Блоги
Игорь Ляшенко

Желтые маршрутки – как мы к ним пришли и стоит ли от них избавляться?

Игорь Ляшенко

журналист, директор Центра проектных исследований "Уровень жизни"

Общественный транспорт – беда нашей страны. Любой: дальний железнодорожный, пригородный, региональный, городской. С транспортом настолько давно все плохо, что в Украине практически нет людей, которые знают, каким он должен быть. Да, многие из нас бывали за границей, ездили там на трамваях, автобусах, электричках и ахали: "Почему же у нас такого нет: чисто, удобно, поминутное расписание… Дорого, правда, но ведь каков уровень!"
Увы, у нас никогда не было нормального транспорта. Взглянем на киевский общественный транспорт. Долгое время городская транспортная сеть была небольшой, состояла из нескольких трамвайных линий. Трамваи ходили редко. Из мемуаров киевлян мы знаем, что в те годы расстояния в 2-3 километра предпочитали преодолевать пешком, потому что трамвая можно было ждать более часа, а потом все равно не влезть в переполненный салон.
С годами Киев рос, транспортная сеть развивалась. Кардинально улучшило ситуацию метро, да и наземных линий стало довольно много. Пик развития пришелся на конец 1980-х годов. Многие киевляне старшего поколения с ностальгией вспоминают, как много было трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов, как дешево они стоили.

Этот период и сейчас многими воспринимается как некий эталон сети общественного транспорта, к которому мы должны вернуться. Суть той системы – магистральные маршруты, связывающие центр с окраинами, оснащенные крупногабаритным подвижным составом. Но что же это был за транспорт? В конце 80-х мне было около 20, я был студентом и довольно много перемещался по городу. Даже пустые полки в магазинах люди не ругали так истово, как городской транспорт.

Реклама

Там не менее, действительно, это в какой-то мере был пик развития транспорта, который сменился быстрым упадком. Деградация системы общественного транспорта и ее дальнейшее восстановление в нынешнем виде проходило в несколько этапов.

1.Конец 80-х. Вроде бы транспорта было много. Большие желтые автобусы Икарусы, троллейбусы Шкода, красные трамваи, которые сохранились до сего дня. Особенно неплохо было в центре. На новых жилмассивах было похуже, до остановок было идти долго. Но часто приходилось по долгу ждать. Расписания водители не придерживались. Ждать пол часа и больше было нормой. Автобусов на линии было много, но они ходили цепочкой. Часто специально так выстраивались – прошло три автобуса, потом час нет ни одного. Водители пассажиров ненавидели и соответственно к ним относились. В часы пик люди давились просто.

2. Потом пришли 1990-е. Гиперинфляция. Городские власти просто не успевали поднимать цену на проезд. На каком-то этапе стоимость билета стала настолько символической, что решили сделать проезд бесплатным. Это быстро убило наземный коммунальный транспорт. Водители и техники перестали получать зарплату. Машины разворовали и разгромили. Общественный транспорт с улиц пропал. Осталось только метро.

Реклама

3. Вторая половина 90-х. Положение надо было спасать. Вернули оплату за проезд. Но частично. Проезд был крайне дешев, осталась масса людей с бесплатным проездом: пенсионеры, школьники… (Кстати, все они до начала 90-х платили за проезд.) От отчаяния киевские власти купили много старых шведских автобусов Вольво. Они и сейчас на некоторых маршрутах ездят. Но реально спасли город от транспортного коллапса частники на маршрутках. Приехали в Киев на грузовых микроавтобусах, переделанных под пассажирские перевозки, мужички из провинции, массово стали на традиционные маршруты и разработали целую сеть новых, реально востребованных людьми.

4. Конец 90-х. В городе резко выросло количество легкового транспорта. И городские власти стали убирать трамвайные линии, чтобы расширить дороги для автомобилей. Тем самым транспортной системе был нанесен невосполнимый вред.

5. Середина 2000-х. На маршрутах стали массово появляться желтые и бежевые автобусы, которые сейчас составляют основу городского общественного транспорта. Частных водителей на старых микроавтобусах вытеснили фирмы, которым городские власти сдавали маршруты в аренду. Системным развитием общественного транспорта никто не занимался. Сеть продолжала формироваться хаотично под сиюминутные запросы пассажиров. Что дало и позитивный эффект – остановки маршруток максимально приблизились к жилью. Транспорт ходит хоть и по замысловатым, но довольно востребованным маршрутам.

Реклама

6. 2010-е годы. Понемногу стал восстанавливаться большеразмерный транспорт: автобусы, трамваи. Но основу по-прежнему составляют небольшие автобусы-маршрутки. По-прежнему отсутствует тарифная унификация, оплата производится наличными за одну поездку (а не за время, как в большинстве других стран).

Что же дальше? Пока городские власти не знают, что делать. Особенно в части оплаты за проезд, коннекта разных видов транспорта и маршрутов. А тем временем в городе и стране уже выросло поколение людей, которые считают, что желтые маршрутки – это естественное состояние общественного транспорта в Киеве. И кстати, я не считаю, что густая сеть маршруток в городе, так уж плохо. Скорее нужен разумный симбиоз крупного транспорта и маленьких автобусиков, которым очень не хватает качества.  

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63950.32

Binance Coin (BNB)

608.08

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

82.88

Theta (THETA)

2.32

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять