Ремонт дорог в Украине: станут ли они лучше

По оптимистическим прогнозам Министерства инфраструктуры, в 2017 году отремонтируют более 2000 км дорог – рекордное количество с 2011 года. Но и с такими темпами дорожное покрытие ремонтировать будут 100 лет

Коррупция и ежегодное недофинансирование украинских дорог протяженностью 169,6 тыс. км привело к их изношенности на 95-97%.  Из-за состояния автомагистралей вместо скорости 60-70 км/час автомобили ездят в среднем 30 км/час, отмечают в "Укравтодоре". В 2016 году в Украине отремонтировали 816 км дорог – это полпроцента от протяжности наших автобанов. По самым оптимистическим прогнозам, в 2017 году в стране отремонтируют 2195 км дорожного покрытия – немного больше 1% от всего имеющегося. С такими темпами на ремонт дорог уйдет 100 лет. Как в Украине будут ремонтировать дороги в этом году, узнавал сайт "Сегодня".

В каком состоянии украинские дороги

Общая протяжность украинских дорог – 430 тыс. км. Из них 170 тыс. км – общего пользования и находятся на балансе "Укравтодора" – это трассы, которые соединяют крупные населенные пункты. Дороги общего пользования в Украине делятся на международные, национальные и местные и финансируются из госбюджета. Еще в Украине около 260 тыс. км коммунальных дорог – улицы городов и других населенных пунктов. За их ремонт отвечают местные власти.  

Реклама

По данным Министерства инфраструктуры, более 95% дорог общего пользования требуют капитального ремонта. "95% дорог находятся в ненормативном состоянии – они эксплуатируются со значительными просроченными ремонтами", – отмечает советник главы "Укравтодора" Александр Кава.

В Украине – только 2% магистралей с четырьмя и более полосами движения и шириной 15-30 м. Дорог с двумя полосами движения и шириной 6-7 м – 90%. Из-за небольшой ширины и изношенности пропускная способность украинских дорог низкая, а средняя скорость движения составляет 30 км/час вместо 60-70 км/час. Причиной такого состояния трасс в ведомстве называют недостаточное финансирование на протяжении 10-15 последних лет. Автодорожная отрасль финансировалась только на 14-34% от необходимой потребности.

"Картина довольно печальная – в этом вопросе нужно быть открытым. К сожалению, раньше наши чиновники рассказывали сказки. Хорошая сеть дорог стоит денег", – отмечает Кава.

Фактически сейчас ремонтирует дороги и контролирует их качество "Укравтодор" через свои подразделения. В ходе децентрализации государство снимет "с плеч" дороги местного значения и передаст их под опеку областей, отвечать за ремонт дорог будут обладминистрации, а не "Укравтодор". Деньги на ремонт дорог в регионах будут поступать из территориальных подразделений Дорожного фонда, который заработает в 2018 году.

Реклама

Читайте также:Что будет с ценами на бензин в марте

Когда дороги станут лучше

На автодорожную отрасль в 2017 году из госбюджета выделено 14,2 млрд гривен. Но на ремонт дорог пойдет около 5 млрд гривен, остальное – на покрытие кредитов и содержание магистралей. Финансирование в таком объеме позволит отремонтировать 727 км дорожного покрытия. В "Укравтодоре" дополнительно надеются привлечь 15 млрд гривен за счет реструктуризации долгов –  это даст возможность отремонтировать рекордное количество дорожного покрытия – 2195 км. По оценкам министра инфраструктуры Владимира Омельяна, чтобы привести украинские дороги в порядок, нужно ежегодно 50 млрд гривен на протяжении пяти лет.

gif_maker_videotogif_3-10-2017_105727_am

Реклама

Объездная дорога в Мукачево, Закарпатье. Изображение: goo.gl/K4vj4l

"В Украине финансирования ремонта дорог на протяжении последних десяти лет хватало на 3-5% от необходимого объема. Исключением был период подготовки к "Евро-2012". Если не хватает денег на ремонт, понятно, что с каждым следующим годом ситуация будет ухудшаться", – рассказывает глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины ("Укравтодор") Славомир Новак.

Для стабильного финансирования магистралей в Украине с 2018 года заработает Дорожный фонд. Он будет наполняться за счет акциза и ввозной пошлины на топливо и автомобили, штрафов за превышение нормативного веса и спецфонда Госбюджета. В "Укравтодоре" считают, что Фонд обеспечит отрасли необходимые 50 млрд в год. Но полноценно наполняться он будет с 2020 года, в 2018-м будет поступать 50% от указанных источников, в 2019-м  – 75%.
 

По словам бывшего главы департамента стратегического развития дорожного хозяйства и автотранспорта Министерства инфраструктуры Романа Хмиля, 250 млрд гривен на восстановление дорог на протяжении пяти лет, о которых говорит Омельян, не хватит. Чтобы отремонтировать дороги, Украине нужно десять лет и 1 трлн гривен.

"250 млрд на протяжении пяти лет – это в четыре раза меньше, чем нужно. Мы считали, что необходимо 100 млрд в год на протяжении 10 лет. Сейчас выделяется 35 млрд грн в год. Мы предлагали ввести плату с грузовиков – это плюс 15 млрд грн – и в два раза повысить акциз на топливо – это еще 35 млрд. Такие меры дадут в год 85 млрд и еще 15 млрд мы привлекаем кредитами международных банков. Выйти на 100 млрд в год можно. Но это непопулярный шаг, поскольку автолюбители уже платят налоги и не понимают, куда они деваются. Перед тем как повышать акцизы, нужно научиться тратить те, которые сейчас собираются. В этом направлении реформа двигается очень медленно – деньги продолжают красть, независимого контроля качества нет", – говорит Роман Хмиль.

Также в 2017 году собираются отремонтировать 80 мостов, при том, что в Украине немедленного ремонта требуют 4 тыс. мостов. Об общей стратегии капитального ремонта аварийных мостов в министерстве не говорят.

"Из 17 тыс. украинских мостов около девяти  тысяч – в аварийном состоянии, четыре тысячи подлежат немедленному ремонту. В этом году мы сможем отремонтировать только восемьдесят, но так мы запускаем программу восстановления мостов и переходим к строительству новых", – заявил Омельян.

По словам Романа Хмиля, вероятнее всего, обещанные 15 млрд гривен отрасль получит под конец года по остаткам бюджета, а это значит, что большую часть работ дорожникам придется выполнять в снег.

"Правительство задекларировало, что выделит 15 млрд гривен и еще 15 млрд гривен найдет позже. Но по защищенным статьям только 6 млрд гривен из государственного бюджета и еще 7-8 млрд гривен по кредитам. Это 13 млрд грн. Остальное "Укравтодор" получит, если на конец года в бюджете останутся деньги... Правительство говорит, что объемы финансирования удвоены по сравнению с 2016 годом. Теоретически это так, но на практике дорожники этих денег не увидят", – комментирует Роман Хмиль.

Читайте также: Украина переходит на электромобили: кому могут дать денег и освободить от налогов

 Кто контролирует качество дорог

В "Укравтодоре" говорят, что контроль за качеством дорог уже стал лучше, когда все подразделения ведомства перешли на закупку в ProZorro. Сейчас контролирует качество дорог сам "Укравтодор". В этом году контроль ремонтных работ начали передавать независимым инженерам-консультантам по системе FIDIC. 30 декабря премьер-министр Владимир Гройсман подписал постановление о применении системы для всех дорожных работ в Украине. Контроль по стандартам FIDIC в 2017 году будут проводиться только относительно строительства дорог, реконструкции и капитального ремонта, а с 1 марта 2018 требование будет распространяться и на работы по текущему ремонту.  

 "Международный контроль качества FIDIC отныне является обязательным для осуществления технического надзора за ходом выполнения ремонтно-строительных работ на украинских дорогах. Заказчики дорожных работ – службы автомобильных дорог в областях, подчиненные "Укравтодора" – будут обязаны привлекать к таким работам инженеров-консультантов, которые имеют сертификат FIDIC", – рассказал Владимир Омельян.

В обязанности независимого инженера-консультанта будут входить проведение контроля качества работ, расхода материалов, контроль за устранением дефектов. Качество дорог в городах и других населенных пунктах контролируют только местные власти, поэтому в "Укравтодоре" просят общественников самостоятельно следить за дорожными работами. 

gif_maker_videotogif_3-10-2017_103035_am-iloveimg-compressed_1

За ремонт дорог в населенных пунктах отвечают местные власти. Ремонт дороги в Смиле, Черкасская область. Изображение: goo.gl/aQlCA7

"FIDIC – это европейская международная система, которую используют все страны. Но в Украине ее внедрение отложили на 2018 год. В 2017-м она будет использоваться на проектах капитальной реконструкции и строительства – на этот год проектов нет", – отмечает Роман Хмиль.

По его словам, реформа автодорожной отрасли в Украине затягивается: Дорожный фонд полноценно заработает только в 2020 году, а система контроля качества дорог – в следующем году.

"Я не верю, что реформа происходит, потому что ключевой законопроект о повышении штрафов за нарушение весовых норм депутаты провалили. А это отправная точка реформы. Они приняли закон о дорожном фонде, но отсрочили его на 2018 год, поэтому ближайшие два года ждать нечего. В 2018-м предлагается 35 млрд с акцизов отдать на дороги, но это можно было сделать еще два года назад или делать прямо сейчас.  Складывается впечатление, что реформу отложили для преемников, а через два года новый министр скажет, что денег нет, и опять все перенесет", – добавляет он.

Дороги в Украине продолжат латать ямочным ремонтом. По словам Славомира Новака, от него Украина пока отказываться не будет, посольку в условиях ограниченного финанисирования ямочный ремонт – единственная возможность поддерживать дороги. 

 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64301.06

Bitcoin Cash (BCH)

487.98

Binance Coin (BNB)

560.75

Ethereum (ETH)

3100.46

Litecoin (LTC)

81.46

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.6

Евро (€)

42.28

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять