о самолетах.
С 1923 г. активно работал в "Обществе друзей Воздушного флота", создавая планеры собственной конструкции.
1930 г. — окончил Ленинградский политехнический институт, направлен в Москву для организации Центрального конструкторского бюро по планерам.
С 1933 г. — главный конструктор ЦКБ.
В годы войны работал в КБ авиаконструктора Александра Яковлева, на заводе по изготовлению разработанных им десантно-транспортных планеров.
1946 г. — возглавил опытное самолетостроительное КБ, переехавшее из Новосибирска в Киев, которое начало заниматься созданием гражданских самолетов.
1947 г. — сконструировал свой первый самолет Ан-2, единственный в мире, серийно выпускавшийся в течение 50 лет. Было построено свыше 10 тыс. машин.
С 1952 г. и до кончины трудился в Украине, где создал свою школу авиастроения. Под непосредственным руководством О.К. Антонова получили путевку в небо 22 типа самолетов и 52 типа планеров.