Женщины в купальниках, тризубы и информационная война:
Боевая раскраска для техники в масштабе 1:72

Рисунки в стиле пин-ап – явление, которое в последние годы пережило новый расцвет изначально появились на Западе в первой половине 20-го века. Пин-ап буквально переводится как «прикалывать». Календари с красивыми женщинами с ярким макияжем и в купальниках часто прикалывали на стену, отсюда и название.

Во время Второй мировой художники тоже отправлялись на фронт. Образы из календарей, с точностью и без, переносились на боевые машины. Женщины в купальниках, появляясь на кабинах бомбардировщиков союзников, делали их запоминающимися и легко отличимыми от других. Такие рисунки становились предметом гордости экипажа, поэтому до нас дошло много фотографий тех лет, где летчики позируют так, чтобы на фоне была видна их гордость - рисунок на кабине.
То, что делает Douglas C-47 Skytrain уникальным
Александр аккуратно помещает перед нами спрятанный под стеклом кусочек 1944-го. Бензовоз расположился рядом с военно-транспортным самолетом. Рядом – автомобиль командования. Под стеклянным куполом в масштабе 1:72 запечатлена подготовка к высадке в Нормандии. Чем дольше вглядываешься сквозь стекло диорамы, тем больше деталей открывается перед зрителем.

Вот на сырой глине следы колес от грузовика. Вот и техническая информация на прицепе, которая дает нам понять, откуда топливо. Но главное - центральная фигура диорамы, транспортный самолет Douglas C-47 Skytrain, который готовится к вылету для выброски десанта где-то во Франции. Эту рабочую лошадку войны легко узнают историки. Кроме бортовых номеров и технической информации, на корпусе воспроизведены уникальные рисунки художников тех времен.


Неизвестный художник выводил большой рисунок женщины возле кабины, и в память об этом творчестве до наших дней дошли три фотографии.

Спустя 70 лет другой художник, сопоставив эти фотографии, скопировал изображение и перенес на модель в масштабе 1:72. Этот художник – Александр Павлыгин, который и будет нашим проводником в мир, где тяжелые крылатые машины такие же маленькие, как если бы мы наблюдали их в небе.
Три процента от семи миллиардов
В полиграфии словом «декаль» принято называть метод переноса изображения с бумажной основы на изделие. Таким же методом, например, дети 90-х наносили себе «переводные татуировки», покупая жвачки со специальными вкладышами. Вкладыш приклеивался к руке, после чего бумагу нужно было отклеить. Если все делалось правильно, на руке оставался заветный «человек-паук», а уже чистый вкладыш отправлялся в мусорник.


В моделировании все происходит похожим образом, но намного сложнее. Сначала художник набрасывает от руки эскизы, «примеряет» их на модель, затем разрабатывает рабочие макеты, которые после распечатки отправляются производителю, а оттуда – на прилавки магазинов. После покупки и сборки техники моделисту останется финальный этап – достать из коробки вкладыш с декалями и перенести маркировку на авиацию, добавив ей историчности.


«В мире 3% моделистов. Учитывая, что на планете 7 миллиардов населения, это достаточно большое число. Из основного количества моделистов, которые покупают модели, процентов 30 хотят иметь модель, досконально похожую на оригинал. Есть такой элемент, как везеринг, пятна от погодных условий, даже имитируются пятна масла в районе дренажных трубок самолетов, следы от копоти возле двигателей», - говорит Александр.

Декали нельзя напечатать на обычном принтере, более того, за счет мелкого масштаба их не берутся изготавливать большинство профессиональных типографий.

«Далеко не каждая типография может напечатать декали. Когда у меня появились трения с предыдущим печатником, я искал по всей Украине, но долго не мог найти специалиста. В итоге, сейчас я печатаю в Запорожье, у фирмы, которая печатает примерно 80% декалей в Украине. В стандартной полиграфической печати происходит смешение четырех цветов (CMYK – «Cyan, Magenta, Yellow, Key color» - 4 основных цвета в полиграфии: голубой, пурпурный, желтый и черный, - прим.ред). В декалях же применяют иной тип печати – шелкотрафаретную печать. Большинство типографий могут обеспечить шелкотрафаретную печать низкого разрешения. Мне говорили: «У вас требование точности – 0,02 миллиметра, а мы можем обеспечить только 0,2 миллиметра», - рассказывает Александр

«В шелкотрафаретной печати применяют пантонную краску, и если в декали 6 цветов, то это 6 прогонов. После каждого прогона нужно 12 часов просушки. Кроме того, бумага гидроскопична, впитывает влагу. А влага деформирует бумагу, поэтому главный брак в декалях – смещение цветов. Но если печатается первый цвет белый, а последний черный, то там как раз нужны сотые доли миллиметра»
То, что не видит человеческий глаз
Специфика печати отражается на технике. Художник должен заранее продумать варианты итогового изображения, исходя из заданного набора используемых цветов. Тем не менее, подобные ограничения оцениваются художниками как вызов. Чтобы, имея всего 6-8 цветов, передать не просто силуэт, но и тени, оттенки цветов, художнику приходится чередовать линии и точки. При увеличении такие переходы выглядят, как шахматная доска. Но человеческий глаз этого не видит, ведь таких точек может быть до 50 на миллиметр.

«Мой принцип – не повторять то, что рисовали другие. Мне скучно рисовать то, что уже нарисовано. Самое сложное сейчас для меня – полупросвечивающееся неглиже в пин-апе. Потому что там не только телесные цвета, но и голубые, сероватые оттенки. Складка платья – голубая, тело – светло-телесное, это достаточно сложное наложение. Когда дама в однотонном купальнике, вопрос решается намного проще».
Поиск информации

Информация о боевой технике не всегда систематизирована. Найти данные о бортовых номерах, истории и судьбе многих самолетов времен Второй мировой войны довольно непросто. Еще сложнее найти информацию по расположению элементов декора и бортовым рисункам.

Поэтому для художника работа начинается с поиска фотоматериалов тех лет. На основе архивных фотографий по крупицам собираются данные о внешнем виде конкретной модели в конкретный исторический момент. Усложняет ситуацию то, что фотографы охотно делали снимки экипажа на фоне кабины. Но мало кому тогда приходило в голову, например, сфотографировать хвост самолета. Соответственно, узнать, что там было расположено – сложно.
«В основном вся информация о самолетах берется из фотографий. Вторая мировая война в фотографиях отражена хуже, поэтому приходится возиться больше. У данного самолета есть фотография носа справа, слева, а задней части практически нет. Поиском информации занимаюсь не я, у меня есть консультант из Риги, Александр Ручковский, который готовит информацию, и я рисую. В других проектах я работаю с другими консультантами, в частности по украинским СУ-27 «пиксельным» мне помогал собирать информацию Роман Кандул, который погиб в катастрофе МИ-2 на востоке Украины. Он помогал со сбором информации и консультировал по цветам» - говорит Александр.
Вопросы цветов особенно тонкие. Большинство фотографий времен Второй мировой – черно-белые. Соответственно, нужно всегда чувствовать под ногами исторический фундамент.

«Черно-белые оригиналы снимков добавляют сложности, но, в то же время, это и интереснее. К примеру, у американцев был более-менее стандартный камуфляж. Оливково-темный верх, средне-зеленый по кромке крыла, светло-серый, «Ocean gray», - низ. У советской авиации это было не обязательно. Была схема, но ее не очень придерживались. Если самолеты поступали по ленд-лизу, то тем более. Поэтому консультант по цвету мне и помогает.

Неизвестно, у барышни на настоящем рисунке был красный бантик, или синий. Непонятно, следовать классическому пин-апу, или что-то придумывать (как это мог сделать в действительности художник тех лет). Эту барышню я видел, как минимум, еще на 3-4 самолетах. Естественно, художник на одном аэродроме может рисовать, на другом не умеет, и, как Остап Бендер, рисует что-то корявое, но по образцу какого-то пин-апа. Поэтому одна и та же картинка может быть на разных самолетах совершенно разной.

Барышню в шляпе я как раз рисую на другом самолете, там она совершенно другая. Вроде все то же самое, но лицо уже другое, рука выглядит по-другому, шляпа больше. Более того, одна и та же барышня на разных самолетах может быть в купальнике и без. Та, которая с той стороны, без купальника, а в первоначальном варианте она была в купальнике. А эта - в купальнике, а я ее видел без купальника на фотографии. Вариации разные», - рассказывает Александр.
Способ ведения информационной войны
Александр Павлыгин занимается визуальной составляющей авиационных моделей. Признается, что пробовал изготавливать декали для танков, но не пошло - не интересно. Вопрос вовлеченности для художников этого направления важен, к такой работе нельзя подойти, как к ремеслу, нужно любить то, чем занимаешься. Отдельный предмет гордости художника – участие в подготовке серии декалей «Воины света», посвященной современной украинской авиации и их обновленной «пиксельной» расцветке. Приступить к разработке этих декалей его толкнул конфликт между Украиной и Россией.
«Я начинал с моделей техники Второй мировой войны в 48-м масштабе. На российском форуме один «товарищ» увидев модель самолета Ла-7 с моей декалью, написал, мол, «чего это вдруг за счет советской символики спонсируют «хунту»? Вам тризубы рисовать надо!». Я подумал: «А человек прав, надо рисовать!». Первый был Су-25, потом Су-27, МиГ-29, МиГ-29УБ, Су-24… Раз народ просит, то почему бы и нет? Это дополнительный способ напомнить им, что не все может быть так, как они хотят», - говорит Александр.
Художник рассказывает историю самолета Т-10-10, прототипа известного Су-27, для модели которого он также рисовал декаль. Этот самолет находился в Киеве, затем – в музее авиации в Луганске. Что с ним сейчас – неизвестно. Модель самолета создавалась по его последним снимкам.

«Сейчас его судьба неизвестна. Когда украинская власть вернется на Донбасс, мы узнаем, что с ним. Но что важно: в 2012-м году ему нанесли украинские знаки. Когда я нарисовал эти тризубы, то часть российских моделистов это очень возмутило. Они начали писать на иностранных форумах «Луганск, Луганская народная республика». После жалобы администрации форума все быстро почистили - британцы очень щепетильно относятся к таким моментам. Не повезло самолету. До Луганска он стоял в Киеве, в Высшем авиационно-инженерном училище, я там учился, лично его видел в ангаре училища».
Украинский «цифровой» камуфляж популярен у иностранцев
«Пиксельный камуфляж сильно понравился иностранцам. Этому способствовало то, что последние годы украинские пилоты участвуют в разных авиашоу, поэтому они говорят, мол, «хотим такой же». Только на прошлой неделе получили три заказа на декали на Су-27 в масштабе 1:48. Два из Франции и один из Малайзии. «Пиксель» сейчас модный и востребованный. И ,опять-таки, чем больше люди покупают эту декаль, тем больше они читают про российско-украинскую войну. Я общался с иностранцами, российская пропаганда действует, они считают, что идет гражданская война. Они спрашивают – а что, у вас действительно война? Да, война, Россия воюет, но не до всех еще это доходит», - рассказывает Александр.
Украина в мире моделирования
В магазине масштабных моделей, где мы встретили Александра, нам рассказали, что доля украинских производителей в сегменте моделирования достаточно высока. Есть отечественные компании, которые конкурируют с зарубежными. Необходимость «состязаться» с мощностями Китая вынудила компании перейти на разработку уникальных, запоминающихся моделей, которые выделялись бы на витрине

«Раньше модели производили по устаревшей технологии на основе мастер-моделей, которые изготавливались вручную. Сейчас модели разрабатывают по 3D-технологиям. Это ускоряет процесс производства.

Но рисование декалей не автоматизируется. Все равно художник сидит и рисует. В Украине таких художников человек 10. В основном, мы друг друга знаем. Николай Узбеков из Киева, художник из Днепра Сергей Дуленко. Из Львова я знаю художника Адама Сабо, он хорошо рисует гражданскую авиацию. Потребность в художниках растет, а людей, специализирующихся рисовании декалей, не так уж много», - говорит Александр.
Проблему малого количества специалистов Александр объясняет тем, что высокие затраты труда в этой сфере редко достойно оцениваются в финансовом плане.

«Художников немного, потому что нужно работать, учиться. В свое время я написал методичку о том, как рисовать декали. Мне говорят «вот, раскроешь все секреты, все кинутся рисовать!». Ничего подобного. Это непростой труд. Художник, как правило, учится в художественном техникуме, самоучек я не встречал. Нужно дополнительное обучение, знание программ, технологических моментов для того, чтобы декаль можно было потом допечатать.

Эта работа очень тяжелая, в то же время, я не могу оценить работу высоко, потому что декаль не купят. Поэтому приходится идти на компромисс с собой. Тяжелая, кропотливая работа, нервов много. Одна такая барышня рисуется от одного до трех дней. Однажды пин-ап я рисовал четыре дня»
Авторское право
Дизайнеры по декалям также страдают от плагиата. Александр достает из коробки с военным самолетом декаль с надписью «Гитлер, врешь, не уйдешь!». Это его дизайн, который был с точностью скопирован. Не все производители желают платить за разработку наклеек, некоторым проще скопировать существующие, даже если от этого страдает качество продукции.


"Я воспринимаю это как признание. Бездарную работу воровать не стали бы"
«У нас авторское право еще не сильно развито. Нужно лицензировать фактически каждое изображение. При том, что круг художников, которые могут это нарисовать, не такой уж большой. Я знаю как минимум двух производителей в Украине, которые воруют. Один просто срисовал мой пиксельный Су-25. Другие производители рисовали модели после меня, но если украли, то это видно. Одно и то же изображение, если рисуют два художника, не будут выглядеть одинаково никогда. Тот же самый пин-ап: этот я нарисовал, а есть такой же, нарисованный другим художником, – они разные. Когда я выпустил декаль на Ла-7, после выхода оказалось, что я нарисовал варианты, которые уже были. Я сравнил – они все отличались в деталях. У нулей, например, закругление другое. А когда воруют, то это заметно.
Да, воруют. Я воспринимаю это как признание. Бездарную работу воровать не стали бы. Плюс, я выбрал темы, которые не всем художникам по силам", - говорит Александр
Игорь Рец
Текст, верстка
Анастасия Лесык
Фото