Блоги
Сергей Корсунский

"Шелковый путь" длиною с экватор

Сергей Корсунский

Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины

Концепция возрождения "Великого Шелкового пути", которую Китай трансформировал в программу "Один пояс-один путь", имеет своих сторонников и противников. Критически настроенные западные эксперты утверждают, что на самом деле никакого "Шелкового пути" в том смысле, в котором его представляют в наше время, никогда не существовало. В древние времена Центральная и Средняя Азия представляла собой весьма разветвленную сеть торговых путей, перевалочных пунктов и торговых площадок, разбросанных по множеству государств, часто не имеющих обозначенных границ, а не "столбовую дорогу" из Европы в Китай, о которой снимают фильмы. Некоторое время назад о возрождении "Шелкового пути" с Запада на Восток заговорила Турция, и она же едва ли не единственная самостоятельно осуществила ряд мега-проектов по строительству новых путей сообщения, в частности, третий мост через Босфор, автомобильные и железнодорожные туннели под Босфором.

На самом деле вопрос о терминологии не является определяющим. "Один пояс-один путь" является концепцией глобального восхождения Китая и выходит далеко за рамки Евразии. Генри Киссинджер так охарактеризовал происходящее: "Вы не должны забывать, что объединение Германии является более важным, чем развитие Европейского Союза, падение Советского Союза является более важным чем объединение Германии, а восхождение Индии и Китая является более важным, чем падение Советского Союза". Для того, чтобы осознать правоту его слов, достаточно вспомнить, что "Один пояс-один путь" стал неотъемлемой частью программы Коммунистической партии Китая и даже конституции КНР, а это означает, учитывая китайскую ментальность, что к осуществлению намеченного в Поднебесной относятся очень серьезно.

Реклама

Основные маршруты эффективных торговых путей из Китая в Европу проходят по Центральной Азии, региону Индо-Китая и через ряд стран Африки на рынок Европейского Союза. При этом Китай беспокоится не только о портах, но и о том, чтобы обезопасить создаваемую по маршруту инфраструктуру. Так, в Джибути открыта первая военная база Китая за границей, включающая порт, аэропорт для вертолетов и казармы для 10 тысяч военнослужащих.  Ожидается, что следующая база будет открыта в Гвадаре (Пакистан), где строится жилье для 500 тысяч китайцев. В Танзании Китай получил контроль над новейшим портом Багамойо в 50 км от Дар-эс-Салама, в Шри-Ланке – над портом Хамбантото (аренда на 99 лет). Китаю ставят в вину, что подобные инфраструктурные приобретения являются результатом кредитного механизма, который предусматривает предоставление государственными банками КНР достаточно дешевых кредитов, за которые заемщики расплачиваются потом собственностью. Особенно обеспокоена такой политикой Индия. Недавно Китай совершил еще один прорыв в Индийском океане, на Мальдивах. В результате политического кризиса влияние Индии на островах значительно ослабло, в то время как Китай занял все пустующие ниши. Порты Индийского океана и экономический коридор в Пакистан позволят Китаю фактически обойти своего главного соперника в регионе – Индию и значительно укрепить влияние на стратегическом южном векторе "пояса и пути".

5a8cab1a-6c55-4a89-a165-9da302e3716b_w1597_n_r0_s

Карта проекта "Один пояс – один путь"

Реклама

Объективная оценка деятельности Китая в Африке, проведенная группой американских ученых, показала, что обвинения в адрес КНР о "практике захватнических кредитов" не соответствуют истине.  Выяснилось, что Китай не столько привозит собственных рабочих на создаваемые в Африке предприятия, сколько приглашает местную молодежь на учебу в Китай. В отчете группы отмечается, что так же, как ранее страны Запада открывали сборочные производства в КНР, теперь китайские компании перемещают свои заводы на африканский континент.  Объем китайских инвестиций в Африку с 2000 по 2015 год достиг 100 млрд. долларов. 40% от этой суммы ушло на энергогенерирующие предприятия и электрические сети, 30% – на модернизацию транспортной инфраструктуры. Действительно, в ряде случаев кредиторы были вынуждены предоставлять китайским инвесторам землю вместо возврат кредитов, однако эта практика оказалась значительно менее распространенной, чем преподносится некоторыми СМИ. Скорее, подобные публикации имеют целью устранить мощного конкурента, который значительно меньше беспокоится по поводу продвижения демократии и прав человека, чем заинтересованные в развитии отношений с Африкой страны Запада, и значительно более мощный с точки зрения инвестиционного потенциала, чем, к примеру, Россия.

Именно с Россией Китай вынужден конкурировать и в Центральной Азии, где расположено множество слабозаселенных территорий и сосредоточено огромное количество энергоресурсов (как в Туркменистане) и полезных ископаемых (как в Казахстане). Еще одно сферой конкуренции с Россией, хотя пока и не слишком заметной, является Арктика. В прошлом году немалое удивление у специалистов вызвало опубликование "Арктической стратегии КНР", предусматривающей не только использование Северного морского пути для доставки грузов и сжиженного газа из России, но и строительство собственного ледового флота для кратчайшей доставки китайских товаров в Северную Америку. Как бы это не выглядело странным, но именно для Китая таяние арктических льдов является благом, ведь российские возможности использовать этот маршрут ограничены из-за санкций.  По мнению экспертов, "Полярный Шелковый путь" станет удачным дополнением традиционных транспортных путей программы "Один пояс-один путь", хотя, конечно, личинки шелкопрядов никогда через Арктику не плавали.

Великий Шелковый путь, о котором так много говорят историки, также никогда не проходил через Южную Америку. Но это не помешало Китаю осуществить решительную экспансию на территорию традиционного влияния США. Под давлением Китая Панама разорвала долговременный альянс с Тайванем и присоединилась к "поясу и пути". В декабре прошлого года на встрече министров иностранных дел Латинской Америки Пекин не только подписал с ними соглашение о сотрудничестве, но и впервые предложил странам субконтинента более тесное сотрудничество в области безопасности. За последнее десятилетие Китай инвестировал в Латинскую Америку 113 млрд. долларов и предоставил кредитов на 141 млрд. Объем торговли КНР со странами региона превысил 200 млрд. долларов. Китай значительно увеличил численность сотрудников диппредставительств, позаботился о повсеместной аккредитации корреспондентов агентства "Синьхуа", а также способствовал активизации культурного и академического обмена. За последние шесть лет председатель КНР Си Цзиньпинь трижды объездил Латинскую Америку, обещая странам региона "новый золотой век с Китаем".  Китай уже стал основным торговым партнером Аргентины, Бразилии, Чили и Перу, крупнейшим кредитором Эквадора и Венесуэлы, инвестором в Панаме и Перу. Компании КНР строят скоростные магистрали на побережье Колумбии, плотины в Бразилии и присматриваются к аэропортам целого ряда стран. Кроме сырья и продуктов аграрного сектора Китай конечно же уделяет особое внимание Панамскому каналу. Если в 2001 году 56% латиноамериканского экспорта было ориентировано на США, то теперь лишь 32%.

Реклама

Лидеры стран субконтинента все чаще говорят о "вакууме лидерства", имея ввиду протекционизм Трампа и отсутствие внятной политики ЕС по отношению к региону. Разумеется, это создает возможность для балансирования между экономической и политической выгодой, однако на сегодня очевидным является факт стремительного вытеснения США из ниш, которые раньше казались Вашингтону гарантированными. В то же время, как и в Африке, китайские кредиты хотя и не связаны с правами человека и стандартами экологии, часто все же являются достаточно сложными с точки зрения гарантирования не финансовыми инструментами, а сырьем и землей.  Некоторые главы государств высказывают сомнение, что Латинская Америка стремительно меняет один протекторат (США) на другой (Китай). В этой связи министр иностранных дел Китая Ванг И даже вынужден был сделать специальное заявление. "Все операции осуществляются при свете солнца. Нет никакого одностороннего доминирования, все стороны участвуют на равных основаниях. Нет никаких сомнительных сделок, все открыто и прозрачно. Нет никакого принципа "победитель получает все". Мы выступаем за принцип "выигрывают все", – заявил он. Раздвинув горизонты своего влияния через Атлантический океан, китайский "пояс и путь" фактически опоясал экватор. И не имеет значения, где проходил древний "Шелковый путь". Зато точно известно, где пройдет Великий Шелковый путь 21-го века.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63946.06

Binance Coin (BNB)

559.7

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

82.63

Theta (THETA)

2.15

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять