Молодые итальянские художники Альфредо Рапетти, Фабиана Рошоли и Риккардо далла Кеза представили свои картины и инсталляции в рамках выставки "Сопоставления". Ее финансируют мэрия Рима и галерея Ca D'Oro. Как сообщается в пресс-релизе администрации квартала, организаторы экспозиции решили трансформировать место, "которое воскрешает в памяти страдания и ужасы войны", в культурный объект, где "царят терпимость и можно свободно обмениваться идеями".
Художники украсили своими творениями цементные стены бункера. Рапетти представил симбиоз живописи и письма с еврейскими мотивами, Рошоли заполнила пространство цветными инсталляциями, где активно используется сила света. Далла Кеза разместила на всех 475 кв. м площади бункера женские фигуры, которые изящно опираются о балки.
Бункер возводился с 1937 по 1939 год под дворцом Уффичи в квартале, в котором в 1942 году власти Италии хотели провести всемирную выставку. Она не состоялась из-за Второй мировой войны, однако благодаря ей квартал получил название, которое носит до сих пор. Сами римляне называют его квартал EUR (Esposizione Universale Roma — "всемирная выставка в Риме").
Муссолини потребовал соорудить бункер под дворцом Уффичи, чтобы защитить его работников и администраторов от налетов авиации союзников. Историкам неизвестно, прятался ли в бункере сам дуче. У него в Риме было еще два бункера — под виллой Торлония неподалеку от центра города и под Дворцом Венеции.
Бункер в квартале EUR отделен от окружающего мира стеной толщиной в 20 см. Посетители попадают в него по лестнице, пристроенной сбоку дворца Уффичи, и сквозь бронированную дверь.
Когда в 2002 году бункер впервые после Второй мировой войны был обнаружен строителями, в нем нашлись абсолютно исправные трубы для пневматической почты, душевые, туалет, щитовая и система очистки воздуха. Некоторые предметы были доставлены в музеи Италии, некоторые остались на месте.
По материалам: Infox