Кто работает 19 сентября в день Михайлова Чуда – умрет, верили в Украине
По украинским народным верованиям архангел Михаил жестоко карал тех, кто работает в его день – 19 сентября (Михайлово Чудо, или Чудо в Хонех). Все святые недолюбливали работяг, не уважающих их именные праздники, но предводитель небесного воинства, грозный архистратиг с мечом в руках отличался особенно жёстким подходом... В Украине верили, тот кто работает на Чудо – умирает в тот же день. В лучшем случае, в ближайшие дни. Или же его постигнет иная страшная кара.
(Проверять на себе не буду, буду сегодня плевать в потолок).
В прошлый раз я рассказывала вам об Андрее Первозванном, который, по украинским легендам, ударил своим волшебным посохом-жезлом и спрятал в одной из киевских гор целое море (и если море снова вырвется на свободу – случится новый Всемирный потоп!).
Нынче на этой горе стоит Андреевская церковь, но раньше ее именовали иначе – Перунов холм или Лысая гора!!!
Расстояние между Андреевской церковью и Михайловским монастырем весьма небольшое, и стоят они, по сути, на одном и том же холме, прозванном одновременно:
Святой Андреевской горой (левая часть холма),
Святой Михайловской горой (правая часть холма),
Владимирской горкой (название парка)
и, наконец, Лысой горой или Чертовым беремищем.
И если св. Андрей занимался утоплением украинских ведьм в болоте, должность борца с чертями и бесами в Киеве официально занимал сосед Первозванного – архангел-защитник Киева Михаил.
Но самое удивительное то, что у архистратига Михаила тоже имелась своя эксклюзивная легенда о потопе и затоплении грешников с помощью волшебного жезла!
Более того, этому Чуду Потопа и был посвящен древнейший в Киеве Михайловский храм – Чудовский собор Михаила на Выдубичах (1070-1088гг.).
Второй по старшинству "Михаил" – Михайловский собор (1108—1113гг.) в Свято-Михайловском Златоверхом монастыре.
И оба эти "Миши" охраняли Лысые горы, связанные с легендой о затоплении идола – Владимирскую, от которой стартовал заплыв Перуна, и Девич-гору на Выдубичах, где Перун пришел к финишу и был потоплен уже окончательно.
"В Киеве Владимерь казал балваны ламати и бити и божницы розкидати… Повесть теж есть старых тая, же гды едного балвана волокли з горы утопити в Днепр и били по череву, бес в нем кричал ляментуючи. Оттол тую з горы дорогу нижше монастыря Михаиловского назвали здавна Чортово беремище, то есть тяжкость чорту… И гды того балвана утопили, плынул вниз… А той балван выдыбал албо выплыл аж там на берег, где теперь монастырь Выдубецкий; и названо тое местьце тым урочищем от выдыбаня Выдабичи албо Выдубичи. Але и там, гды неверныи взяти хотели того болвана, верныи пробивши, и камен привязавши, утопили. И для того, поведают, первыи при Владимере митрополит Михаил, посадивши чернцов на горе, недалеко от того беремища Чортова, на свое имя церковь святого Михаила збудовал, иж як з неба святыи Михаил чорта зкинул, так тут он же помогл з горы чорта в болване збивати. А в Выдубичах церковь Чуда святого Михаила збудовано также при Владимере, для того, иж як в Хонех святый Михаил чудо учинил, реки неверных погруживши, так тут выдибалого албо выплыненого в болване чорта помогл в водах потопити " (здесь и далее выделено мной), –писал в XVII веке игумен Михайловского Златоверхого монастыря Феодосий Сафонович , вполне недвусмысленно проводя параллель.
Главная, официальная нечисть древнего Киева – его главный языческий бог, был утоплен с камнем на шее. А дабы старый бог никогда не восстал из водных пучин, и на месте его бывшего почитания, и на месте его потопления были поставлены храмы имени архангела-повелителя вод.
Михайлово Чудо в Хонех связано одновременно и с потопом, и с чудным жезлом, и с водами, которые (подобно морю под Киевом!) по волшебству исчезают под храмом. О чем можно весьма подробно прочесть в Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского:
"Во Фригийском городе Колоссах, близ города Иераполя, над источником чудотворной воды стоял храм святого Архистратига Михаила. От воды сего источника больные получали много исцелений…
В 90-й год от построения сей церкви пришел туда из Иераполя десятилетний отрок, по имени Архипп…
Вселукавый диавол внушил нечестивым людям злой умысел: он научил их пустить воды… рек на чудотворное место, вследствие чего должен был разрушиться храм святого архистратига Михаила, а вода должна была залить св. источник и потопить св. Архиппа… Видя сие дело нечестивых, преподобный Архипп пал в церкви на землю и со слезами молился Богу, призывая в помощь скорого предстателя св. архистратига Михаила, чтобы он сохранил святое место от потопления и не дал порадоваться врагам, старающимся погубить святыню Господню…
И воспел он псалом Давидов…Когда воспевал сие блаженный Архипп, то услышал голос, повелевающий ему выйти из церкви. Выйдя из церкви, он увидел великого предстателя и хранителя рода христианского — святого архистратига Михаила…
Архангел же сказал ему:
— Не бойся, — встань, подойди ко мне сюда и увидишь силу Божию на сих водах…
Архистратиг поднял правую руку и, изобразив крестное знамение на поверхности воды, сказал:
— Остановитесь там!
И тотчас же воды обратились назад… Реки стали, как каменная стена, и поднялись в вышину, подобно высокой горе. Вслед за сим архистратиг, повернувшись к храму, ударил жезлом в огромный камень, находившийся около алтаря , и начертал на нем крестное знамение. Тотчас послышался великий гром, земля затряслась и камень разделился надвое, образовав в себе громадное ущелье…святой Михаил громогласно возгласил водам:
— Войдите в сие ущелье!
И тотчас воды с шумом потекли в каменную расселину и с тех пор постоянно текли сим путем сквозь камень"
Как видим, в руках у архангела Михаила все тот же волшебный жезл и по его повелению вода точно так же прячется в камне под алтарем храма! Именно под алтарем Андреевской церкви будут позже искать легендарный апостольский источник киевские паломники.
А сама история об архангеле, спрятавшем непокорную воду под алтарный камень, прописалась в Киеве еще в XI веке, когда и был построен самый первый (!) на всей Руси храм, посвященный архангельскому водному Чуду в Хонех. ( Слово Хоны означает расселина, отверстие).
И это Михайлово чудо, увековеченное на Выдубичах, рядом с Лысой горой, изначально связывали в Киеве с затоплением идолов.
С тех самых пор уже много столетий два храма св. Михаила, как два неусыпных сторожа, стоят у двух киевских Лысых-Перуновых гор.
Из книги "Невероятный Кіевъ Лады Лузиной" (ждите к празднику Андрея Первозванного!)